Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда"
учебно-методический материал по математике (4 класс) по теме

Букова Валентина Ивановна

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока42.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

     

     ФИО учителя: Букова В.И.

Класс:  4 «А»

     УМК:  Дидактическая система Л.В.Занкова

Предмет:  Математика

Тема: «Объём и его измерение»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме:  это первый урок в теме «Объём и его измерение».  Данный урок проводится с целью получения учащимися представления об объёме, Урок направлен на работу по формированию новых знаний и формулирование нового правила.

Цель: Создание условий для открытия нового способа действия по нахождению  объёма прямоугольного параллелепипеда.

           

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- умеет находить площадь геометрических фигур ;

-открывает способ действия для определения объёма прямоугольного параллелепипеда;

-  применяет новый способ действия  для определения объёма фигур;

-учится ставить учебную задачу и планирует её реализацию;

-оценивает свою деятельность и деятельность группы в соответствии с требованиями учебной задачи;

-адекватно воспринимает оценку и предложения одноклассников и учителя.

- осуществляет анализ объектов с выделением существенных признаков;

-формулирует проблему;

-пробует самостоятельно конструировать новый способ действия;

- делает вывод на основе обобщения знания.

- участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения;

- умеет выражать свои мысли в соответствии с конкретной коммуникативно–речевой ситуацией;

- проявляет интерес к разным точкам зрения;

- умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной работе.

- проявляет интерес к учебному материалу и способу решения  новой задачи;

-умеет взаимодействовать в группе с другими учащимися.

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организация детского

целеполагания

Проблематизация:

1) обнаружение проблемы;

Создать условия для выявления учащимися границы своего знания и незнания;  формирования  метапредметных УУД.

фронтальная

На слайде:  см, дм², мм², км, м³, дм.

-Что вы видите на слайде?

-Величины.

-Какое задание можно выполнить с данными величинами?

-Поделить на группы.

-По какому признаку?

-называют величины, -

-соотносят их использование на реальных примерах;

- По величинами см, м, дм можно измерить длину отрезка.

илометр – величина для измерения больших расстояний.

- см, м, мм – эти величины мы используем при нахождении периметра многоугольника.

-дм², м² - так мы обозначаем площади фигур.

   -м³ - незнакомая нам величина.

Формирование предметных знаний.

-показывают умение определить границу знания / незнания на конкретном материале;

Посмотрите на следующий слайд, может здесь вы найдёте ответ на свой вопрос.

-называют фигуры;

-соотносят величины с геометрическими фигурами;

-У первого рисунка можно найти периметр.

-У третьего – площадь.

- А вторая фигура объёмная.

Показывают применение изученного в новых условиях

 2) целеполагание; определение темы урока;

фронтальная

Предлагаю сформулировать тему урока, поставить цель и выстроить маршрут в соответствии с темой урока.

Какие вопросы помогут нам раскрыть тему урока?

Предлагаю определить с какой целью на столах располагаются предметы: объёмный квадрат, банка с водой, камень.

Предлагаю определить объём  предмета.

-выдвигают предположения;

-формулируют тему урока;

-Что такое объёмные фигуры?

- Объём. Как его определить?

- В чем он измеряется?

-Объёмный, значит большой.

- Квадрат занимает место в пространстве – это объёмный предмет.

- Банка с водой – это тоже объёмный предмет.

- Камень – объёмный.

- Я догадался. Его можно отпустить в банку с водой.

-Я понял, что вода из банки выльется.

- Значит,  можно сделать вывод.

Дети приходят к выводу, что воду в банке (объём воды) можно измерить с помощью мерки. Но с помощью такой мерки найденный объём будет не точным.

Так как же определить объём предмета?

Формирование предметных знаний.

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

-умеют сформулировать проблему, сделать вывод

3

Решение проблемы:

-высказывание гипотез; план решения;

-проверка гипотезы;

- рефлексия;

Создать условия для выявления  учащимися

формулирования правила; для формирования метапредметных УУД.

групповая

Предлагаю поработать в группах для решения выявленной проблемы.

  Для помощи в работе предлагаю прямоугольный параллелепипед с мерками внутри

    Предлагаю определить с какой целью положены шар и куб внутри ….

Контролирую работу групп;

-предлагаю каждой группе презентовать свою работу, остальным учащимся задать вопросы выступающей группе, если они возникли.

-обобщается способ действия по вычислению объёма прямоугольного параллелепипеда.

Работают в группах: рассматривают предметы, обсуждают увиденное, предлагают варианты определения объёма; договариваются о том, как будут представлять работу.

  Представители каждой группы рассказывают о работе группы, остальные учащиеся выслушивают, задают вопросы.

Оценивают работу своей группы, делятся успехами и неудачами.

Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных УУД.

Формирование предметных знаний.

- проявляют интерес к совместной работе;

- показывают умение работать сообща, договариваться, распределять роли в группе;

- принимают участие в диалоге внутри группы, умеют доказывать свою точку зрения, слушать одноклассников;

-не отвлекаются от решаемой проблемы на постороннее;

- показывают умение слушать одноклассников, задавать вопросы по содержанию выступления; оценить работу группы;

принимать замечания  и предложения одноклассников и учителя;

4

Осуществление проб.

Формирование навыков определения объёма прямоугольного параллелепипеда по трём его измерениям. Создать условия  для формирования метапредметных УУД.

фронтальная

Предлагаю сравнить выводы групп, с принятым в математике алгоритмом действий.

- Откройте учебник на странице 279, прочитайте сведения и сделайте вывод. Выводы какой группы совпадают с правилом учебника?

Предлагаю учащимся применить алгоритм работы с данными в учебнике заданиями на практике.

Знакомятся с материалами учебника, сравнивают итог своей работы с предложенным правилом. Делают вывод, какой группе удалось найти решение проблемы.

Рассказывают, как применить алгоритм к определению объёма.

Формирование познавательных, регулятивных, личностных   УУД.

Формирование предметных действий.

   Формирование регулятивных, коммуникативных УУД.

- показывают умение работать с материалом учебника; формулировать вывод на основе сравнения;

- проявляют умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своей группы;

- проявляют знание нового алгоритма, умение его применить в конкретной ситуации;

- проявляют умение выражать свои мысли в соответствии конкретной речевой ситуацией;

5

Итоговая рефлексия (итог урока, самооценка).

Создать условия  для формирования метапредметных УУД.

фронтальная

Подводим итог урока, задаю вопросы:

- Достигнута  цель урока?- -- Какие трудности были во время работы?

-Что нового узнали?

Предлагаю оценить учащимся свою работу на уроке.

Подводят итог урока.

Осуществляют самооценку деятельности на уроке:

- Я узнал…

- Я понял…

- Мне удалось/не удалось…

Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных УУД.

- проявляют умение оценивать свою деятельность; выражать свои мысли;

6

Домашнее задание.

Создать условия  для формирования метапредметных УУД, предметных действий.

фронтальная

Предлагаю прочитать задание к домашнему упражнению, определить алгоритм работы с ним.

Читают задание, проговаривают алгоритм работы с упражнением.

Формирование регулятивных, коммуникативных, личностных УУД.

- показывают умение работать с материалом учебника; формулировать алгоритм своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку математики 4 класс на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Презентация составлена по новой теме " Объем прямоугольного параллелепипеда" с использованием формул и обобщением материла...

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Открытый урок по математике 2 класс Перспектива ФГОС " Объём прямоугольного параллелепипеда"

Эврика! Произнёс Архимед, когда нашёл способ  нахождения объёма тел.Ребята  2 М класса с учителем Вальщиковой О.О. в игровой форме, в поисковой и исследовательской деятельности  вывели ...

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики "Виды треугольников по видам углов: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о классификации треугольников по видам углов.Задачи урокаДидактические:1. Познакомит...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...