Рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Сараева Ирина Васильевна

Рабочая программа по математике Дорофеев Г.В. УМК "Перспектива" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике составлена в соответствии с:

•        Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ от 29.12.2012г.);

•        Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (№ 373 от 06.10.2009 г.);

•        Федеральным перечнем учебников, рекомендованным к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ МО и Н №253 от 31.03. 2014г.);

•        Примерной образовательной программой образовательного учреждения;

•        Программой образовательных учреждений по математике Г.В. Дорофеев;

•        Основной образовательной программой…..;

•        Учебным планом….;

•         Годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год.

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.

Основные задачи данного курса:

  1. обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);
  2. формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;
  3. развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
  4.  формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Общая характеристика курса

Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.

Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже — как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.

Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи — отработке техники вычислений.

Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно.

Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку уже на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания, а также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Вычисления на числовом отрезке (числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но что особенно важно, обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила.

При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей.

Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их.

Умение решать задачи — одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие «задача» вводится не сразу, а по прошествии длительного периода подготовки.

Отсроченный порядок введения термина «задача», её основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребёнок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам.

Иными словами, дети учатся выполнять действия сначала на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.

На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.

В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до ознакомления с понятием «отрезок» учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля и др.

Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление» ломаной.

Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими.

В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности.

При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи — с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.

Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т. д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам и др.

При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др.

Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента — к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.

Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.

Место курса в учебном плане

На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 540 ч, из них в 1 классе 132 ч (33 учебные недели): I четверть — 36 ч, II четверть — 28 ч, III четверть — 40 ч, IV четверть — 28 ч), во 2—4 классах по 136 ч (по 34 учебные недели): I четверть — 36 ч, II четверть — 28 ч, III четверть — 40 ч, IV четверть — 32 ч.

Результаты изучения курса

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

4. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  10.  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  2. Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
  3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  5. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  6. Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
  7. Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.

Учебно-методическое обеспечение:

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:
 

  1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 1. М.: Просвещение, 2016.
  2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.ВМатематика: Учебник: 1 класс: Ч. 2. М.: Просвещение, 2016.
  3. Дорофеев Г. В., Миракова Т. В. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. М.: Просвещение, 2016.

Для реализации программного содержания используется для учителя:

  1. Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 1. М.: Просвещение, 2016.
  2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.ВМатематика: Учебник: 1 класс: Ч. 2. М.: Просвещение, 2016.
  3. Дорофеев Г. В., Миракова Т. В. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. М.: Просвещение, 2016.
  4. Приложение к учебнику на электронном носителе (СД).
  5. Сайт «Начальная школа». http://1-4.prosv/ru

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса.

Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).

Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.

Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Чтение столбчатой диаграммы.

Планируемые результаты изучения курса "Математика"

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 У учащегося будут сформированы:

— положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;  представление о причинах успеха в учёбе;  общее представление о моральных нормах поведения; осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;  элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.

Учащийся получит возможность для формирования:

 — положительного отношения к школе;  первоначального представления о знании и незнании;  понимания значения математики в жизни человека; первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;  первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;  понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни  бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Учащийся научится:

 — принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;  адекватно воспринимать предложения учителя;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;  осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;  оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;  составлять план действий для решения несложных учебных задач;  выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;  осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.  

Учащийся получит возможность научиться:

 — принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;  выполнять учебные действия в устной и письменной речи;  осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;  

— адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;  фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов. разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;  анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально;

Познавательные

 Учащийся научится:

 — ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;  использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;  читать простое схематическое изображение;  понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);  на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;  проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);  выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);  под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);  под руководством учителя проводить аналогию;  понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);  строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;  осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.

