Рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Рабочая программа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_dlya_2_klassa.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для 2 класса

           Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Программа и материал УМК рассчитан на 132 часов в год, 4 часа в неделю, что соответствует ОБУП во  2  классах (1-4).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Математика» Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой  и УМК “Перспектива” включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017/2018 учебный год.

Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников, с её помощью ребёнок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир, что отражено в содержании НРК при решении текстовых задач.

Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики (с 1 по 9 класс), разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования подрастающего человека как личности.

Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления первоклассника и предполагает формирование обогащённых математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.

Практическая реализация данной концепции находит выражение:

1)  В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий;

2)  В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями;

3)  В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование у них умения контролировать и оценивать свои действия;

4)  В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи;

5)  В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует  активного использования приёмов умственной деятельности;

6)  В построении уроков математики, на которых реализуется геометрическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.

Основными средствами организации деятельности учащихся являются учебник по математике для 2 класса, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, изд-во «Просвещение» Москва, 2016 год; тетради на печатной основе для 2 класса, ч.1,2, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, издательство «Просвещение» Москва, 2016 год, а также методические рекомендации для учителя к учебнику математики для 2 класса.

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.                                          

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:

обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;

создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;

развитие творческих возможностей учащихся;

формирование и развитие познавательных интересов.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) – важнейшего метода математики.

Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.

Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми  в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.

Основные блоки изучаемого материала

Сложение и вычитание в пределах 100:

     Дополнение двузначного числа до круглых десятков. Вычитание из круглых десятков однозначных чисел. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания (состав чисел от11 до 20). Сочетательное свойство сложения. Скобки. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

Текстовые задачи:

     Структура текстовой задачи (условие и вопрос). Текстовые задачи, при решении которых используются смысл действий сложения и вычитания, понятия «увеличить на, уменьшить на», разностное сравнение.

Геометрический материал:

      Угол (прямой, тупой, острый). Прямоугольник, квадрат. Многоугольник. Окружность и круг.

Умножение:

       Смысл умножения, Название компонентов и результата умножения. Умножение на 0 и 1. Переместительное свойство умножения. Понятие «увеличить в…». Таблица умножения. Единицы времени (час, минута, секунда).

Содержание изучаемого во 2 классе учебного материала полностью соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

ХАРАКТЕРИСТИКА 2 «Е» КЛАССА

В классе обучается 26 девочек. Учебная мотивация к предмету сформирована у 83,2% учащихся. Учащиеся применяют изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях,  стремятся контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий, а также выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. На протяжении всего периода обучения курсу математики у девочек идет формирование математического языка и приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения.

        В классе есть ученики, которые испытывают затруднения в изучении курса математики. Одна из причин - низкий уровень развития абстрактного мышления. Для работы с этим  детьми учитель использует дифференцированные задания.

        Учащиеся используют приобретенные математические знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Числа от 1 до 20. Число 0. Сложение и вычитание (повторение)

15 ч

2

Умножение и деление

25 ч

3

Деление

22 ч

4

Числа от 1 до 100. Нумерация

20 ч

5

Сложение и вычитание

36 ч

6

Уножение и деление

14 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ урока

Дата

Тема урока

I четверть (36 часов)

Числа от 1 до 20. Число 0. Сложение и вычитание (повторение)  (15 ч)

1

Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 20

2

Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 20

3

Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 20

4

Направления и лучи. ИНФ. Истинные и ложные утверждения

5

Направления и лучи

6

Числовой луч

7

Числовой луч

8

Числовой луч. ИНФ. Истинные и ложные утверждения

9

Числовой луч

10

Обозначение луча

11

Обозначение луча

12

Угол. ИНФ. Сколько всего областей

13

Обозначение угла

14

Контрольная работа №1

15

Анализ контрольной работы. Сумма одинаковых слагаемых

Умножение и деление  (25ч)

16

Умножение. ИНФ. Слово

17

Умножение

18

Умножение числа 2

19

Умножение числа 2

20

Ломаная линия. Обозначение ломаной. ИНФ. Имена

21

Многоугольник

22

Умножение числа 3

23

Умножение числа 3

24

Умножение числа 3. ИНФ. Все разные

25

Куб

26

Умножение числа 4

27

Умножение числа 4

28

Множители. Произведение. ИНФ. Проект «Разделяй и властвуй»

29

Множители. Произведение

30

Умножение числа 5

31

Умножение числа 5

32

Умножение числа 6. ИНФ. Отсчитываем бусины от конца цепочки

33

Умножение числа 6

34

Умножение чисел 0 и 1

35

Умножение чисел 7, 8, 9 и 10. ИНФ. Отсчитываем бусины от конца цепочки

36

Контрольная работа №1

II четверть (28 часов)

37

Анализ контрольной работы. Таблица умножения в пределах  20

38

Таблица умножения в пределах  20

39

Повторение и самоконтроль

40

Повторение и самоконтроль. Практическая работа. ИНФ. Если бусины нет. Если бусина не одна

Деление (22 ч)

41

Задачи на деление

42

Деление

43

Деление на 2

44

Деление на 2. ИНФ. Раньше, позже

45

Пирамида

46

Деление на 3

47

Деление на 3

48

Деление на 3. ИНФ. Раньше, позже

49

Контрольная работа №3

50

Анализ контрольной работы. Делимое. Делитель. Частное

51

Делимое. Делитель. Частное

52

Деление на 4. ИНФ. Практическая работа

53

Деление на 4

54

Деление на 5

55

Деление на 5

56

Порядок выполнения действий. ИНФ. Выравнивание, решение необязательных задач и трудных задач

