Дополнительная общеразвивающая программа " Математика вокруг тебя".
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Яковлева Лариса Юрьевна

Направленность программы - естественнонаучная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovleva_matem_vokrug_tebya.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1 г. ЛИПЕЦКА

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом совете

Протокол №   от     2016г.

УТВЕРЖДЕНО

                   Приказом  №    от    2016г.

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Математика вокруг тебя»

 Учитель Яковлева Лариса Юрьевна

Направленность : естественнонаучная

Срок реализации: 33 занятия

2016 – 2017  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность Программы - естественнонаучная

Цель программы :

Реализация рабочей программы по курсу «Математика вокруг тебя» направлена на достижение следующей цели:

- обеспечение обучения, воспитания, развития детей средствами   курса «Математика вокруг тебя»

       -приобретение необходимой математической базы для дальнейшего применения математики в жизни;

      -формирование и освоение практически значимых знаний и умений;

       -интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.

Программа направлена на реализацию основных задач:

     

       -обучающие задачи: 

        - научить детей применять свойства и законы математики в обычных бытовых ситуациях, ориентироваться в окружающей жизни, используя при этом свои знания по математике;

- научить детей умению формулировать жизненные проблемы в виде математических задач и решать эти задачи;

- развить познавательного интереса детей, формирование мотивации к учебной деятельности, приобретение опыта практической деятельности в целях развития ребенка.

-воспитательные задачи: создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

-развивающие задачи: развитие личности ребенка, приобретение ценностных установок, опыта деятельности, формирование опыта учебной деятельности в целях духовно-нравственного, физического, творческого развития ребенка.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

заключается в использовании современных образовательных технологий:

- технология игрового моделирования;

- технология формирования учебной самооценки;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии

Основной формой организации образовательного процесса по курсу являются занятия, экскурсии. В курсе представлены занятия, в которых ребёнок, опираясь на свои знания по математике, учится формулировать на математическом языке и решать задачи и проблемы, с которыми сталкивается в окружающей жизни.

Разбираются различные ситуации: в магазине, в банке, на кухне, подготовка к ремонту и многое другое. На конкретных примерах показано, как математические знания могут помочь в разрешении этих ситуаций.

Программа факультатива содержит задания, в которых ученики совершенствуют навык использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, умение строить и исследовать простейшие математические модели. Формулировка этих заданий содержит практический контекст, знакомый учащимся или близкий их жизненному опыту. Такие задания носят название «прикладные задачи».

Решения прикладных задач – это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких – то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто, труднодостижимая для учащихся задача.

Предлагаемый курс имеет прикладное и общеобразовательное значение: он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету, данной теме и, что особенно важно, формированию умения решать практические задачи в различных сферах деятельности человека. Решение таких задач способствует приобретению опыта работы с заданием, формированию более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности, математической культуры учащихся.

Прикладные задачи приучают учащихся пользоваться справочным материалом, заставляют глубже изучать теоретический материал, превращают знания в необходимый элемент практической деятельности, а это важный компонент мотивации учения. Выполняя такие задания, учащиеся оказываются в одной из жизненных ситуаций и учатся отвечать на возникающие вопросы с помощью знаний, полученных на уроках математики.

Программа данного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения прикладных задач. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра и геометрия. Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, элементы театрализованной деятельности, экскурсии. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления, на решение проектных задач. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми заранее и в ходе занятия.

Рабочая программа разработана на основе программы развития  познавательных способностей учащихся младших классов.

Отличительной особенностью программы является ориентация детей на решение практических задач.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9-10лет.

Объем курса: курс составлен на 33 часа  в соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (1 занятие в неделю продолжительностью 40 мин.) Формы работы – групповая, парная, индивидуальная .  Методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.

Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения результативности:

В ходе освоения содержания программы курса «Математика вокруг тебя» ожидаются:

- развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников;

-освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений;

- повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний;

- формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы:

-выставки творческих работ;

-публичные выступления.

Контрольные мероприятия не проводятся (качественное оценивание).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В магазине (учимся оценивать и контролировать стоимость покупки, разбираемся с понятием “что значит дешевле”, “что значит округлить”, выясняем, как признаки делимости и понятие чётности числа помогают не ошибиться при расчётах).

Геометрия на свежем воздухе (нахождение фигуры максимальной площади при заданном периметре).

Распорядок дня (как правильно рассчитать своё время).

 Математический учет в природе (соотношение пасмурных и солнечных дней в климате природной зоны где мы живем, о количестве животных и растений  , занесенных в «Красную книгу» )

Комбинаторные задачи ("Каждый каждому, или отправляем подарки", "Kаждый с каждым, или считаем количество матчей", "Выбираем наряды, или декартово произведение множеств").

