урок математики в 4 кл Единицы времени
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Евгения Валерьевна Соболева

в архиве сценарий урока математики в 4 классе по теме "Единицы времени", презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_4_klasse_edinitsy_vremeni.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ.  4 класс.  09.11.16.

ЦЕЛИ   УРОКА:

  •  обобщить и проверить знания и умения детей по теме «Единицы времени», составить таблицу единиц времени;
  • систематизировать знания о соотношениях между изученными величинами;
  • развивать умение преобразовывать единицы времени из мелких в крупные и наоборот;
  • совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи по теме;
  • развивать математическую речь, интерес к математике и окружающему миру.

ОБОРУДОВАНИЕ:   учебник «Математика» 4 класс М.И. Моро, М.А. Бантова,1 ч.; рабочая тетрадь к данному учебнику; проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска; карточки с заданиями, тесты (раздать заранее).

ХОД   УРОКА

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Настя Д: Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое

Часов и дней напрасный счет.

Савелий: Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы

Учитель:  - Какова главная мысль стихотворения? Что автор хотел рассказать о времени?  (Каждая единица времени протекает по-своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит)

2. Определение темы, постановка целей и задач урока.

-Заполнив кроссворд,  вы узнаете тему сегодняшнего урока.         СЛАЙД  3

  • 100 лет –это-?
  • На какую геометрическую фигуру похож циферблат?
  • 1/60 минуты
  • 1/60 часа
  • 1/12 часть года-?

- Прочитайте выделенное слово. Определите тему урока.

Чему будем учиться?  Что мы уже знаем об этой величине? Что умеем?

3.Составление плана для достижения учебной задачи.

По какому плану мы изучаем величины?

  • Что я знаю об этой величине?
  • Какие я знаю единицы измерения данной величины?
  • Соотношение единиц данной величины
  • Перевод единиц данной величины
  • Сравнение единиц данной величины
  • Арифметические действия с единицами измерения

       Как много можно сделать за одну минуту. Некоторые ребята нашего класса за одну минуту успевают прочитать 179 (Варя), 143 (Уля и Кирилл) слов. Больше 100 сл читают Лиза, Егор, Настя Д, Алина, Ева, Соня, Артем. Но не все бывают очень внимательны. Подумайте над этим. И мы сейчас с вами, не теряя ни минуты начнем свой урок. Устный счет.

  • Запишите единицы в порядке возрастания: СМ,ДМ,ММ,М,КМ  СЛАЙД
  • Какую величину измеряют данными единицами измерения? СЛАЙД 5
  • Запишите единицы измерения в порядке убывания: КГ, Г, Т, Ц СЛАЙД 6
  • Что скажите про данные единицы измерения? Какую величину измеряют? СЛАЙД 7

       - А теперь вспомните и назовите известные вам единицы измерения времени.  СЛАЙД 8

        -Расположите в тетради единицы измерения времени в порядке возрастания. Проверяем. СЛАЙД 8                                             

4.Реализация плана : Итак, что же такое время? Зачем его нужно знать?

В русском языке мы тоже можем встретить немало выражений с этим словом. Какие вы знаете?                                             СЛАЙД 9  (быстро!!!)

Ученики

:      Нет времени.

Время летит.

Тратить время.

Убить время!

Времени хоть отбавляй!

Экономить время.

-Как вы понимаете данные выражения? Слайд 11

В настоящее время выпущен большой фразеологический словарь для детей, где мы можем найти толкование некоторых из них.

Учитель:  Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов.                                                                                              СЛАЙД 12

Кирилл:   Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы.      Слайд 13                                            

Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.

Ева:   Первыми точными часами были маятниковые часы.  Слайд 14

Маятник-грузик качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Благодаря механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.

Учитель:   В наше время существует очень много разных часов.  СЛАЙД 15 -17

 Есть часы, которые называют цветочными. По цветкам можно определить время, зная, когда они раскрываются и закрываются.                СЛАЙД  18-20 (цветы одуванчика,  белой кувшинки.)

Физминутка ( составлена из упражнений, имитирующих работу часов)

  1. «Часики» -  повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
  2. «Маятник» - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
  3. «Колесики» - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
  4. «Будильник» - поднимаем руки через стороны и хлопаем над головой.
  5. «Пружинка» - приседания.
  6. «Часы идут, идут, а с места не сойдут» - ходьба на месте.

РАБОТА В ТЕТРАДИ. Одуванчик раскрывается  в  6 часов утра, а закрывается в  3 часа дня. Сколько часов в сутки цветет …….? Сколько это минут? Кувшинка – в 6 утра, закрывается в 6 вечера.

-Какой цветок  дольше бывает раскрытым? Какой цветок меньше бывает раскрытым? На сколько часов дольше? Сколько это минут?   Можно решать задачи с единицами времени? Какое правило надо соблюдать?     ИД!!!  СЛАЙД 21

Учитель:    В самом деле, вся наша жизнь организована по часам. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

Практическая работа с моделями часов

Покажите на моделях часов время, когда :                               СЛАЙД 10

  • вы завтракаете в школе;
  • начинаются занятия в школе;
  • умываетесь;
  • идете домой после уроков;
  • делаете домашнее задание. (работа на интерактивной доской!!! и обычной модели часов)

-Какие единицы измерения времени вы еще знаете?                            СЛАЙД 22

Настя В:   Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.

Егор:   Век - промежуток времени, равный 100 календарным годам. Мы живем в 21 веке. Он длится с 1 января 2001года по 31 декабря 2100 года.

Настя М:   Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Год может длиться 365 или (366 дней -високосный год).

Максим:   Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Лиза:   Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке.

Артем:   Сутки – единица времени, равная 24 часа.

Диана:   Час – единица времени, равная 60 минут.

Руслан:   Минута – единица времени, равная 60 секунд, от латинского «маленький, мелкий».

Полина:   Секунда – самая маленькая единица времени, от латинского «второе деление».                                                                                            

- По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.   (Например, сегодня 29 октября, пятница, 2010 год, 21 век, 12 часов и т. д.)

Учитель:   Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени. У вас есть такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.

Давайте с вами вместе составим таблицу единиц времени.               СЛАЙД  23

Работа в парах.   Восстановите правильную последовательность. СЛАЙД 24

1 век                                                   60 сек

1 год                                                   60 мин

1 сутки                                                30сут. или 31 сут.( в феврале 28 или 29 сут.)

1 час                                                    100 лет

1 мин.                                                 365 или 366 суток

1 неделя                                            12 мес.

1 месяц                                               24 час

(Работа в тетрадях, обмен в парах)        БЫСТРО  !!!                                                                            

Для проверки                                                                                                     СЛАЙД 25

Работа в тетради  (по вариантам) 2 чел у интерактивной доски

-Используя таблицу, которую вы составили, выразите:                         СЛАЙД 26

в сутках:   48 час,   96 час;

в часах:   2 сут,   120 мин;

в месяцах:   3 года,   8 лет 4 мес;

в годах:   60 мес,   84 мес;

в секундах:   5 мин,   16 мин;

в минутах:   600 сек, 5 час.

Решение задач. (Загадки приготовили сказочные герои).                                                                                              СЛАЙД 28

«Незнайка»:   Я сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько времени я занимался этой трудной работой?   (197 минут)

СЛАЙД 29

«Кот Леопольд»:   Я терпел обидные выходки мышей весь март месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день мое терпение лопнуло?  (на 48 день)

СЛАЙД 30

«Винни-Пух»:   Я летел на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени я затратил на полет? (39 часов)

Учитель:    Наши герои мультфильмов приготовили для вас тест, задания которого относятся к теме нашего урока. Вы должны подтвердить свои знания правильными ответами. (Тест у каждого на столе)

Можно оценки поставить позднее, когда сама проверю тест – как будет хватать времени. Проверяем и оцениваем себя зеленой ручкой.                                                 СЛАЙД 31 

У кого нет ошибок, ставит себе «5», у кого 1-2 ошибки, ставят «4», у кого 3 ошибки, ставит себе «3».

Перевод именованных чисел.                                                                       СЛАЙД 27

- Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные красным цветом числа на более крупные единицы времени.

100 лет живи, 100 лет учись. (100 лет – 1 век .  Век живи, век учись.)

Обещанного 36 месяцев ждут.  (36 месяцев – 3 года. Обещанного 3 года ждут.)

Делу время, а потехе 60 минут.  (60 минут-1 час. Делу время, а потехе –час.)

7 дней 12месяцев кормит. (7 дней-1 неделя. Неделя год кормит.)

-Кто может объяснить смысл этих пословиц? Какие из них будут полезны всем школьникам?

5.Итог урока.  Рефлексия .      

        -Наш урок подошел к концу. Давайте с вами вспомним, о чем же мы говорили сегодня на уроке?

-Как вы думаете, важно ли для человека знать время? Чем оно помогает нам в жизни? (Оно помогает нам правильно распределить свой день и не тратить время зря).

    - А сейчас оцените свою деятельность на уроке, поднимитесь на нужную вам ступеньку. (ребята располагают рисунок часиков на нижнюю ступеньку таблицы «Ничего не понятно на уроке» на среднюю «мне понятно, но возникли трудности», на верхнюю ступеньку «Хочу знать больше».                                                                                                       СЛАЙД 33  6.Домашнее задание.                                                                                           Слайд 32 Спасибо за урок. Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке.                                                                                                              СЛАЙД 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

Конспект урока математики по теме: "Единица времени - неделя." 3 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен с использованием проблемно - диалогической технологии, с использованием фронтальной и парной форм работы....

Урок математики на тему "Единицы времени - минута"

Цели урока: познакомить с единицами измерения времени -  минутой;учить узнавать время по часам;показать важность ориентирования во времени как одном  из средств самоконтроля;развивать логиче...

Урок математики по теме: "Единицы времени"

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, смены времен года. Появились первые единицы времени: сутки и год....

Урок математики 4 класс. Единицы времени. Год. Век.

Урок математики в 4 классе, на котором учащиеся знакомятся с новой единицей времени - веком, учатся преобразовывать года в века и наоборот, записывать века римскими цифрами, повторят знакомые единицы ...

Презентация к уроку математики 4 класс. Единицы времени. Год. Век.

Презентация к уроку математики в 4 классе, на котором учащиеся знакомятся с новой единицей времени - веком, учатся преобразовывать года в века и наоборот, записывать века римскими цифрами, повторят зн...