Открытый урок по математике по теме:" Измерение площади фигур при помощи палетки"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Рубченкова Екатерина Ивановна

Технологическая карта открытого урока

Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".

 

Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки,  решать текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тех карта71.5 КБ
Файл геом фигуры1.01 МБ
Microsoft Office document icon таблица27.5 КБ
Microsoft Office document icon инструкция23.5 КБ
Microsoft Office document icon тест23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".

Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки,  решать текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами.

Планируемые результаты:

Регулятивные: Определять тему урока, ставить цель. Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления. Осуществлять итоговый контроль.

Познавательные: Анализировать объекты. Проводить сравнения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Строить рассуждения на анализе. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Использование знаково-символических средств. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Формировать собственное мнение в высказываниях. Развивать умение слушать и понимать других. Развивать умение задавать вопросы. Формировать конструктивные способы взаимодействия  в парах.

Личностные: Развивать мотивацию к учёбе. Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение. Развивать способность к самооценке. Развивать самостоятельность.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, физич. карта мира.

Дидактические материалы к учебному занятию: Физическая карта мира, конверты с карточками маршрута юных археологов, рисунки материков, рисунок яиц динозавра, таблица, тестовое задание, инструкция по выполнению заданий и алгоритмом работы с палеткой, палетка.

Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса  к уроку.

Настраивает на учебную деятельность.

Учитель:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать
Лишь оценку "5"?

Ребята у вас возник вопрос для чего нам на уроке математики географическая карта.

Об этом я вам расскажу.  когда мы будем с вами знакомиться с новой темой нашего урока.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Готовят рабочее место к уроку.

К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л-понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к предмету.

2.Актуализация знаний

1.Открываем тетради.

Записываем дату и вид работы.

20 октября. Классная работа.

Включаем презентацию геометрические фигуры.

Ребята посмотрите на слайд, какие геометрические фигуры вы видите?

Давайте четко  определение геометрическим фигурам.

-Что такое квадрат?

-Что такое прямоугольник?

-Как найти  площадь  квадрата или прямоугольника?

-Что такое площадь фигуры?

А какую фигуру вы еще не назвали?

Это фигура неправильной формы.

А можем мы найти ее площадь  по формуле?

S = a * b

Нет, а почему?

Мы с вами пока еще не знаем.

Выключить презентацию.

Отвечают на вопросы:

- Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

-Прямоугольник  -это  четырехугольник,у которого противоположные стороны равны.

-Площадь- это величина, измеряющая размер поверхности фигуры.

Чтобы найти площадь   квадрата или прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

П-владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.

Самостоятельно находят необходимую информацию.

Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью. Находят способы решения учебной задачи.

3.Определение темы урока.

Целеполагание.

Какую тему определим нашего урока?

Какие цели поставим?

 А географическая карта сегодня для того чтобы помочь нам  разобраться с темой нашего урока.

Ребята вы уже знакомы с понятием географической карты из окружающего мира.

Кто даст определение географической карты?

Посмотрите на карту,что мы видим?

Материки, океаны. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на материки. Кто- то отправиться в Южную Америку.Австралию,Африку и проведут там раскопки. А кто занимается раскопками,как называют этих ученых?

Правильно Археологи.

Дайте определение понятию археолог?

Математика- царица всех наук. Она нужна в любой науке, в любой профессии, например, археологам и географам.

Учитель: Каждая наука человеку нужна и важна. С помощью разных наук мы узнаем что-то новое, а помощницами сегодня на уроке будет наука география и археология.   Я вам предлагаю стать сегодня юными археологами и отправиться на раскопки.

На каждой парте лежат конверты с индивидуальными заданиями и инструкциями действий.

-Достаньте из конверта-инструкцию,  с алгоритмом действий, таблицу, где проводите вычисления, рисунок с изображением материка (измерение  площади материка палеткой). Нахождение  площади, фигур материков – Австралия, Южная Америка, Африка).

Ответы обучающихся.

Определение темы и цели урока.

Географическая карта –это изображение земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде(масштабе).

Археолог — является ученым, который по сохранившимся останкам жизнедеятельности изучает быт и культуру древних цивилизаций, археолог проводит раскопки для поиска источников исследования.

П- самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока;самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления.

Р-принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.

К- применять изученные правила общения.

4.Знакомство с новой темой.

Включить презентацию про палетку.

 

Сегодня на уроке вы научитесь выполнять приближенное вычисление площади любой плоской фигуры и познакомитесь с приспособлением для этого.

Существует способ нахождения площади фигур неправильной формы с помощью палетки – прозрачной плёнки с нанесенными  на ней квадратными сантиметрами

Знакомство с презентацией «Палетка».

Проговаривания формулы и алгоритма вычисления.

Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.

П-владеют способами выполнения заданий поискового характера;логическими действиями; базовыми предметными понятиями.

Р-принимают и сохраняют учебную задачу

К-проявляют готовность слушать.

5.Работа по теме.

Учитель комментирует.

Алгоритм вычисления площади с помощью палетки

Наложите палетку на фигуру;

Сосчитайте число m, целых клеток внутри фигуры;

Сосчитайте число n неполных клеток фигуры и разделите это число на 2;

Вычислите значение площади по формуле: S= m + n: 2 (если число – n нечетно, то увеличить или уменьшить его на 1);

Выключить презентацию.