 Учащийся получит возможность научиться:

 — составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);  строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;  выделять существенные признаки объектов;  под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа; понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

 Коммуникативные

 Учащийся научится:

 — принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;  воспринимать различные точки зрения;  понимать необходимость вежливого общения с другими людьми; контролировать свои действия в классе;  слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;  употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

 Учащийся получит возможность научиться:

 — использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;   наблюдать за действиями других участников учебной деятельности; формулировать свою точку зрения;  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться, задавать вопросы;  интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;  совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.

Предметные результаты

Числа и величины

 Учащийся научится:

 — различать понятия «число» и «цифра»;  читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;  понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»);  сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»);  упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;  понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;  понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;  различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр,   практически измерять длину.

Учащийся получит возможность научиться:

– практически измерять величины: массу, вместимость.

Арифметические действия

 Учащийся научится:

 — понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;  — складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;

 — складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;  применять таблицу сложения в пределах 20;  выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;  вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).

Учащийся получит  возможность научиться:

— понимать и использовать терминологию сложения и вычитания; применять переместительное свойство сложения;  понимать взаимосвязь сложения и вычитания;  сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;  выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;  составлять выражения в одно–два действия по описанию в задании.

Работа с текстовыми задачами

 Учащийся научится:

 — восстанавливать сюжет по серии рисунков;  составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;  изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;  различать математический рассказ и задачу;  выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»;  составлять задачу по рисунку, схеме;  понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;  различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Учащийся получит возможность научиться:

— рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;  соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;  составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;  рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

 Учащийся научится:

 — понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);  — распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;  — изображать точки, прямые, кривые, отрезки;  — обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;  — чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.

Учащийся получит возможность научиться:

— различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; — распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;  

— изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры.

Геометрические величины

 Учащийся научится:

 – определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;  

— применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) – и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;  

— выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

Работа с информацией

 Учащийся научится:

 — получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;  дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью; изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме;

Учащийся получит возможность научиться:

— читать простейшие готовые схемы, таблицы;  выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.

     Наименование раздела

Предусмотрено программой

Предусмотрено учебным планом

СРАВНЕНИЕ И СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ

13

13

МНОЖЕСТВА

10

10

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Число 0
Нумерация

25

25

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Число 0

Сложение и вычитание

54

54

ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20
Нумерация

6

6

ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20

Сложение и вычитание

24

24

ИТОГО

132

132

В течение сентября, октября месяцев учитель 1 –ого класса на четвертых уроках  может использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса (урок – игра, урок – театрализация, урок – экскурсия, урок -  импровизация и т.п.) согласно «Методическим рекомендациям по проектированию организационного раздела ООП НОО для общеобразовательных организаций РТ  №1054/15 от 19.08.2015г.

Нормы отметки:

Письмо Министерства образования России «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 03.06.2003 №13-15-120/13.

Распределение содержания программы по классам дано в следующем разделе, где представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками:

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 1. 

Дорофеев Г.В., Миракова Т.В. Математика: Учебник: 1 класс: Ч. 2. 

Календарно-тематическое планирование

математика

1 класс

 4 ч в неделю, в год – 132ч;

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Сроки прохождения

план

факт

Сравнение и счёт предметов (13 ч)

1

Форма предметов

Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. Называть признаки различия, сходства предметов. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами:  круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная

01.09.

2

Величина предметов

Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Описывать   признаки   предметов   с   использованием слов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, шире — уже, толстый — тонкий, длинный — короткий

05.09.

3

Расположение предметов

Наблюдать,  анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху — внизу, выше — ниже,   верхний — нижний,   слева — справа, левее — правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади

06.09.

4

Количественный счёт предметов

Отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов. Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчетом. Вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10

07.09.

5

Порядковый счёт предметов

Называть числа в порядке их следования при счёте. Вести порядковый счёт предметов. Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя числительные: первый, второй...

08.09.

6

Сравнение предметов

Находить признаки отличия, сходства двух-трёх предметов. Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельно выявленному правилу

12.09.

7

Расположение предметов по размеру

Упорядочивать объекты. Устанавливать  порядок расположения  предметов  по величине. Моделировать  отношения строгого порядка с помощью стрелочных схем

13.09.

