Конспект урока по математике "Прямоугольник. Квадрат." 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Конспект урока по математике "Прямоугольник. Квадрат." 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Урок математики во 2 классе
  2.  

Тема урока: Прямоугольник. Квадрат.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель:   

Деятельностная: сформировать представление детей о геометрических фигурах: прямоугольнике и квадрате; показать их отличие и сходство; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам;

Содержательная: развивать пространственные навыки, мышление, внимание, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать  и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы. 

Методы обучения: деятельностный,  наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование:  учебник «Математика 2 класс» В.Н.Рудницкая; плакат с пословицей «Дело мастера боится!»; карточки с геометрическими фигурами; карточки с заданиями;

Способы графического проектирования урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения)  к учебной деятельности.
  1. ЦЕЛЬ: выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

На доске плакат с поговоркой « Дело мастера боится!»

- Прочитайте предложение.

- Что это?

-Как вы её понимаете?

И так пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность

( Один и учеников вслух читает предложение.)

-Это пословица!

-Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом!

Личностные (смысло-образование)

Регулятивные (прогнози-рование)

  1. 2.Этап актуализации и пробного учебного действия

ЦЕЛЬ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

  1. 1) Чистописание.
  2.  – С чего мы обычно начинаем урок?
  3. - Как мы готовимся к минутке чистописания?
  4. ( Пальчиковая гимнастика)
  5. Пальцы делают зарядку
  6. Чтобы меньше уставать
    А потом они в тетрадке
  7. Будут циферки писать.
  1.  ( На доске записаны цифры) 
  1.           0 3 5 6 9
  2. -  Какие общие элементы есть в написании этих цифр?
  3. 3) -Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать вы узнаете выполнив задание.
  4. (На доске вывешены числа внутри геометрических фигур)
  5. 10 … 20 … 25 … … 40 … 50 … 60 …
  6. - Предложите задание, что здесь можно  сделать?
  7. -Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?
  8. - Восстановите ряд.
  9. На доске появляется запись (числа внутри геометрических фигур)
  10. 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65
  11.        Ф            И  Г      У       Р        Ы
  12. - О чем мы будем говорить на уроке?
  13. - Как догадались?
  14. - Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?

- С минутки чистописания!

- Делаем пальчиковую гимнастику!

( Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

(Дети пишут цифры в тетрадях.)

 Ответы детей.

-Предлагаем определить закономерность и вставить пропущенные числа.

 - Счет через 5.

( Ученики называют пропущенные числа.)  

                 

- О геометрических фигурах.

Цифры записаны в геометрических фигурах.

  - Геометрия.

Коммуникативные (планирова-ние учебного сотрудничества)

Познавательные (общеучебные)

Регулятивные (планирование)

Регулятивные (целеполагание)

  1. 3.Этап выявления места и причины затруднения

ЦЕЛЬ: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей.

  1. Собери картинку. (Работа в парах)
  1.              ( На доске изображения многоугольников: квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, четырехугольника, трапеции)
  2. – Рассмотрите фигуры представленные на доске.
  3.  – Что  вы видите?
  4.   - Какое наименьшее число углов у многоугольника?
  5.    - Какая фигура лишняя?
  6.    - Почему?
  7.   - Как можно назвать оставшиеся фигуры? Почему?
  8. -У вас на партах лежит набор таких же фигур. Предложите свое задание.
  9. - Предложите задание для четырехугольников.
  10. Самопроверка. По эталону на доске.
  11. -Проверьте себя.
  12. - Что заметили?
  13. -Почему?
  14. 2.- Сравнение фигур.
  15. - Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните.
  16. а) - В чем сходство?
  17. Б) ЛОВУШКА ( ПРОБЛЕМА)
  18. - Ну а раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом?
  19. - У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата.
  20. - Кто может возразить?
  21. - Как проверить можем?
  22. Вывод:
  23. - Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны.
  24. -У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат.

  1. Молодцы!
  2. Физкультминутка.
  3. ( Гимнастика для глаз)
  1. « Сова»
  2. «Муха»
  1. - Многоугольники.
  2. - 3 угла.
  3. - Треугольник.
  4. - У него три угла, три стороны и 3 вершины.
  5. - Четырехугольники. У них 4 стороны, 4 угла и 4 вершины.
  6. ( Выполняют в парах)
  7. -Разделить на треугольники и четырехугольники.
  8. - Разделить на группы.
  9. - разделить на прямоугольники и непрямоугольники ( четырехугольники) (2 человека у доски)
  10. (Дети проверяют свою работу по эталону)
  11. - В одной группе оказались прямоугольники и квадраты.
  12. Потому что у всех фигур прямые углы.
  13. (Ответы выставляются на доске )
  14. - геометрические фигуры;
  15. - имеют по 4 стороны;
  16. - все углы прямые;
  17. - четырехугольники;
  18. - многоугольники;
  19. - У квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника только противоположные.  С помощью циркуля, угольника, линейки.
  20. (Вывод делают дети.)
  21. Дети попеременно  широко открывают глаза, то сильно зажмуривают их.
  22. Поворачивают взгляд то влево, то вправо.

