Рабочая программа по предмету "Математические представления и конструирование" (2 класс)
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Шпак Ольга Николаевна

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Математические представления и конструирование» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения:формирование элементарных математических представлений; расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

- понятия «большой» - «маленький», «длинный» - «короткий», «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий»,

- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

- понятия «верх» - «низ», «право» - «лево»,

- понятия «один» - «много»,

- число и цифру 1, 2, 3, 4 и соотносить их с количеством пальцев и предметов,

- понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах четырех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции),

- выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: цвета (красный, желтый, зеленый), формы (куб, шар, брус, треугольная призма (крыша), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), величины (большой, маленький, длинный, короткий) в предметах (задания типа: «Найди такой же…»),

- понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 4-х и соотнесении предметов по величине,

- выделять от одного до четырех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого,

- узнавать цифры 1, 2, 3, 4 и соотносить их с количеством пальцев и предметов,

- писать цифры 1, 2, 3, 4 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно,

- осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении,

- производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты и треугольники),

- соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений,

- перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно,

- производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции

- узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, весна и осень) и части суток (день, ночь, вечер, утро).

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение контрольной работы, позволяющей выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Математические представления и конструирование»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов __68__, кол-во часов в неделю_2_

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» образовательной области «Математические представления, основы арифметики»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Обучение математическим представлениям должно носить прежде всего ярко выраженную практическую направленность. В течение всего года уроки по развитию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Уроки могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, занятия по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по развитию элементарных математических представлений;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

- уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;

- определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся, что дает возможность учителю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;

- формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;

- формирование умения адекватно использовать простые дидактические игры в соответствии с функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого;

- развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу урока (с использованием вербальных и невербальных средств);

- формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использование элементарных математических представлений.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • Совместные действия детей и взрослого;
  • Действия по подражанию действиям учителя;
  • Действия по образцу, по словесной инструкции;
  • Приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
  • Элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
  • Воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
  • Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
  • Соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;
  • Подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, с целью формирования временных представлений;
  • Обыгрывание предметов, определений их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

- понятия «большой» - «маленький», «длинный» - «короткий», «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий»,

- геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

- понятия «верх» - «низ», «право» - «лево»,

- понятия «один» - «много»,

- число и цифру 1, 2, 3, 4 и соотносить их с количеством пальцев и предметов,

- понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- осуществлять действия с множествами на дочисловом и элементарном числовом уровне в пределах четырех (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции),

- выделять по образцу (по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции) признак: цвета (красный, желтый, зеленый), формы (куб, шар, брус, треугольная призма (крыша), квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), величины (большой, маленький, длинный, короткий) в предметах (задания типа: «Найди такой же…»),

- понимать и использовать приемы наложения и приложения при образовании множеств в пределах 4-х и соотнесении предметов по величине,

- выделять от одного до четырех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого,

- узнавать цифры 1, 2, 3, 4 и соотносить их с количеством пальцев и предметов,

- писать цифры 1, 2, 3, 4 по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно,

- осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, треугольная призма (крыша), круг, квадрат, треугольник) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении,

- производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, треугольные призмы (крыши), круги, квадраты и треугольники),

- соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений,

- перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно,

- производить простейшие действия по перемещению предметов вперед, назад, вверх, вниз по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции

- узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, зима, весна и осень) и части суток (день, ночь, вечер, утро).

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • наборы «Умные карточки. Противоположности», «Геометрические фигуры»,
  • настольная игра «Шиворот-навыворот»,
  • мячи, куклы, игрушки разного размера,
  • набор цветных кубиков «Малыш»,
  • деревянный конструктор «Полесье»,
  • конструктор «Кроха»,
  • набор деревянных форм в мешочке,
  • наборы геометрических фигур из пластмассы «Учись считать» по количеству детей,
  • счётные полочки,
  • деревянные счёты,
  • трафареты «Геометрические фигуры»,
  • кубики с цифрами,
  • игра «Мои первые цифры»,
  • мини-игра «Цифры»,
  • Лего: мега-блоки,
  • «Блоки Дьенеша»,
  • «Палочки Кюизенера».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Представления о величине

1

«Большой» - «маленький»

Повторение понятий «большой» - «маленький», отработка указательного жеста.