8

Сложение групп предметов

Выявлять и применять переместительное свойство сложения групп предметов.

Использовать ритмический счёт  до 20.

14.09.

9

Расположение по времени

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх — вниз, вправо — влево

15.09.

10

Сравнение предметов.

Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие  между предметами  этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте. Делать   вывод,   в   каких   группах   предметов   поровну (столько же),больше(меньше).

19.09.

11

Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?

Устанавливать взаимосвязи между частью и целым (сложением и вычитанием), фиксировать их с помощью буквенной символики (4 равенства).

Разбивать группы предметов на части  по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.).

20.09.

12

Повторение изученного.

Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше, ниже, вверху, внизу, слева, справа и др.

21.09.

13

Закрепление по теме: «Сравнение и счет предметов»

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже).

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

22.09.

Множества и действия над ними (10 ч)

14

Множество. Элемент множества.

Называть   элементы   множества,   характеристическое свойство элементов множества.

Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства.

26.09.

15

Части множества.

Задавать множество наглядно или перечислением его элементов.

27.09.

16

Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать по существенным признакам; формирование понятия «равные множества»

Правильно употреблять в речи математические понятия

28.09.

17

Равные множества. Знакомство с понятием «равные множества», знаками = (равно) и ≠.

Устанавливать равные множества

29.09

18

Равные множества. Поэлементное сравнение двух-трёх конечных множеств

Использование приемов рационального выполнения действия сложения. Образовывать и находить множество: объединять предметы в группы и выделять предмет из группы.

03.10.

19

Точки и линии

Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки.

Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке.

04.10.

20

Внутри. Вне. Между. Знакомство с обозначением точек буквами русского алфавита.

Описывать   порядок  расположения  точек используя слова: внутри, вне, между.

05.10.

21

Внутри. Вне. Между. Расположение точек на прямой и на плоскости в указанном порядке. Подготовка к письму цифр.

Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между. Рисовать орнаменты и бордюры

06.10.

22

Урок повторения и самоконтроля.

Строить и применять алгоритмы умножения круглых чисел (без остатка).

10.10.

23

Выполнение упражнений на повторение и закрепление изученного материала.

Строить и применять алгоритмы умножения круглых чисел (без остатка).

11.10.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (15 ч)

24

Число и цифра 1.

Писать цифру 1. Соотносить цифру и число 1

12.10.

25

Число и цифра 2.

Писать цифру 2. Соотносить цифру и число 2

13.10.

26

Прямая и её обозначение.  

Различать и называть прямую линию. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями. Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки. Обозначать прямую двумя точками

17.10.

27

Составление математических рассказов. Подготовка к введению понятия «задача»

Составлять рассказ по парным картинкам или схематическим рисункам, на которых представлены ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания)

18.10.

28

Знаки + (плюс), — (минус), = (равно).

. Читать, записывать и составлять числовые выражения  с  использованием  знаков.

19.10.

29

Отрезок и его обозначение.

Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. Сравнивать отрезки на глаз, наложением или с помощью мерки

20.10.

30

Число и цифра 3.

Воспроизводить последовательность чисел от  1  до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 3. Соотносить цифру и число 3.

24.10.

31

Треугольник.  

Различать,   изображать  и называть  треугольник на чертеже.

25.10.

32

Число и цифра 4.

Воспроизводить последовательность чисел от  1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 4. Соотносить цифру и число 4. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

26.10.

33

Четырёхугольник. Прямоугольник.

Различать,  изображать и называть четырёхугольник на чертеже. Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры по самостоятельно установленному основанию

27.10.

34

Сравнение    чисел.    Знаки   >   (больше), < (меньше)

Сравнивать числа от 1 до 4, записывать результат сравнения с помощью знаков > (больше), < (меньше)

07.11.

35

Число и цифра 5.

Воспроизводить последовательность чисел от  1 до 5 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.. Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число 5.

08.11.

36

Число и цифра 6.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 6 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 6. Соотносить цифру и число 6.

09.11.

37

Замкнутые и незамкнутые линии.

Распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии, изображать их от руки и с помощью чертёжных инструментов. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами

10.11.

38

Урок повторения и самоконтроля.

Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей.

14.11.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (продолжение; 10 ч)

39

Сложение.

Моделировать  ситуации,   иллюстрирующие  действие сложения. Составлять числовые выражения на нахождение суммы . Вычислять сумму  чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение с использованием терминов «сумма»  различными способами

15.11.

40

Вычитание.  

Моделировать  ситуации,   иллюстрирующие  действие сложения вычитания. Составлять числовые выражения на нахождение разности. Вычислять  разность чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на  вычитание с использованием терминов  «разность» различными способами

16.11.

41

Число и цифра 7.

Воспроизводить последовательность чисел от  1 до 7 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 7. Соотносить цифру и число 7.

17.11.

42

Длина отрезка.

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки

21.11.

43

Число и цифра 0.

Называть и записывать число 0. Образовывать число 0 последовательным вычитанием

всех единиц из данного числа. Сравнивать любые два числа в пределах от 0 до 7.

22.11.

44

Число и цифра 8

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

23.11.

45

Число и цифра  9

Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число.

24.11.

46

Число и цифра 10.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать заданные числа.

28.11.

47

Числа 8, 9 и 10. Закрепление и обобщение

Определять место каждого числа в этой последовательности. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы

29.11.

48

Урок повторения и самоконтроля.  

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.  Находить, объяснять и  исправлять ошибки

30.11.

Числа от 1 до 10. Число 0.Сложение и вычитание (19 ч)

49

Числовой отрезок.

Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства

01.12.

50

Прибавить и вычесть 1.

Выполнять сложение и вычитание вида [] ± 1. Игры с использованием числового отрезка.

05.12.

51

Решение примеров [] + 1 и [] - 1.

Присчитывать и отсчитывать по 1

06.12.

52

Примеры в несколько действий.

Моделировать  вычисления  (сложение,  вычитание)  в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений

07.12.

53

Прибавить и вычесть 2.  

Выполнять сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2.

с помощью числового отрезка.

08.12.

54

Решение примеров □ + 2 и □ - 2.

Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»

12.12.

55

Задача.  

Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом

13.12.

56

Прибавить и вычесть 3.  

Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2, □ ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3.

14.12.

57

Решение примеров □ + 3 и □ - 3.

Моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»

15.12.

58

Сантиметр.  

Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Контролировать и оценивать свою работу

19.12.

59

Прибавить и вычесть 4.  

Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4.

20.12.

60

Решение примеров □ + 4 и □ - 4.

Моделировать способы прибавления и вычитания числа 4 с помощью числового отрезка.

21.12.

61

Столько же.    

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же. Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

22.12.

62

Столько же и ещё .... Столько же, но без ...

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же и ещё ...», «столько же, но без ...». Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

26.12.

63

Задачи    на    увеличение    числа на несколько единиц.

Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

27.12.

64

Задачи    на     уменьшение числа на несколько единиц.

Моделировать и решать задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

28.12.

65

Задачи, раскрывающие смысл отношений «на … больше», «на … меньше»

Моделировать и решать задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению.

09.01.

66

Обобщение и закрепление изученного. Решение задач.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

10.01.

67

Урок повторения и самоконтроля.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.  Находить, объяснять и  исправлять ошибки

11.01.

Числа от 1 до 10. Число 0.

Сложение и вычитание (продолжение; 35 ч)

68

Прибавить и вычесть 5.  

Моделировать способы прибавления и вычитания числа 5 с помощью числового отрезка.

12.01.

69

Освоение приёма вида

 □ + 5; □ –  5

Сравнивать   разные  способы  сложения   (вычитания), выбирать наиболее удобный. Работать в паре .

16.01.

70

Решение примеров □ + 5 и □ - 5.

