Формирование УУД через решение задач. Моделирование как универсальное учебное действие.
статья по математике на тему

В статье раскрывается смысл моделирования и применения модели для решения задач в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                     С. Н. Логошко

     МБОУ «Многопрофильная школа №17» г. Рязань

Формирование УУД через решение задач. Моделирование как универсальное учебное действие.

В статье раскрывается смысл моделирования и применения модели для решения задач в начальной школе.

Ключевые слова: моделирование, универсальное действие, задачи, решение.  

В течение многих лет учебы  в школе ребенку придется решать огромное количество задач. Сначала это будут задачи по математике, потом они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по физике и химии. Но, несмотря на кажущуюся непохожесть в методике их решения существует многого общего. Поэтому если ученик в начальной школе освоит основные закономерности в подходе к любой задаче, почувствует, что решать задачи интересно, в старших классах  он будет чувствовать себя достаточно уверенно.

В основу формирование умения решать задачи можно положить прием моделирования, которым дети овладевают в процессе специально организованной деятельности. Модель-это построенный по определенным правилам аналог исследуемого объекта, процесса, ситуации, который отражает структуру связей и отношений исследуемого объекта  и должен быть способен заменять его так, чтобы его изучение дало новую информацию об этом объекте. В процессе решения задачи ученик не может непосредственно исследовать ту ситуацию, которая предлагается ему в тексте. Смысл же процесса решения заключается в том, чтобы данную ситуацию описать с помощью математических символов-цифр и знаков.

В начальной школе используется разные построение модели. Виды моделирования: предметное и графическое. Все эти варианты имеют внешнее воплощение.  Но моделирование может быть и мысленным, в этом случае ученик представляет себе ситуацию в уме, пользуясь воображаемой моделью. О таких детях говорят: «решают задачу по представлению».

  Перечисленные виды являются промежуточными, так как конечная цель ученика при решении задачи - запись ее решения в виде математического выражения.

Как и всякому учебному умению, действию моделирования нужно учить специально. Поэтому  обучение моделированию надо учить детей еще на подготовительном этапе, до начала обучение задач.

Основные принципы построения учебной модели:

  • модель должна отражать особые отношения реальной деятельности;
  • модель должна замещать соответствующие реальные объекты;
  • модель отражает структуру исследуемого объекта.

Средствами построения модели являются: символы, знаки, чертежи, рисунки, схемы. Процесс обучения решению задач можно рассматривать как обучение приемам перевода одного вида в модели другого вида, а моделирование будет выступать в качестве обобщенного способа решение задачи любого типа. Для того, чтобы ученик решил задачу, он должен уметь выполнять двойной переход: текст-образ-запись решения.

Но порой научить детей решать задачи по самостоятельно созданной мысленной модели, если у него нет к этому природных данных способностей, крайне трудно. Чтобы помочь таким детям обычно используют наглядность: сначала предметно-аналитическую. Затем более абстрактную. Постепенно дети переходят на использование схем в отрезках: чертежи. Эти модели позволяют ребенку подняться на достаточно высокую ступень абстрактности. Графические модели формируют у детей умения решать задачи разными способами. И самое главное! Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма, а  прием моделирования задач должен стать для ребенка действенным способом поиска решения.

                           Список литературы

1.  Школярова Т. В. Как научить вашего ребенка решать задачи

2. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи

3. Завгородская И. Г. Моделирование как универсальное учебное действие. Начальная школа  2012г.

 

                

         

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...

Формирование моделирования как универсального учебного действия при решении текстовых задач

При обучении решению задач необходимо использовать подход, предполагающий формирование общего умения решать задачи. В основе  формирования общего умения    решать задачи лежи...

Моделирование как универсальное учебное действие

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование мо...

Формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Моделирование как универсальное учебное действие

В материале представлены разные формы формирования моделирования как УУД на разных уроках в начальном звене....