Тратим деньги разумно, или семейная экономика (как знания математики помогают разумно тратить деньги и вести семейный бюджет).

Расстановка мебели (использование геометрических моделей для чисто практических задач).

Кратчайший путь на местности (как геометрические знания, так как понятие симметрии и другие, помогают находить оптимальный путь).

На кухне (использование понятия пропорции для расчёта и пересчёта рецептов).

В банке (как правильно выбрать и рассчитать кредит и депозит).

Играем в азартные игры? (элементы теории вероятности).

Готовимся к ремонту и строительству (применяем теорему Пифагора, симметрию, параллельность и перпендикулярность).

Учёт материальных ценностей (ведение простейшей базы данных).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

1.

В магазине

5

2.

Геометрия на свежем воздухе

2

3.

Распорядок дня

2

4.

Математический учет в природе

3

5.

Комбинаторные задачи

3

6

Тратим деньги разумно, или семейная экономика

3

7

Расстановка мебели

2

8

Кратчайший путь на местности

2

9

На кухне

3

10

В банке

2

11

Играем в азартные игры?

1

12

Готовимся к ремонту и строительству

3

13

Учёт материальных ценностей

1

14

Обобщение изученного

1

        ВСЕГО

33

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании курса учащиеся должны:

- решать элементарные коммуникативные задачи в пределах любой из сфер общения;

- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

- выполнять действия с величинами в практической деятельности;

- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений в повседневной жизни;

- находить разные способы решения практических задач;

- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц, схем, диаграмм для решения практических задач;

- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

-разработки  по темам;

-методическая литература;

-справочники;

-наглядный материал: схемы, рисунки, работы педагога  и других учащихся;

-компьютер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 2010
  2. Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
  3. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 2006
  4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 2005
  5. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
  6. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2008
  7. Эдуард Успенский «Большая книга о Простоквашино».
  8. Сказки разных писателей.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                           (33 часа)

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

I

В магазине

5

1

Учимся оценивать и контролировать стоимость покупки Первичный инструктаж по охране труда

1

2

Разбираемся с понятием “что значит дешевле”

1

3

Разбираемся с понятием “что значит округлить”

1

4

Выясняем, как признаки делимости и понятие чётности числа помогают не ошибиться при расчётах

1

5

Поход в магазин .

1

II

Геометрия на свежем воздухе

2

6

Нахождение фигуры максимальной площади при заданном периметре).

1

7

Пропорции архитектурных сооружений в моем городе .

1

III

Распорядок дня

2

8

Как правильно рассчитать своё время.

1

9

Математика и режим дня.

1

IV

Математический учет в природе

3

10

Соотношение пасмурных и солнечных дней в климате природной зоны где мы живем.

1

11

О количестве животных , занесенных в «Красную книгу» родного края

1

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

12

О количестве растений, занесенных в «Красную книгу» родного края

1

V

Комбинаторные задачи 

3

13

Каждый каждому, или отправляем подарки

1

14

Kаждый с каждым, или считаем количество матчей.

1

15

Выбираем наряды, или «декартово произведение множеств».

1

VI

Тратим деньги разумно, или семейная экономика.

3

16

Как знания математики помогают разумно тратить деньги и вести семейный бюджет.

1

17

Математика в семейных праздниках ( расчет покупок , подарков)

1

18

Расчет затрат на семейное путешествие .

1

VII

Расстановка мебели

2

19

Использование геометрических моделей для чисто практических задач.

1

20

Как предметы можно измерять на глаз .

1

VIII

Кратчайший путь на местности .

2

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

21

Как геометрические знания, понятие симметрии и другие, омогают находить оптимальный путь

1

22

Мы – юные инспекторы движения.

1

IX

На кухне .

3

23

Использование понятия пропорции для расчёта и пересчёта рецептов.

1

24

Расчет килокалорий , необходимых для здорового образа жизни.

1

25

Вода – носитель информации и генератор фантастических математических идей .

1

X

В банке .

2

26

Как правильно выбрать и рассчитать кредит и депозит.

1

27

Как рассчитать проценты.

1

XI

Играем в азартные игры? 

1

28

Элементы теории вероятности.

XII

Готовимся к ремонту и строительству 

3

29

Применяем теорему Пифагора в ремонте комнаты.

1

30

Применяем  симметрию, параллельность и перпендикулярность в строительстве .

1

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

31

Пропорции архитектурных сооружений в моем городе .

1

XIII

Учёт материальных ценностей 

1

32

Ведение простейшей базы данных.

1

XIV

Обобщение изученного.

1

33

Лучшие проекты  учеников.

1

ИТОГО

33 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"

Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управлени...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"

Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Занимательная математика»

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Математика и конструирование"

Дополнительная общеразвивающая программа "Математика и конструирование" разработа на основе развивающего курса "Математика и конструирование" для 4 класса, автор С.И. Волкова, О.Л....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...