Выполнять сложение и вычитание вида: □±1, □±2,□±3, □±4, □±5.

17.01.

71

Задачи на разностное сравнение.

Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

18.01.

72

Решение задач на разностное сравнение

Составлять задачи на разностное сравнение по рисунку, схематическому чертежу, решению.

19.01.

73

Введение понятия «масса»

Описывать события с использованием единицы массы — килограмма.

23.01.

74

Единица массы — килограмм.

Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы

24.01.

75

Сложение и  вычитание  отрезков.  

Чертить и измерять длину отрезка.

Правильно употреблять в речи математические понятия.

25.01.

76

Сложение и вычитание отрезков. Рассмотрение ситуаций, иллюстрирующих сложение и вычитание отрезков

Моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков.

Составлять равенства на сложение и вычитание отрезков по чертежу

26.01.

77

Слагаемые. Сумма

Использовать   математические   термины   (слагаемые, сумма)   при   составлении   и   чтении   математических записей

30.01.

78

Взаимосвязь компонентов сложения

Называть компоненты действия сложения

31.01.

79

Закрепление по теме «Слагаемое. Сумма»

Находить неизвестные компоненты действия сложения

01.02.

80

Переместительное  свойство   сложения.

Сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □+ 5

02.02.

81

Решение задач.

Анализировать условие задачи, подбирать к нему вопрос  в зависимости  от выбранного арифметического действия (сложения, вычитания).

06.02.

82

Решение задач. Дополнение условия задачи  вопросом.  

Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.

07.02.

83

Прибавление  6,  7,  8 и 9.

Проверять  правильность  выполнения  сложения,   используя другой приём сложения, например, приём прибавления по частям ,   ( □ + 5=  □ + 2+3),    

08.02.

84

Освоение приёмов вида

 □ + 6; □ + 7; □ + 8; □ + 9

Проверять  правильность  выполнения  сложения,   используя другой приём сложения, например, приём прибавления по частям ,   ( □ + 5=  □ + 2+3),    

09.02.

85

Уменьшаемое.   Вычитаемое.   Разность.

Использовать математические термины (уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей

13.02.

86

Взаимосвязь компонентов вычитания.

Использовать математические термины (уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей

14.02.

87

Закрепление изученного.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

15.02.

88

Урок повторения и самоконтроля.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.  Находить, объяснять и  исправлять ошибки

16.02.

89

Задачи с несколькими вопросами

Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы

20.02.

90

Решение задачи с несколькими вопросами

Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы

01.03.

91

Задачи в 2 действия.

Моделировать условие задачи в 2 действия. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи

02.03.

92

Задачи в 2 действия. Разбиение задачи на подзадачи.

Анализировать условие задачи в 2 действия, составлять план ее решения.

06.03.

93

Решение задач. Закрепление

Анализировать условие задачи в 2 действия, составлять план ее решения.

07.03.

94

Литр.

Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности

09.03.

95

Нахождение   неизвестного   слагаемого.

Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров с «окошком» и при проверке правильности вычислении

13.03.

96

Вычитание 6, 7, 8 и 9.

Выполнять  вычисления  вида □ - 6,  □ - 7,  □ - 8, □-9, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9 или способа дополнения до 10.

14.03.

97

Решение    примеров      □ - 6,      □- 7, □ - 8, □ - 9.

Сравнивать  разные  способы   вычислений,   выбирать наиболее удобный.

15.03.

98

Решение примеров  – 6,  – 7,  – 8,  – 9.

Составление таблиц вычитания 6, 7, 8 и 9.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10

16.03.

99

Таблица сложения

Читать, записывать, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10

20.03.

100

Освоение таблицы сложения

Читать, записывать, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10

21.03.

101

Обобщение изученного

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

22.03.

102

Уроки повторения и самоконтроля.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу

23.03.

Числа от 11 до 20. Нумерация (6 ч)

103

Образование   чисел   второго   десятка.

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц

03.04.

104

Двузначные числа от 10 до 20.

Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи

04.04.

105

Сложение и вычитание чисел  от 11 до 20

Вычислять примеры вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,

18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.

05.04.

106

Сложение и вычитание.  Случаи вида 10 + 2,    

12 - 1,    12 + 1, 12 - 2, 12 - 10

Исполнять алгоритм вычисления

06.04.

107

Дециметр.

Выполнять измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах. Правильно употреблять в речи математические понятия.

10.04.

108

Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром

Выполнять преобразования с величинами длины «дециметр» и «сантиметр».

Заменять крупные единицы длины мелкими (1 дм 5 см = 15 см) и наоборот (20 см = 2 дм).

11.04.

Сложение и вычитание (24 ч)

109

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

Моделировать приёмы выполнения действий сложения и  вычитания  без  перехода  через  десяток. Прогнозировать результат вычисления.

12.04.

110

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20

13.04.

111

Сложение и вычитание вида 13 + 2, 17 - 3

Прогнозировать результат вычислений

17.04.

112

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Взаимосвязь компонентов сложения и вычитания.

Пошагово проверять решения, используя алгоритм

18.04.

113

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Решение задач

Использовать алгоритмы при решении задач и примеров

19.04.

114

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Закрепление

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы

20.04.

115

Уроки повторения и самоконтроля.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях

24.04.

116

Сложение  с  переходом  через десяток.

Моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, графические схемы.

25.04.

117

Сложение  с  переходом  через десяток. Сложение вида 9 + 2

Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20

26.04.

118

Сложение  с  переходом  через десяток. Вида 9+4

Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений

27.04

119

Сложение  с  переходом  через десяток .Вида 9+5

Строить алгоритмы сложения чисел  в пределах 20

02.05.

120

Сложение  с  переходом  через десяток .Вида 9+6

Моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, графические схемы.

03.05.

121

Сложение  с  переходом  через десяток. Вида 9+7

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее.

04.05.

122

Сложение  с  переходом  через десяток. Вида 9+8

Запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 11,12, т.д.

08.05.

123

Сложение  с  переходом  через десяток.Закрепление

Обосновывать правильность выбора действия с помощью обращения к общему правилу, выполнять самоконтроль, обнаруживать и устранять ошибки.

10.05.

124

Таблица сложения до 20.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20

11.05.

125

Таблица сложения до 20. Сводная таблица сложения чисел в пределах 10.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20

15.05.

126

Обобщение изученного

Применять изученные способы действий

16.05.

127

Вычитание с переходом через десяток.

Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20

17.05.

128

Вычитание с переходом через десяток. Вычисления вида 12-5

Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений

18.05.

129

Вычитание двузначных чисел.

Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу

22.05.

130

Уроки повторения и самоконтроля.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Выполнять задания поискового характера, применяя знания в изменённых условиях

23.05.

131

Вычитание чисел от 11 до 20. Повторение

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий

24.05.

132

Сложение чисел от 11 до 20 . Повторение.

Сравнивать; моделировать; решать задачи; умение рассуждать; логически мыслить

25.05.

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля:

Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

Формы контроля уровня достижений:

Обязательные формы

и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая

(промежуточная) аттестация

урочная

деятельность

внеурочная

деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- тестовые задания

- графическая работа

- творческая работа

диагностическая  контрольная работа

анализ динамики текущей успеваемости

участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

портфолио

анализ психолого-педагогических исследований

Вид  контрольно -оценочной

деятельности

Время

проведения

Содержание

Формы и виды

оценки

1

Входной контроль (стартовая диагностика)

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Начало сентября

по четвертям

Апрель-май

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Определяет уровень усвоения государственной программы

Фиксируется учителем в рабочем дневнике.  Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагностическая работа, тестовая диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная  работа

Проводится  после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет  собой задания разного уровня сложности

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение  проектной  задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения  ключевых компетентностей

Независимая Экспертная  оценка

5.

Итоговая проверочная работа.

