Конспект урока по математике на тему «Таблица умножения и деления на 7».
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Дети на этом уроке будут учиться составлять и учить таблицу умножения и деления на 7.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tablitsa_umnozheniya_i_deleniya_na_7.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Таблица умножения и деления на 7».
Автор: Логина Лариса Николаевна
Цель: составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.
Задачи
1) Формировать умения применять таблицу умножения и деления на 7.
2) Закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.
3) Закреплять умения в решении задач разными способами и выборе рационального способа.
4) Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата;
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. - определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Оборудование:
1) Петерсон Л.Г. Математика. 2 класс. Часть 3. – М.: Ювента, 2015.
2) Компьютер, мультимедиа проектор, экран
Ход урока:
1 .Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, прозвенел звонок, начинается урок. (Слайд №2)
– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. («С хорошим настроением принимайся за работу!»)
– Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
– А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать?
(Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу.)
– Давайте мы тоже настроимся на работу.
Работа в тетрадях:
– Запишите в тетрадях число. Классная работа.
– На минутке чистописания у нас сегодня счёт через 7. Повторим.
Учитель открывает на экране загадку: (Слайд №3)
- Прочитайте загадку.
- О чём идет речь? (О днях недели.)
- Сколько дней в неделе? (7.)
Учитель открывает на доске изображение дней недели:
- Вот они, 7 братьев. Вспомните, где ещё встречается число 7? (7 цветов радуги, 7 нот, и т. д.)
- Вы догадались, почему они все разного цвета? (Каждый день недели соответствует какому-либо цвету радуги.)
- Что интересного в их внешности? (Носик – это номер дня.)
- Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.)
- Какие из них похожи на математические знаки? (На знак действия умножения и деления.)
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)
Учитель открывает на доске опорную схему:
- Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)
- С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вы сказали, что в неделе 7 дней. Я для вас приготовила 7 заданий.
С обратной стороны каждого человечка (дня недели) задание.
1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
- Как называется первый день недели? (Понедельник.)
Учитель переворачивает карточку с изображением первого человечка и читает задание: (Слайд №4)
Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях:
- Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенства? (Правилом взаимосвязи умножения и деления.)
Учитель открывает на доске эталон.
2) Тренинг вычислительного навыка.
- Какой второй день недели? (Вторник.)
Учитель переворачивает карточку с изображением второго человечка и читает второе задание: (Слайд №5)
- Найдите значения следующих выражений.
Учитель открывает на экране задание:
- Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)
- Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)
- Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 · 7.)
- Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)
Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 · 6.
- Найдите значения данных выражений.
Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:
- Расставьте данные числа в порядке возрастания.
Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.
- Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)
- Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)
3) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Какой следующий день недели после вторника? (Среда.)
- Что вы можете сказать об этом дне? (Это середина рабочей недели.)
- Вот мы с вами подошли к середине нашей работы.
Учитель переворачивает карточку с изображением третьего человечка и показывает учащимся задание для пробного действия: (Слайд №6)
- Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 8 и 7.)
- Что нового в нем? (Мы не изучали такой случай умножения.)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)
- Найдите произведение данных чисел.
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)
- Кто выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.
- Обоснуйте свое мнение.
Учащиеся в замешательстве, так как таблицей умножения пользоваться было запрещено, а если учащиеся называют по памяти, то ответу учащегося без обоснования доверять нельзя.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)
- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Самим «открыть» новое знание.)
Физминутка (Слайд 7)
3. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, переходим к следующему этапу нашего урока – будем сами находить способ.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)
- С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)
- С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)
- Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)
- Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)
- Значит, сколько нужно заполнить таблиц? (4.)
- Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)
4. Реализация построенного проекта.
- Откройте учебники на странице 38 и составьте таблицы .
Вариант комментирования:
- Так как 7 умножить на 6 будет 42, то 7 умножить на 7 будет 49. Поэтому 49 разделить на 7 будет 7.
- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
- Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице умножения.
- Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на 7.)
Учитель открывает на доске эталон.
7 · 7 = 49 7 · 8 = 56 7 · 9 = 63 |
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
- Какой следующий день после среды? (Четверг.)
Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого человечка и показывает номер задания. (Слайд 8)
№ 4 (а), стр. 38
- Найдите № 4 на странице 38.
- Выполним вычисления по первому алгоритму.
Учитель заранее выносит первый алгоритм на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
- Выполняю алгоритм при а равном 0. 0 умножить на 7 будет 0. Задаю вопрос: 0 больше 35? Отвечаю – нет. Значит, прибавляю 5, получаю 5. Записываю 5 в таблицу.
Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.
2) Работа в парах.
№ 4 (б), стр. 38
- Теперь я вам предлагаю поработать в парах. Повторите правила работы в парах? (Нужно работать тихо, разговаривать в полголоса, не спорить, при завершении работы поднять руку.)
- Выполните вычисления по второму алгоритму в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу на экране. (Слайд № 9)
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)
- Какой это день недели? (Пятница.)
Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания.
№ 2, стр. 38
- Найдите № 2 на этой же странице.
- Прочитайте задание.
- Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)
- Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону на экране. (Слайд 10)
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
- При выполнении, каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)
- Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым человечком.
Один из учащихся переворачивает карточку и показывает номер задания.
№ 7, стр. 39
- Найдите № 7 на странице 39.
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать? (Решить задачу двумя способами.)
- Прочитайте задачу.
Один из учащихся вслух читает задачу. (Слайд 11)
- Выполните это задание.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.
- Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
- Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)
- Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:
- Найдем иной способ решения задачи. Шарики, каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
- Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики – это части, а все шарики- это целое.)
- К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
- Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
- Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
- Запишите выражение и найдите его значение.
Учащийся записывает на доске:
- Какой способ вам показался удобным? Почему?
Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)
- Что это за день недели? (Воскресенье.)
- Что это за день? (Это выходной.)
- Что вы делаете в воскресенье? (Отдыхаем.)
- Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)
- Удалось ли достичь цели?
- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
- Посмотрите в свои карточки, тетради. Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?
- Какой сегодня день недели? Пожалуйста, приготовьте ваш маленький день. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите веселый шарик. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите серьезный шарик. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустный шарик.
Учащиеся оценивают себя с помощью карточек смайликов. (Слайд 12)
- Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …)
Далее идет обсуждение домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике по теме: Таблица умножения. Закрепление
Конспект урока по математике по теме: Таблица умножения. Закрепление...
Конспект урока по математике на тему "Таблица умножения. Умножение числа 2 и на 2" 2 класс
УМК "Перспектива"...
Конспект урока по математике на тему " Таблица умножение и деление. Закрепление".
Мной был составлен план-конспект урока по математике....
конспект урока по математике по теме"Таблица умножения и деления с числом 6"
Данный конспект для 3 класса по программе "Школа России"...
Конспект урока по математике на тему: «Таблица умножения и деления на 6» ( 2 класс ) Умк: "Перспектива"
Представлен конспект урока по математике во 2 классе....
Конспект урока по математике на тему "таблица умножения и деления на 2-6; порядок выполнения действий в скобках"
Конспект урока закрепления на темы: "таблица умножения и деления на 2-6; порядок выполнения действий в скобках"...