Работа с предметами разной величины (вёдра, мячи, куклы). Отработка выполнения инструкции «Дай большой (маленький)…». Обведение по трафарету больших и маленьких кругов. Нахождение на рисунках больших и маленьких предметов. Конструирование большого и маленького домов из деталей конструктора «Кроха». Сравнение игрушек, картинок по величине. Работа по рабочей тетради с.6-9.

Игрушки, домики из картона, предметные картинки, конструктор «Кроха». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

2

Сравнение по величине: больше-меньше

Закрепление понятий «большой» - «маленький», учить различать предметы по величине.

3

«Длинный» - «короткий». Длиннее -короче

Повторение понятий «длинный» - «короткий», отработка указательного жеста.

Демонстрация длинных и коротких шнурков, верёвок, лент. Отработка выполнения инструкции «Дай длинный (короткий)…» Выбор длинных и коротких полос из цветной бумаги по заданию учителя. Проведение длинных и коротких линий в тетради с помощью учителя. Конструирование на плоскости: забор из палочек Кюизенера, сравнение по длине. Работа по рабочей тетради с.25-28.

Цветные ленты, шнурки, верёвки разной длины. Набор палочек Кюизенера. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

4

«Высокий» - «низкий».

Выше - ниже.

Закрепление понятий «высокий» - «низкий», закрепление умений сравнивать предметы по высоте.

Рассматривание высоких и низких объектов: дома, деревья, шкафы, стулья (из окна класса и на картинках). Отработка выполнения инструкции «Покажи высокий (низкий)…». Настольная игра «Шиворот-навыворот», работа с «Умными карточками»

Конструирование на плоскости: выкладывание из палочек высокого и низкого дома, высокой и низкой ёлки. Работа по рабочей тетради с.50-53.

Настольная игра «Шиворот-навыворот», предметные картинки, конструктор, «Умные карточки». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

5

«Широкий» - «узкий».  Шире-уже

Знакомство с понятиями «широкий» - «узкий», отработка указательного жеста.

Рассматривание широких и узких лент. Отработка выполнения инструкции «Покажи широкий (узкий)… Закрашивание широких и узких поясов на картинках. Конструирование: выкладывание широких и узких дорожек из цветных полосок. Работа по рабочей тетради с. 36-42.

Цветные ленты разной ширины, напольная мозаика. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

6

Сравнение предметов. Повторение.

Повторение и закрепление понятий «большой» - «маленький», «длинный» - «короткий», «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий».

Сравнение игрушек, предметов, картинок. Называние признака, по которому можно сравнить предметы. Конструирование из палочек: дом, солнышко

Работа по рабочей тетради с. 10-13.

Игрушки, ленты, карандаши, набор «Умные карточки. Противоположности».

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

7

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих предметов

Закрепление понятий много-мало.

Демонстрация ёмкостей разного объёма, пересыпание, сравнение. Игра в сухом бассейне «Поиски клада». Работа по рабочей тетради с.9-11.

Конструирование из деревянного конструктора «Полесье».

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Представление о форме

1

Круг, квадрат

Развитие зрительных представлений, повторение понятий «круг», «квадрат».

Демонстрация и рассматривание предметов и картинок круглой и квадратной формы, повторение названия форм – круг, квадрат. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай круг (квадрат)», «Покажи круг (квадрат)». Обводка по трафарету кругов и квадратов. Работа с набором геометрических фигур (выбор, наложение, выкладывание с чередованием). Конструирование на плоскости: гусеница из плоских цветных кругов. Работа по рабочей тетради с. 4-5, 16-20.

Картинки и предметы круглой и квадратной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

2

Треугольник, прямоугольник

Развитие зрительных представлений, повторение понятий «треугольник», «прямоугольник».

Демонстрация предметов и картинок треугольной и прямоугольной формы, повторение названия форм – треугольник, прямоугольник. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай треугольник (прямоугольник)», «Покажи треугольник (прямоугольник)». Работа с набором геометрических фигур: наложение одинаковых фигур друг на друга, на контур, выкладывание с чередованием. Конструирование на плоскости из геометрических фигур: грузовик, ёлочка, «зебра». Работа по рабочей тетради с. 33-36, 45-50.

Картинки и предметы треугольной и прямоугольной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

3

Дифференциация предметов по форме.

Закрепление понятий «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», развитие тактильных ощущений.

Повторение названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Игра «Чудесный мешочек» (набор геометрических фигур). Соотнесение фигур по форме, группировка по форме. Игра «3-й и 4-й лишний». Конструирование в пространстве из набора деревянных объёмных фигур: дом, ворота, гараж.