57

Порядок выполнения действий

58

Деление на 6

59

Деление на 6

60

Деление на 7, 8, 9, 10. ИНФ. Алфавитная цепочка

61

Контрольная работа №4

62

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль

Числа от 1 до 100. Нумерация (20 ч)

63

Счет десятками

64

Круглые числа. ИНФ. Словарь

III четверть (43 часа)

65

Круглые числа

66

Образование чисел, которые больше 20

67

Образование чисел, которые больше 20

68

Образование чисел, которые больше 20. ИНФ. Словарь

69

Старинные меры длины

70

Старинные меры длины

71

Метр

72

Метр. ИНФ. Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

73

Метр

74

Знакомство с диаграммами

75

Знакомство с диаграммами

76

Умножение круглых чисел. ИНФ. Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

77

Умножение круглых чисел

78

Деление круглых чисел

79

Деление круглых чисел. ИНФ. Знаки препинания

80

Контрольная работа №5

81

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль

82

Повторение и самоконтроль

Сложение и вычитание (36 ч)

83

Сложение и вычитание без перехода через десяток

84

Сложение и вычитание без перехода через десяток. ИНФ. Латинский алфавит

85

Сложение и вычитание без перехода через десяток

86

Сложение и вычитание без перехода через десяток

87

Сложение и вычитание без перехода через десяток

88

Сложение и вычитание без перехода через десяток. ИНФ. Латинский алфавит

89

Сложение и вычитание без перехода через десяток

90

Сложение и вычитание без перехода через десяток

91

Сложение и вычитание без перехода через десяток

92

Сложение и вычитание без перехода через десяток. ИНФ. Практическая работа

93

Сложение и вычитание с переходом через десяток

94

Сложение и вычитание с переходом через десяток

95

Скобки

96

Скобки. ИНФ. Выравнивание, решение необязательных задач и трудных задач

97

Сложение и вычитание с переходом через десяток

 98

Сложение и вычитание с переходом через десяток

99

Числовые выражения

100

Числовые выражения. ИНФ. Мешок бусин цепочки

101

Сложение и вычитание с переходом через десяток

102

Сложение и вычитание с переходом через десяток

103

Контрольная работа №6

104

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль

105

Длина ломаной. ИНФ. Мешок бусин цепочки

106

Сложение и вычитание с переходом через десяток

107

Сложение и вычитание с переходом через десяток. ИНФ. Цепочка

IV четверть (25 часов)

108

Закрепление изученного

109

Взаимно-обратные задачи

110

Рисуем диаграммы

111

Прямой угол. ИНФ. Цепочка

112

Прямоугольник. Квадрат

113

Прямоугольник. Квадрат

114

Периметр многоугольника

115

Периметр многоугольника. ИНФ. Таблица для мешка

116

Периметр многоугольника

117

Периметр многоугольника. ИНФ. Таблица для мешка

118

Контрольная работа №7

Умножение и деление (14 ч)

119

Анализ контрольной работы. Переместительное свойство умножения

120

Умножение чисел на 0 и 1

121

Час. Минута

122

Час. Минута. ИНФ. Календарь

123

Час. Минута

124

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

125

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

126

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. ИНФ. Проект «Мой календарь»

127

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

128

Повторение и самоконтроль

129

Контрольная работа №8

130

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль. ИНФ. Практическая работа

131

Повторение и самоконтроль. ИНФ. Выравнивание, решение необязательных задач и трудных задач

132

Обобщающий урок. Игра «По океану математики»

     

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к знаниям, умениям и навыкам учащихся второго класса

Учащийся должен знать:

 Состав каждого однозначного   и двузначного  числа в пределах 20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания).

Названия и последовательность чисел от 1 до 100.

Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношение между разрядными единицами.

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания.

Определение умножения.  Название компонентов и результата умножения. Таблица умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8).

Переместительное  свойство умножения.

Единицы длины (см, дм, м ) и соотношения между ними; единицы времени (ч, мин, с ) и соотношение между ними.

Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность).

Структуру задачи (условие, вопрос).

Учащийся должен уметь:

•    Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100. Складывать и вычитать любые числа в пределах 100 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100.

•  Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и математическими моделями. Интерпретировать понятие «увеличить в» на различных  моделях (предметной, вербальной, схематической и символической).

•    Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях и для сравнения выражений.

•    Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам.

•    Распознавать и чертить вышеназванные геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник.

•   Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы

Литература для учащихся:

Основная:

  • учебник по математике для 2 класса, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова М., Просвещение, 2016 год;
  • тетради на печатной основе для 2 класса, ч.1,2, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, М., Просвещение, 2016 год.

Дополнительная:

  1. Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н.Е.Точная. – СПб.: Литера, 2016
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 3000 примеров по математике: Счет в пределах десятка: 2 класс. – М.: "Астрель", 2016
  3. Узоров О.В., Неведома Е.А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: "Астрель", 2016

Пособия для учителя:

  1. У ч е б н о е  и з д а н и е Серия «Академический школьный учебник»

Серия «Перспектива» Дорофеев Георгий Владимирович,  Миронова Татьяна Николаевна УРОКИ МАТЕМАТИКИ  2 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, изд-во «Просвещение» Москва, 2016 год;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...