Комплексная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания  разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Общественный уровень знаний

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Динамика обученности учащихся  фиксируется учителем  в листах анализа.

По результатам проверки составляются аналитические справки.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:

  • высокий уровень - 85-100%;
  • уровень выше среднего - 70-84 %;
  • средний уровень - 50-69 %;
  • уровень ниже среднего — 30-49 %;
  • низкий уровень — менее 30 %.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

Методы контроля и оценки знаний и учебных достижений обучающихся

Методы

Задачи

Оценка

Предварительный контроль

Наблюдение, письменные и графические работы, диктанты, сочинения, решение и составление задач, тестирование

Установление исходного уровня развития разных аспектов личности учащегося, и прежде всего исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь индивидуального уровня каждого ученика

Уровневая:

— высокий уровень готовности к учебной деятельности;

— средний уровень готовности к учебной деятельности;

— низкий уровень готовности к учебной деятельности

Текущий (тематический) контроль

Наблюдение, устный опрос, практические и лабораторные работы, работа в тетрадях на печатной основе, дидактические карточки, средства ИКТ, тестирование, портфолио, творческие работы, экзамены, проектные работы

Установление обратной связи; диагностирование хода дидактического процесса, выявление динамики последнего, сопоставление реально достигнутых на отдельных этапах результатов с планируемыми; стимулирование учебного труда учащихся; своевременное выявление пробелов в усвоении материала для повышения общей продуктивности учебного труда

Оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.; 2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях, которые оцениваются по общепринятой пятибалльной шкале.

Итоговый контроль (может касаться как отдельного цикла обучения, так и какого-то раздела или целого предмета)

Наблюдение, устный опрос, средства ИКТ, тестирование, портфолио, творческие работы, проектные работы

Систематизация и обобщение учебного материала

Оценка складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к изучению того или иного материала и к учёбе в целом и т. д.;

2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях, которые оцениваются по общепринятой пятибалльной шкале.

Комплексная проверка

Комплексное тестирование (тест обученности), тесты успешности, аутентичное оценивание (презентация портфолио)

Диагностирование качества реализации межпредметных связей. Оценка личностных достижений и образовательных результатов равнозначна понятиям «подлинная оценка», или «оценивание реальных результатов». Оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, пересматривать её и проявлять инициативу в достижении личных результатов

Будет оцениваться способность обучающихся объяснять явления, процессы, события, представления о природе, об обществе, о человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности с опорой на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов. В данном случае оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.

Тест успешности (с открытой формой вопросов) оценивается по уровням: высокий, средний, низкий.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки :
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;

При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;

При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;

Показатели уровня успешности обучающихся:

  1. Необходимый уровень (базовый) решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания  «хорошо, но не отлично».
  2. Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и(или) использование новых знаний по только изучаемой теме  «отлично».
  3. Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно».

Максимальный уровень

«Превосходно»

В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 61100 % действий

Повышенный (программный) уровень

«Отлично»

В заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 5060 % действий

Необходимый

уровень

«Хорошо»

В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61100% действий

«Нормально»

(«зачёт»)

В заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 5060% действий

Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений:

№п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2  - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы

3  - доклад пересказывается, суть работы объяснена

4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом

5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество   ответов   на вопросы

1  - нет четкости ответов на большинство вопросов

2 - ответы на большинство вопросов

3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление   демонстрационного материала

1  - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2  - демонстрационный    материал    хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3  -  к демонстрационному материалу нет претензий                                                                

Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 14 балла

12 - 14 баллов - отлично

9 - 11  баллов – хорошо

7 –  8 баллов – удовлетворительно

6 баллов и менее – неудовлетворительно

 

Критерии  итоговой оценки  индивидуального проекта базового и повышенного уровня

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Практические работы, проектная и исследовательская деятельность:

  1. Практическая работа «Литр».
  2. Практическая работа «Дециметр».
  3. Проект «Как люди научились считать».
  4. Проект «Старинные меры измерения»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...