Координаты на плоскости. Построение точек по их координатам
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Гирлина Наталья Анатольевна

Цели: - Обобщить   представления  учащихся  о   координатной  плоскости;   развивать  умение определять  координаты    точек  на  плоскости, находить  точки  по  заданным координатам;

-Совершенствовать умение  решать  текстовые  задачи  на  движение;  уравнения,  примеры  на  порядок  действий;

 - Развивать мышление, память, творческие  способности;  

 - Расширять  кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 60 города Брянска

Урок  математики  в  4 классе

(учебник  Петерсон Л.Г.)

Тема:

«Координаты на плоскости.

Построение точек по их координатам».

                                                                                 Подготовила:   Гирлина Н.А.

                                                                     учитель начальных классов

        высшей квалификационной       категории

                                                         МБОУ  СОШ № 60

                                                   города Брянска

2016 – 2017 учебный год

Тема:  Координаты  на  плоскости. Построение точек по их координатам.

                 Цели: - Обобщить   представления  учащихся  о   координатной  

                                     плоскости;   развивать  умение определять  координаты      

                                     точек  на  плоскости, находить  точки  по  заданным

                                     координатам;

                                   -Совершенствовать умение  решать  текстовые  задачи  на  

                                     движение;  уравнения,  примеры  на  порядок  действий;

                                   - Развивать мышление, память, творческие  способности;  

                                   - Расширять  кругозор учащихся.

                                                   

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная  презентация, раздаточный  материал: лист  с  координатной  плоскостью (каждому  ученику),  лист с  заданиями для  викторины «Хочу  всё знать» (один  на  парту).

Ход урока:

- Организационное начало.

- Устные  вычисления:

 1) - Наш  урок  начнём  с небольшой  разминки  Я задумала  слово, которое  вы должны  отгадать, решив  задания.

Слайды № 1-20

  1. (4 · 12 +12) · 3 : 9 =                       Д.30                К.20                О15

2)  480 : 3 : 40 + 78 – 36 =                И.36                А.44                О.46    

3) 60 : Х = 4                                        О.15                А.240        Б.12

4) Периметр квадрата равен 16см. Найди длину его стороны.

Е.4дм                Р.4см                Д.8см

5)Длина огорода прямоугольной формы равна 280м, ширина 100м. Найдите длину забора вокруг огорода.

Д.760м                Р.380м                Т.7600см

6)Длина прямоугольника равна 18см, ширина 2см. Найдите площадь этого прямоугольника.

Д.9см2                И.36см2                Е.36см

7)Ширина параллепипеда равна 5дм, длина 6дм, а высота равна 2дм. Найдите его объём.

К.60дм2                И.60см2                Н.60дм3

8)С какой скоростью ехал мотоциклист, если за 2 часа он проехал 62км?

О.31км                А.31км/ч                Б.124км/ч

 9)Автомобиль двигался со скоростью 60км/ч и был в пути 6 часов. Какой путь он преодолел за это время?

             Т.360км                Д.360км/ч                Г.10км

10) За какое время поезд проедет 720км, если его скорость равна 6окм/ч?

Е.12км                ы.12ч                Г.12км/ч

- Какое слово получилось?     (координаты)

- Что  такое  координаты? (упорядоченная пара  чисел для  определения положения точки  на  плоскости относительно оси ОХ и оси ОY)

     

- Сообщение темы:

Слайд № 21

Учитель: «Определите тему нашего урока.»

- Тема нашего  урока: «Координаты  на  плоскости».

- Как  вы  думаете, каковы    цели нашего  урока? (предположения детей)

  Зачитываются  цели, записанные  на  слайде.

Слайд № 22

- Зачем надо уметь  определять  координаты  точек?

- Где  нам  это может  пригодиться?

- Работа по теме:

-А когда впервые задумались о важности координатной плоскости и координатах точек на плоскости?

а)Странички истории

Слайд №  23

Лента времени.

Сведения об учёных

Более чем за 100 лет до нашей эры греческий учёный Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

        Во 2 веке нашей эры знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался  долготой и широтой в качестве географических координат.

        Рене Декарт (1596 – 1650 г.) - французский философ, испытатель,

математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому её часто называют декартовой плоскостью.

Слайд №24

- Как называются оси координатной прямой?

-Как определить координаты точки на плоскости

в)Работа с  учебником:

 стр.57 № 1

-Кто из ребят правильно построил точку А (3,4)?

-Какой из способов наиболее удобный?

Чтение правила.

стр.58 № 2

- Построить треугольник АВС, если А(1,5); В(3,9); С(9,2)

-Построить четырёхугольник, если D (4.2) ; E (1.7) ; F (7.8);

K (10.5)

-Раскрась цветным карандашом  пересечение треугольника и четырёхугольника. Какая фигура получилась?

Физкультминутка

г)Викторина «Хочу всё знать»

1) Я приготовила  для  вас   много  интересных  заданий,  которые  расширят  ваш  кругозор. Итак, начнём!

Слайд № 25

- Что вы  видите  на  слайде?  (координатную  плоскость с  точками)  

- Вспомним, как  найти  точку  по её  координатам.  (первый элемент ищем  на    

  оси  х, второй - на  оси у)

 - Давайте  потренируемся. Назвать точку по  координатам: (1,5),   (0,2),  (3,5)

2)   -  Тренировка закончена. Приступаем  к заданию. На листке с  координатной плоскостью  (раздаточный  материал) внизу  в пустых клетках  написать название точек, координаты которых будут  указаны  на  слайде. Если будете  внимательны, сможете  прочитать слова.

Самостоятельная  работа учащихся

 - Прочитайте, что у  вас  получилось.  (синий кит)

Слайд № 26

Синий кит - без сомнения крупнейшее животное, когда-либо существовавшее на нашей планете. Он действительно  огромен! Синий  кит имеет  размеры, сравнимые   с  космическим  кораблём, а вес взрослого кита может более чем в тридцать  раз больше  веса  самца современного африканского слона.

 Синий кит, как  огромный космический  корабль,  бороздит бескрайние просторы мирового океана, мигрируя из ледяных полярных вод в субтропики Индийского, Тихого и Атлантического океанов.

3) – Попробуем  нарисовать синего  кита  на  координатной  плоскости.

Слайд № 27

 Учитель называет  координаты, учащиеся  отмечают на плоскости. На  слайде  дублируется.

Координаты: (0,1),   (3,2),   (8,2),  (8,4),  (9,3),  (9,2),  (10,1),  (10,0),   (8,1),  (6,0),  (2,0)

Полученные  точки  соединяются. Кита  можно  раскрасить.

- Вычислить периметр,  нарисованной  фигуры.

- Что для  этого  нужно  сделать?   (измерить  стороны) Вычисление  периметра.

4) - Вспомните  девиз  нашего  урока.  (хочу всё  знать)

- О ком мы  сегодня  говорили,  кого рисовали?

- Пришло  время  получить ценные сведения  об  этом  удивительном животном.

«Хочу всё знать»

1)Реши  уравнения  и узнаешь длину  в метрах взрослого  синего  кита:  

 (14 . Х – 20) : 5 = 80( 1 ученик с комментированием у доски)

Х = 30

Дополнительно 360 : ( С·  3 + 12) = 10 (вес новорождённого китёнка)

 2)  Реши задачу и ты узнаешь, с какой скоростью бороздит кит водные просторы:

Синий  кит проплыл расстояние  равное  39  километрам  за  3 часа. Следующие  2  часа  он  плыл  со  скоростью  на  4  км/ч  меньше. Какое  расстояние  проплыл  кит за  всё  это  время?

        (разобрать условие, сделать схему на доски , проанализировать и самостоятельно записать по действиям. 1 ученик у доски с обратной стороны. Самопроверка)

Ответ: 57км

    3)   Найди  значение  выражения  и  узнаешь  массу  синего  кита в  тоннах

         270 + (4478 - 1598) : 144 – (2438 – 44 .  55) . 5 Ответ: 380 тонн

- Итог урока

Слайд № 7

-  Чему учились?

-  Что вызвало затруднения?

- Что узнали о  «главном  герое» нашего  урока?

- Домашнее задание: №9 с.59, №11(г)с.60. 

«Хочу всё знать»

1)Реши  уравнения  и узнаешь длину  в метрах взрослого  синего  кита:  

 (14 . Х – 20) : 5 = 80

  1. Реши задачу и ты узнаешь, с какой скоростью бороздит кит водные просторы:

Синий  кит проплыл расстояние  равное  39  километрам  за  3 часа. Следующие  2  часа  он  плыл  со  скоростью  на  4  км/ч  меньше. Какое  расстояние  проплыл  кит за  всё  это  время?

        

3)  Найди  значение  выражения  и  узнаешь  массу  синего  кита в  тоннах

         270 + (4478 - 1598) : 144 – (2438 – 44 .  55) . 5

«Хочу всё знать»

1)Реши  уравнения  и узнаешь длину  в метрах взрослого  синего  кита:  

 (14 . Х – 20) : 5 = 80

  1. Реши задачу и ты узнаешь, с какой скоростью бороздит кит водные просторы:

Синий  кит проплыл расстояние  равное  39  километрам  за  3 часа. Следующие  2  часа  он  плыл  со  скоростью  на  4  км/ч  меньше. Какое  расстояние  проплыл  кит за  всё  это  время?

        

3)  Найди  значение  выражения  и  узнаешь  массу  синего  кита в  тоннах

         270 + (4478 - 1598) : 144 – (2438 – 44 .  55) . 5

«Хочу всё знать»

1)Реши  уравнения  и узнаешь длину  в метрах взрослого  синего  кита:  

 (14 . Х – 20) : 5 = 80

  1. Реши задачу и ты узнаешь, с какой скоростью бороздит кит водные просторы:

Синий  кит проплыл расстояние  равное  39  километрам  за  3 часа. Следующие  2  часа  он  плыл  со  скоростью  на  4  км/ч  меньше. Какое  расстояние  проплыл  кит за  всё  это  время?

        

3)  Найди  значение  выражения  и  узнаешь  массу  синего  кита в  тоннах

         270 + (4478 - 1598) : 144 – (2438 – 44 .  55) . 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку математики ": Точки на осях координат. "

ООУрок математики по программе "ШКОЛА 2000".  На данном уроке обобщаются    представления  учащихся  о   координатной   плоскости;   развив...

Точки на осях координат.

Урок математики, проведённый в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон....

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПОСТРОЕНИЕ ТОЧЕК ПО ИХ КООРДИНАТАМ».

Конспект урока математики в 4 классе по теме: «Построение точек по  их  координатам»....

Презентация к уроку математики в 4 классе по теме "«ПОСТРОЕНИЕ ТОЧЕК ПО ИХ КООРДИНАТАМ».

Презентация к уроку математики в 4 классе по теме "«ПОСТРОЕНИЕ ТОЧЕК ПО  ИХ  КООРДИНАТАМ»....

урок на тему «Определение географических координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам» окружающий мир – 4 класс

окружающий мир – 4  классурок на тему   «Определение  географических координат разных точек Земли, а также нахождение тех или иных точек по их координатам» Цели:1. В результате про...

Координаты на плоскости. Построение точек по их координатам

Цели: - Обобщить   представления  учащихся  о   координатной...