Урок по математике на тему: "Решение задач в косвенной форме" 4класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Кузина Екатерина Васильевна

Решение задач нового вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_preemstvennost.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме.

Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи:
 Предметные
• познакомить учащихся с решением задач нового вида,
• совершенствовать навыки счета,
• работать над развитием математической речи,
• использовать способ моделирование изучаемого содержания (схемы, краткая запись задач),
• создать алгоритм для решения задач нового вида.

II.Метапредметные

              1.Познавательные УУД:

  • находить основное отличие  задач нового вида,
  • выстраивать логические цепи рассуждений, делать выводы;

              2.РегулятивныеУУД:

  • принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

             3 Коммуникативные УУД:

  • совершенствовать  умение слышать, слушать и понимать партнера по работе в паре,
  • планировать и согласованно     выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,

III. Личностные УУД

  • развивать познавательный интерес  к  предмету

Ход урока.

  1. Устный счёт.

- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.

1) Уменьши число 600 на 300;

2) Увеличьте число 400 на 460;

3) Найдите сумму чисел 560 и 240;

4) Найдите разность чисел 270 и 90;

5) Выразите в км 27000м;

6) Выразите в минутах 3 часа;

7) Найдите Pквадрата со стороной 8 см.

8)S квадрата со стороной 8 см.

                  9)Цена шапки 780 р, шарф на 100 р. дешевле. Сколько стоит шарф?

10) На столе восемь книг, на полке в три раза больше. Сколько книг на полке?

- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 180 мин, 32 см, 64 см2,880 , 24

2.Реши примеры. Запиши буквы под ответами. Прочитай слово

72 : 18 - А17: 17- З        96: 32 – Д      80 : 16 - Ч      84: 12 – А       100 : 50 - И

1

4

3

4

5

2

  Кто мне скажет тему сегодняшнего урока?

III Новый материал.

.

  Задача №1 Нарисуйте семь  кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?

Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете  

                  треугольников?

  Проверка:  два человека у доски.

-  Согласны ли вы?

- Помогите ребятам.

- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему?  (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говорится   только о кружках, а просят найти количество треугольников)

- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников?   (если кружков семь и их на два   больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)

-  Какая  же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?

- А что можно сказать про  вторую задачу? Почему?  (она хитрая, сформулированная в  косвенной форме)ИХ называются задачи в косвенной форме.  В этих задачах если  говорится больше, то получается результат меньше. А если говорится меньше, то результат  получается больше.

- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче?  

                                             (надо понимать, какое число находим: большее или меньшее)  

IVРабота по теме урока.

  - Попробуем решить задачу № 319 (1) с. 68

Н.-9 эт.

С.-?на 3>---

9+3=12

C-12эт. На 3 эт.>

Н.-?

Составление алгоритма решения задач в косвенной форме.

Давайте составим  алгоритм решения задач

   1 Прочитать задачу.

   2 Выделить ключевые слова.

   3 Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

   4 Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

   5 Выбрать действие.

   6 Решить задачу.

   7 Записать ответ.

        - Прочитайте задачу. 320

Решаем по алгоритму.

- Выделите ключевые слова в задаче.    (брат, сестра)

- Сделаем схему или кр. запись.

- Что известно про брата? (ему 17 лет, он на три года младше)

- Что знаем про сестру?  Какой вывод о возрасте сестры можем сделать?  (она старше брата на три года)

- Каким же действием будете решать задачу?

Проверка.

- В прямой или косвенной форме была сформулирована  задача? Почему?    (вкосвенной, потому что в задаче все говорилось о брате, а мы должны были найти возраст  сестры)

- О чем надо было помнить?  (если брат младше, то сестра старше, мы находим большее число)

- Поднимите руку, кому понравилось решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?

3 Самостоятельная работа над задачей №320 (2)

- А сейчас самостоятельно решите задачу №320 (2)

- Прочитайте задачу, составьте кр. запись или схему и решайте.

- Кто затрудняется?  Возьмите карточки - помощницы.

Карточка №1

  1 Найди ключевые слова, о ком говорится в задаче?  

  2  Что известно про папу, укажи.

  3   Какой вывод сделаешь про возраст мамы?

  4 Выбирай действие и решай задачу.

Проверка:

- Назовите, сколько же лет маме?   (32 года)

- Чем интересны эти задачи?

2 карточка: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована  в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка,  учебников математики  на сорок штук  больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

1 карточка: Из предложенных задач  выберите  задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.

  Задача №1 В первых классах учатся девяносто два  ученика, а во вторых классах  на шестнадцать учеников  больше. Сколько учеников во вторых классах?

  Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это  на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную

 библиотеку?

  Задача №3  В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше.  Сколько страниц в сборнике стихов?

2 карточка: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована  в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка,  учебников математики  на сорок штук  больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

Проверка:  

- Слово ребятам второй группы?

- Ребята первой группы, пожалуйста.

- Какую составили задачу ребята третьей группы?

- Что интересного заметили?  (мы все решали одинаковую задачу)

- Какой ответ у вас получился?

- Что можете сказать про данную задачу? (это задача в косвенной форме)

VРефлексия.

- Ребята, важно ли нам в жизни уметь решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?

- Приведите примеры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике по теме "Решение составных задач"

Проблемный урок по математике по теме "Решение составных задач"...

Презентация к уроку по математике на тему "Решение текстовых задач"

Презентация к уроку по  математике на тему "Решение текстовых задач"...

Методическая разработка урока по математике на тему "Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость".

Методическая разработка урока по математике соответсвует программе 3-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Знать:- прием (способ) умножения двузначного числа на однозначное;-...

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...