Набор деревянных форм в мешочке, предметные картинки, набор геометрических фигур из пластмассы «Учись считать», деревянный конструктор.

4

Шар

Знакомство с шаром, дифференциация с кругом.

Демонстрация шаров, мячей, сравнение с кругом. Сравнение шаров по величине. Игра «Чудесный мешочек» (шарики). Работа по рабочей тетради с.28-29.

Конструирование из плоскостных кругов «Матрёшки».

Мячи разного размера, стеклянные шарики для декора. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

5

Куб

Знакомство с кубом, дифференциация с квадратом.

Демонстрация куба, сравнение с квадратом. Игра «Чудесный мешочек» (кубики).

Работа по рабочей тетради с.45-46.

Конструирование из кубиков

Кубики деревянные и пластмассовые разного размера. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

6

Брус

Знакомство с брусом, дифференциация с прямоугольником.

Демонстрация бруса, выяснение отличия от прямоугольника. Подбор предметов по форме.

Работа по рабочей тетради с.62-64.

Конструирование из конструктора «Лего - Дупло».

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Представление о пространстве

1

«Верх» - «низ»

Развитие пространственных представлений, продолжение формирования понятий «верх» - «низ».

Повторение понятий «верх» - «низ», рассматривание полок в шкафу: определение верхней и нижней полки. Задания на определение верхнего и нижнего края доски, листа. Конструирование: лесенка из конструктора «Кроха».

Работа по рабочей тетради с.21-24.

Мячи, мягкие игрушки, конструктор из пластмассы «Кроха». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

2

«Право - лево»

Развитие пространственных представлений, продолжение формирования понятий «право» - «лево».

Повторение значений понятий «право», «лево». Повторение понятий о правой и левой руке. Обведение карандашом правой и левой руки. Конструирование в пространстве: стол, стул, диван из деревянного конструктора, проговаривание взаимного расположения построек между собой. Работа по рабочей тетради с.14.

Мягкие игрушки, деревянный конструктор «Полесье». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Количественные представления

1

Понятия «один» - «много»

Закрепление понятий «много» - «один». Развитие тактильных ощущений.

Игра в овощной магазин: покупка овощей заданного количества: «Купи много огурцов, купи один помидор и т.п.». Отработка выполнения инструкции «Покажи, где много», «Дай один». Обведение по трафарету множества яблок, закрашивание одного. Конструирование из блоков Дьенеша.

Муляжи овощей, игрушечный кассовый аппарат, миски по количеству детей, трафареты с яблоками, блоки Дьенеша.

2

Больше - меньше, столько же.

Практическое знакомство с понятиями «больше», «меньше», «столько же»

Соотнесение предметов и картинок по количеству без называния чисел путём наложения и приложения. Игра «Накорми зайчиков морковками». Обводка фигур по трафарету, штриховка, закрашивание.

Конструирование из блоков Дьенеша. Работа по рабочей тетради с.4-8.

Игрушки, раздаточный материал, предметные картинки, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

3

Число и цифра 1

Формирование математических представление: знакомство детей с числом и цифрой 1.

Выбор одного предмета из множества. Обведение в кружок одного предмета из ряда одинаковых. Прописывание цифры 1.

Конструирование из блоков Дьенеша.

Работа по рабочей тетради с.12-15.

Набор геометрических фигур, предметные картинки с изображением одинаковых предметов, счёты, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

4

Число и цифра 2

Формирование математических представление: знакомство детей с числом и цифрой 2, с понятием «пара».

Объединение предметов и детей в пары. Откладывание 2-х предметов из ряда одинаковых. Опускание 2-х предметов в коробку. Игра «Найди пару» (варежки, носки, ботинки). Прописывание цифры 2. Конструирование из блоков Дьенеша.

Работа по рабочей тетради с.16-19.

Парные картинки и игрушки, коробки, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Числовой ряд 1, 2

Учить последовательно записывать цифры в числовом ряду. Отработка умения откладывать на счётах заданное количество.

Работа с кассой цифр (нахождение цифр 1,2 по заданию). Письмо цифр 1, 2 на доске, в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Работа на счётах – откладывание 1, 2. Подбор соответствующих карточек 1 и 2 к предметным картинкам. Работа по рабочей тетради с.23.

Конструирование из счётных палочек.

Предметные картинки, игрушки, наборы геометрических фигур, счёты, касса цифр.

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Знаки +, =. Сложение 1+1

Знакомство со знаками +, =.

Соединение в пары. Знакомство со знаками + и =. Чтение примера 1+1=2. Прописывание в тетрадях знаков.

Работа по рабочей тетради с.26.

Конструирование из счётных палочек.

Счётный материал, касса цифр, карточки со знаками +, =.

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Состав числа 2

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, закрепление понятия о числе 2.

Составление числового домика на доске, на партах. Вписывание, вкладывание карточки на мете пропусков. Разделение пары предметов по одному (носки, варежки, конфеты)

Конструирование из счётных палочек.

Счётный материал, карточки с цифрами, числовой домик.

Число и цифра 3. Образование числа 3

Знакомство с числом 3, цифрой 3, учить писать цифру 3.

Знакомство с цифрой 3. Нахождение цифры 3 на рисунках. Обозначение 3-х предметов цифрой 3. Нахождение и обводка цифры 3 среди других цифр. Обведение в кружок 3-х предметов. Письмо цифры 3 на доске, в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Работа на счётах – откладывание 3

Работа по рабочей тетради с.30-32.

Конструирование из счётных палочек.

Счеты, магнитные карточки с цифрами, игрушки.

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Состав числа 3

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, закрепление понятия о числах 2, 3.

Составление числового домика на доске, на партах. Вписывание, вкладывание карточки на мете пропусков.

Работа по рабочей тетради с.33-36.

Конструирование из счётных палочек.

Счётный материал, карточки с цифрами, числовой домик.

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Числовой ряд 1, 2, 3

Закрепить понятия о числах 2,3. Отработка умения откладывать на счётах заданное число.

Образование числа 3. Решение задач на сложение 2+1 с записью примера. Задание на дифференциацию чисел. Работа по рабочей тетради с.37.

Конструирование из деревянного конструктора «Полесье».

Счеты, магнитные карточки с цифрами и знаками (+, =), игрушки.

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Число и цифра 4

Знакомство с числом 4, цифрой 4, учить писать цифру 4.

Знакомство с цифрой 4. Нахождение цифры 4 на рисунках. Обозначение 4-х предметов цифрой 4. Пересчёт 4-х предметов. Нахождение и обводка цифры 4 среди других цифр. Письмо цифры 4 на доске, в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Работа на счётах – откладывание 4. Закрашивание карандашом 4 геометрических фигур. Работа по рабочей тетради с.48-51.

Конструирование из деревянного конструктора «Полесье».

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Образование числа 4 (с записью примера)

Дифференциация 3 и 4 (4 на 1 больше), закрепить понятие 3+1=4

Образования числа 4. Решение задач на сложение 3+1 с записью примера. Задание на дифференциацию чисел

Работа по рабочей тетради с. 47.

Конструирование из деревянного конструктора «Полесье».

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Числовой ряд: 1, 2, 3, 4.

Закрепление чисел 1,2,3,4. Отработка выкладывания числового ряда.

Составление числового ряда: 1, 2, 3, 4. Размещение цифр в соответствующие домики (числовая лента). Запись числового ряда в тетрадях. Задание на подбор нужной цифры к картинкам. Задание на восстановление перепутанного числового ряда.

Работа по рабочей тетради с.52-54.

Конструирование из конструктора «Лего - Дупло».

Счётный материал, касса цифр, числовая лента.

Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Временные представления

1

Сутки: утро, день, вечер, ночь.

Формирование временных представлений, знакомство с понятием «сутки», отработка узнавания действий на картинках.

Беседа о распорядке дня. Рассматривание сюжетных картинок, называние действий (что дети делают утром, днём, вечером, ночью). Выкладывание последовательностей. Двигательная игра «День-ночь». Конструирование с помощью прищепок: солнышко. Работа по рабочей тетради с.65-66.

Картинки распорядка дня, прищепки. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк.

Список литературы.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  6. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб: "Образование", 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Лепка, рисование, конструирование" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс

Пояснительная запискаВключение лепки, рисования и элементарного конструирования в программу начального обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подхо...

Рабочая программа по предмету "Математика и конструирование" 3 класс

Рабочая учебная программа к учебному курсу  по предмету « Математика и конструирование» для 3 класса (авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина) ориентирована на программу общеобразовательных учрежд...

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс содержит пояснительную записку и КТП, составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР  Класс: 9...