Перестановка слагаемых.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Рябцева Татьяна Алексеевна

Открытый урок.

Комбинированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики 1 класс35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике в 1 – Б классе

Тема урока. Перестановка слагаемых.

Цель урока. Познакомить с правилом перестановки слагаемых, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжать обучение учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Приобретать навыки учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе; Воспитывать интерес к учению, трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь.

Тип урока. Комбинированный.

Оборудование. Рисунки, геометрический материал (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники) для каждой группы, рисунки котов Леопольда и Матроскина, запись физкультминуток, фигурки Золотой рыбки, набор цифр и знаков.

I. Организационный момент.

 К нам на урок пришел сказочный герой. Он хочет вам помочь сделать важное открытие, связанное со слагаемыми.  

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Вот и книжки на столе,

А вот и тетрадки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. (Доброго дня). И вам, ребята, доброго дня и хорошего настроения.

                                                                              

II. Сообщение цели урока.

 Что мы будем делать на уроке математики? 

III. Актуализация опорных знаний.

 Сначала давайте выполним задания   Леопольда и Матроскина , вспомним все что изучали на прошлых уроках.

Логическое задание. 

  • Устный счет (Ответы показывают карточками цифр).

- Самое маленькое число? (0)

- Какое число на 1 больше 2-х? (3)

- Какое число на 1 меньше 6-ти? (5)

- Показать предыдущее число числу 3, 8. (2, 7)

- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)

- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)

- Первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму (7)

3) Сколько солнышек на небе? 
Сколько глаз у совы?
 
Сколько колес у машины?
 
Сколько цветов у радуги?
 

 Задачи в стихах. А сейчас будем решать задачки.

а) Слайд.

Пять голубей на крышу сели.

Два еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

б) Слайд.

Семь малюсеньких котят,

Что дают им – все едят.

А один - сметаны просит.

Сколько же котяток? (7+1=8)

в) Слайд.

Шесть косточек из кухни

Шарик притащил.

Две самые большие другу подарил.

Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика

Осталось костей? (6-2=4).

 - Вы отлично справились с заданиями котов.

Подготовка к введению новой темы.

  Нам сегодня пригодится знание компонентов при сложении.                                                             

IV. Физкультминутка для глаз.

  • Создание проблемной ситуации.

- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал рыбок больше и на сколько?

- А сколько всего рыбок поймали коты?

Составьте решение в кассе. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски).

Фиксирование затруднения.

- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав?

Прочитаем оба решения по-разному.( К 5 прибавить 3 получится 8.     5 да 3 получится 8. Сумма5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.

К 3 прибавить 5 получится 8. 3 да 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.

- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)

- А можно ли так поступать в математике?

  • Постановка проблемы.
  • Мнения разделились. У нас возникло затруднение, проблема.

Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (Дружно, старательно, с уважением друг другу).

Нам предстоит провести исСЛЕДование. (На доске слово исСЛЕДование). Значит найти след тайны. Готовы? (Да).

  • «Открытие детьми новых знаний»

- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)

- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)

- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)

Наметим план исследования: (Запись на доске)

1.Составить два примера на сложение.

2.Сравнить результаты.

3.Сделать вывод.

Ребята работают в группах.

Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:

У нас получились примеры…..

Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..

Проведем следующий эксперимент:

К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)

Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)

- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод? (Конечно, ведь мы проверили много случаев перестановки слагаемых.)

-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)

  • Работа с учебником.

1. - Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)

- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)

- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)

- Удалось и этот спор нам уладить.

Посмотрите на мальчика справой стороны. Какие флажки держит мальчик? (синие и красный). Сколько синих флажков? (2). Сколько красных? (1). Сколько всего флажков? (3). Что он сделал с флажками на левом рисунке? (поменял местами). Сколько у него получилось флажков? (3). Правильный мы сделали вывод? (Да). Вы молодцы.

Давайте повторим правило еще раз при помощи домино.

  • Физкуьтминутка под песенку кота Леопольда. (Я весь день сижу на крутом бережку…)
  • Первичное закрепление.

- Работа в тетрадях. Решение примеров комментированием

5 + 3               7 + 2

3 + 5                2 + 7

Самостоятельная работа.

2 + 8               3 + 6

8 + 2               6 + 3

  • Включение новых знаний в систему знаний.

Решим задачу.

Матроскин совершил 4 добрых дела, а Леопольд 6 добрых дел. Сколько всего добрых дел совершили коты? (Ученик работает у доски, а дети в тетрадях.)

Схемы:

http://beginnerschool.ru/wp-content/uploads/2013/02/peremest_slog.png

Рефлексия. Итог.

-Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.

- Кто познакомил вам с этими правилами? ( Сами узнали, провели исследование.)

- Кот Леопольд и кот Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться.

Теперь оцените свое настроение на уроке. (На парте у каждого лежит три квадрата: желтый, зеленый, синий.)

Желтый – «Я – молодец, справился сам».

Зеленый – «Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился».

Синий – «Я вообще-то молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся».

Домашнее задание.

- Расскажите своим родителям о нашем открытии.

- Наш урок окончен. Вам, ребята, спасибо за исследование и старание. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно.

Спасибо за старание .ведь главное – желание.

А навыки и знания с годами к вам придут.

Прозвенит звонок с урока – отдохнуть пришла пора.

Что узнали на уроке, не забывайте никогда!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида [ ]+5, [ ] +6, [ ] + 7, [ ] +8, [ ] +9.

Сюжетный урок математики в 1 классе по сказке "Колобок". Сочетание игровой формы с учебным содержанием знаний  позволяют преодолеть трудности в решении учебных задач и в полной мере освоить довольно с...

Урок математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"

Урок математики " Перестановка слагаемых", 1 класс. Конспект урока с героями учебника Машей и Мишей....

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок математики в 1 классе по теме"Перестановка слагаемых"

Урок по программе "Школа России" с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили"...

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Перестановка слагаемых"

Тема: Перестановка слагаемых.Цели:Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма           не   изменяется.Планируемые результат...

урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых"

Во время урока ученики встреваются со сказочными героями, становятся исследователями ит.д....