А сейчас ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, мы поработаем с учебником.

Откройте учебник на странице 43.

Давайте прочтем определение Палетки.

Площадь, каких фигур мы можем вычислить при помощи палетки.

Запишем формулу в тетрадь.

Выполним задание № 191.

Слушают.

Проговаривают алгоритм.

П-проводят анализ;осуществляют измерение,вычисление; рассуждают,доказывают.

Р-осуществляют контроль;оценку,волевую саморегуляцию, в ситуации затруднения.

К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

6.Первичное закрепление

 Отправляемся с вами в путешествие на раскопки каждый на свой материк. Вы приехали на раскопки. Вам необходимо определить  какова площадь того рисунка  материка, на котором вы будете что-то искать. Дети по формуле находят площадь.

Проверяют ответы.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Опрос учащихся.

 

Работа по индивидуальным карточкам.  

П-владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера,логическими действиями.базовыми,предметными понятиями.

К-применяют изученные правила общения,работающих в паре,обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга..

Физкультминутка

- Вы наверное устали?
-Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
как динозавры  зашипели:, зарычали.
Пошипели, помолчали
как динозавры, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком присели.

Выполняют движения.

Р-принимают и сохраняют учебную задачу.

К-проявляют готовность слушать.

Л-имеют установку на здоровый образ жизни.

7.Практическая деятельность.

Вам интересно, что же вы откопали в результате раскопок?

Достаньте из конверта еще один рисунок. Что это? Яйца динозавров, вымерших животных.

Найдите  площадь яйца с помощью палетки. Дети берут рисунки яйца, самостоятельно находят  площадь яйца с помощью палетки.

Проверьте у соседа по парте площадь.

Молодцы.        

Находят самостоятельно (с последующей проверкой) площадь при помощи палетки. Взаимопроверка.

П-ориентируются в своей системе знаний,отличают новое от уже известного; принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.

 К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

8.Тестирование

- Проверим наши знания, как вы научились пользоваться палеткой.

Достаньте из конверта тестовое задание. В тесте подчеркните правильный  ответ.

ТЕСТ по теме «Палетка».

Сделайте записи в тетрадях согласно инструкции по применению палетки и запишите формулу нахождения площади при помощи палетки.

Работают с тестом.

П-владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера,логическими действиями.базовыми,предметными и понятиями;самостоятельно находят необходимую информацию.

Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью. Находят способы решения учебной задачи.

9. Рефлексия. Комментирование оценок.

Вы сегодня хорошо потрудились ,давайте оценим вашу работу.

Оцените себя и свою работу на уроке.

На полях в тетради нарисуйте шкалу и поставьте себя на определенный уровень.

Опрос кто себя как оценивает.

- Ч то нового узнали на уроке?

 - Что понравилось?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке по шкале.

П-ориентируются в своей системе знаний,отличают новое от уже известного; принимают и сохраняют учебные задачи.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету.

10.Домашнее задание

С.44.№ 192,№195.

Задают уточняющие вопросы.

Р-принимают и сохраняют учебную задачу;осуществляют поиск средств. для ее выполнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрические фигуры


Предварительный просмотр:

1.Заполни таблицу

№ карточки___

Число полных клеток

m(см2)

Число неполных клеток n(см2)

Площадь

S=m+n /2

Фигура Австралия

S=

Фигура Южная Америка

S=

Фигура Африка

S=



Предварительный просмотр:

1.Заполните таблицу, следуя алгоритму:

  1. Наложите палетку на фигуру;
  2. Сосчитайте число m-целых клеток внутри фигуры;
  3. Сосчитайте число n- неполных клеток фигуры и разделите это число на 2;
  4. Вычислите значение площади по формуле: S=m+n /2 (если число n– нечетно, то увеличить или уменьшить его на 1);

2.Запишите вывод в тетрадях:

  1. Запишите в тетрадях, с помощью какого инструмента научились находить площадь фигуры.
  2. Какой формулой пользовались?
  3. Пригодится ли вам в жизни умение находить площадь фигур? Где и зачем?



Предварительный просмотр:

ТЕСТ  по теме «Палетка»

1. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется

- квадрат

- треугольник

- круг

2. Чтобы найти площадь   квадрата или прямоугольника , нужно

 - длину умножить на ширину;

- найти сумму всех сторон.

3. С помощью палетки площадь находят так:

- Сложи количество полных квадратов и число неполных квадратов, делённое на 2.

- длину умножить на ширину.

4. Единицы измерения площади:

-  мм        см              м                 к м

-  мм2         см2              м2                 к м2  

- сек            мин

5. Формула  площади  квадрата или прямоугольника? 

-  S = a * b

-  Р = a *b

- S = a + b


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе. Тема: "Измерение площади фигур с помощью палетки"

Преподаватель: Щербаль Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ Крутихинская основная общеобразовательная школа Крутихинского района, Алтайского края Тема – Измерение площади фигур с пом...

Конспект урока по математике по теме "Измерение площади фигуры с помощью палетки"

Найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки...

Открытый урок по математике в 3 классе "Площадь фигуры"

Данный материал поможет учителю ввести новое понятие площадь на уроке математике в 3 классе....

Урок математики 4 класс «Измерение площади фигуры с помощью палетки» Школа России 2022

Урок математики  4 класс «Измерение площади фигуры с помощью палетки» Школа России...