Коммуникативные (инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проб 

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)

лемы)

  1. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения

ЦЕЛЬ: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

  1. 1)Сформулируйте тему урока.
  2. Какую цель поставите перед собой на уроке?
  1. Работа с учебником.
  1.         (На доске фигуры.
  2.  Прямоугольник. Квадрат.)
  3. - Дайте общее название этим фигурам.
  4. - Что такое прямоугольник?
  5. -Как проверить?  Проверьте.
  6. - Где проверим сведения?
  7. Откройте учебник на стр.80 и убедитесь в точности ваших суждений.
  8. -А кто знает как называется эта фигура? ( Показываю квадрат.)
  9. -Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно , если прочтете определение в учебнике на стр.80.
  10. .

Физкультминутка

Мы устали чуточку

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай дружок.

Прямо спину ты держи

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

  1. -Прямоугольник. Квадрат.
  2. - Узнать новое о прямоугольнике и квадрате; в чем их сходство и различие.
  3. -Прямоугольники.
  4. - Четырехугольник у которого 4 прямых угла, 4 вершины и 4 стороны.
  5. -С помощью угольника. ( Проверка)
  6. -В учебнике.
  7. (Читают в учебнике. 1 ученик читает вслух)
  8. - Квадрат.
  9. (Читают самостоятельно. 1ученик  вслух)
  10. -
  11. Дети выполняют
  12. движения.
  13. .

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные (инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)

  1. 5.Этап реализации построенного проекта.

ЦЕЛЬ: формирование умений применять построенный способ действия.

  1. -Предлагаю выполнить задание в учебнике
  2. №3 на стр.81. и проверить свои знания.
  3.  Поможет памятка.( Памятка на доске)
  4. Каждый работает самостоятельно.
  5. ( Эталон на доске)
  6.  3, 5, 6 – прямоугольники
  7.  5,6 – квадраты
  8. -Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Почему допущена?
  9. С какой целью мы выполняли это задание

  1. . Дети выполняют задание самостоятельно .Проверка по эталону.
  2. Не воспользовались памяткой и т.д.

Чтобы различать прямоугольник и квадрат

Познавательные (общеучебные)

Регулятивные (планирование и прогназирование)

  1. 6.Этап первичного закрепления. (Сам-ная работа спроверкой).

ЦЕЛЬ: усвоение учащимися нового способа действия.

Работа в рабочих тетрадях с печатной основой.

Стр.49

№ 152, №153 по выбору

Проверка на абаках.

Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические – формирование проблемы)

  1. 7.Этап самостоя-тельной работы

ЦЕЛЬ:  интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Предлагаю поиграть в игру « Верю- не верю» ( Тест)

(Прием «верные и неверные высказывания»)

1

2

3

4

5

6

Если « верю»-  +

Если « не верю» - --

 1 Верите ли вы, что в прямоугольнике все углы прямые.

2.Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом?

3. Верите ли вы, что в прямоугольнике противоположные стороны равны?

4.Верите ли вы, что в квадрате все углы прямые?

5.Верите ли вы, что квадрат является прямоугольником?

6. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны?

(У каждого на парте карточка с табличкой. Дети работают в ней)

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)

Личностные (самоопределение)

  1. 8.Этап включения  в систему знаний и повторения.

ЦЕЛЬ:   включение нового способа действий в систему знаний.

 Работа по вариантам.

1 вар. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 3 см. Найти сумму всех сторон прямоугольника.

2 вар. Начертите квадрат со стороной 6 см.  Найти сумму всех сторон квадрата.

  1. Умницы!

Выполняют по вариантам.

1в. Рпр.=5+3+5+3=16см

2в. Ркв.=6.4=24см ( проверка по эталону.

Регулятивные (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено)

Личностные (самоопределение

9.Этап рефлексии.

ЦЕЛЬ: самооценка учащимися результатов своей деятельности и осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Итог:

- Какую цель ставили перед собой на данном уроке?

- Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок: ( На доске появляется схема)

Я ------------узнал…

Я------------представил…

Я------------смог…

- Как вы думаете, мы все узнали про прямоугольники и квадраты?

- Конечно же нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы будем узнавать много нового об этих интересных геометрических фигурах, но это будет  позже.  

Выставление оценок.

Большое спасибо. Вы молодцы!

Благодарю за урок!

        

-Узнать о прямоугольнике и квадрате. В чем сходство и различие.

(Дети  отвечают по схеме.)

Личностные смыслообразование)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные (рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1 класс "Прямоугольник и квадрат" УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока по математике 1класс . Тема : "Прямоугольник и квадрат". УМК "Перспективная начальная школа." Конспект урока содержит презентацию, сказку о геометрических фигурах....

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Квадрат"

Урок  по своему типу комбинированный, включает много интересных заданий, которые носят практический, исследовательский характер и направлены на развитие познавательной активности детей. Урок...

Конспект урока по математике 2 класс Тема урока: «Повторение и закрепление пройденного материала» (порядок действия в выражениях, площадь квадрата и прямоугольника, уравнения)

В этом конспекте используется игра "Молчанка", благодаря этой игре ученики повторяют таблицу умножения и деления. Повторяют порядок действий в выражениях. Решают геометрические задачи нахождение перим...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Квадрат

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: КвадратЦели урока: познакомить со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Квадрат

Предмет: математикаКласс: 2 «А»Тема урока: КвадратЦели урока: закреплять геометрические умения в построении фигур, нахождении известных; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовы...

Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов...