Рабочая программа по математике 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_v_z_klasse.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя начальных классов

Кузнецовой Анны Федоровны

по математике и информатике в 3 классе

                                                     

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» 3 класс создана на основе:

  • Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  
  • Программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011;
  • Программы курса «Математика 1-4» под редакцией Петерсон Л.Г., – М.: «Просвещение», 2011;
  • Программа  «Информатика» Рудченко Т.А и Семёнова А.С., – М.: «Просвещение», 2013;

         Цель курса — формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.

        Задачи:

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
  • приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения.
  • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
  • реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

        Рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение математике в объеме 4 ч в неделю, рассчитана на 136 ч в год.

Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания курса.

   Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.

   Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для 3-го класса. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения. При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.

    Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы.

    Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.)

    Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

    Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Требования к результатам освоения учебного курса математика учащимися

Предметные результаты:

  1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания,  преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  2. Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а так же оценки их количественных и пространственных отношений;
  3. Овладение письменной и устной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  5. Приобретение начального опыта применения математических заданий для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Планируемые результаты обучения

В результате работы по курсу «Математика» учащиеся овладеют следующими знаниями:

  • названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее  число в этом ряду);
  • как образуется каждая следующая единица счета;
  • единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объем (литр, см, дм, м), массы (кг, центнер), площади (см, дм, м), времени ( секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • формулы площади  и периметра прямоугольника (квадрата);
  • пользоваться изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100(в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;
  • выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление трехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление в остальных случаях;
  • выполнять проверку вычислений;
  • использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи на 1-2 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений в 2-4 действиях;
  • решать уравнения на основе зависимости между компонентами и результатом действий;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям, выражать другие величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;
  • устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы: движения( пройденный путь, время, скорость), купли-продажи (количество товара, его цена и стоимость).

В процессе  работы по курсу «Математика» учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • применять формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба) для решения задач;
  • применять формулу пути для решения задач;
  • находить долю от числа, число по доле;
  • решать задачи на 2-3 все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • решать способом подбора неравенства с одной переменной;
  • использовать уравнения при решении текстовых задач;
  • выделять их множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;
  • узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
  • выделять из множества параллелепипедов куб;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия ( сложение, вычитание, умножение, деление);
  • устанавливать принадлежность или непринадлежность к множеству заданных элементов;
  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
  • читать информацию, заданною с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
  • строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
  • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;
  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
    правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
  • составлять алгоритмы простейших задач на переливания;

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие морально-этнических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации
  4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики;
  5. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций;
  6. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  7. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты:

  1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причину затруднения;
  2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижений результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка с средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности
  7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов
  10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  11. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
  12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
  13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Множество

19

2

Операции над числами

25

3

Умножение и деление многозначных чисел

18

4

Меры времени. Выражение с переменной. Уравнение.

18

5

Формулы

49

6

Повторение

7

Итого:

136 часов

Поурочное планирование

№ урока

Дата

проведения урока

Тема урока

Кол-во часов

1 четверть (36 часов)

1

Тема: «Множество» (19 часов)

Множество и его элементы.

1

2

Способы задания множества.

1

3

Равные множества. Число элементов множества. Пустое множество.

1

4

Диаграмма Эйлера-Венна.

Информатика. Длина цепочки.

1

5

Решение задач, вычислительных примеров, уравнений на повторение пройденного во 2 классе

1

6

Подмножество.      

1

7

Решение задач.

1

8

Разбиение множеств на части. Классификация.

Информатика. Цепочка цепочек.

1

9

Подмножество. Классификация. Задачи на приведение к 1.                                                                        

1

10

Пересечение множеств. Свойства операции пересечения множеств.

1

11

Пересечение множеств и свойства пересечения множеств. Решение задач.

1

12

Объединение множеств. Сложение и вычитание множеств.

Информатика. Таблица для мешка ( по двум признакам).

1

13

Запись внетабличного умножения  в столбик.

1

14

Свойства операции объединения множеств. Запись внетабличного умножения  в столбик.

1

15

Разбиение множеств на части по свойствам.

1

16

Сложение и вычитание множеств.

Информатика. Словарный порядок. Дефис и апостроф.

1

17

Пересечение и объединение множеств. Задачи на приведение к 1.

1

18

Контрольная работа № 1.

1

19

Работа над ошибками.

1

20

Тема: «Операции над числами» (25 часов)

Выполнение проектных работ по теме: «Как люди научились считать».

Информатика. Дерево

1

21

Выполнение проектных работ по теме: «Как люди научились считать».

1

22

Выполнение проектных работ по теме: «Как люди научились считать».

1

23

Множество натуральных чисел. Многозначные числа.

1

24

Разряды и классы. Нумерация натуральных чисел в пределах триллиона.

Информатика. Дерево. Следующие вершины, листья.

1

25

Разряды и классы. Нумерация натуральных чисел в пределах триллиона.

1

26

Сложение и вычитание многозначных чисел.

1

27

Сложение и вычитание многозначных чисел.

1

28

Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами.

Информатика. Дерево. Предыдущие вершины.

1

29

Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами.

1

30

Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами.

1

31

Решение примеров, уравнений и задач на изученные способы действий с числами.

Информатика. Уровень вершины дерева.

1

32

Контрольная работа № 2.

1

33

Работа над ошибками. Умножение на 10, 100, 1000...

1

34

Умножение круглых чисел

1

35

Деление на 10, 100, 1000…

1

36

Деление круглых чисел.

Информатика. Проект «Одинаковые мешки».

1

2 четверть (28 часов)

37

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), соотношения между ними.

1

38

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), соотношения между ними.

1

39

Единицы массы (грамм, килограмм), соотношения между ними.

1

40

Единицы массы (центнер, тонна), соотношения между ними.

Информатика. Робик. Команды для Робика.

1

41

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.

1

42

Решение задач на сложение и вычитание однородных величин.

1

43

Контрольная работа №3.

1

44

Работа над ошибками. Умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Информатика. Программа для Робика.

1

45

Тема: «Умножение и деление многозначных чисел» (18 часов)

Умножение и деление многозначного числа на однозначное.

1

46

Умножение и деление многозначного числа на однозначное.

1

47

Решение задач по сумме и разности.

1

48

Деление на однозначное число.

Информатика. Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

1

49

Деление на однозначное число.

1

50

Деление на однозначное число.

1

51

Деление на однозначное число.

1

52

Деление на однозначное число.

Информатика. Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

1

53

Деление на однозначное число.

1

54

Решение задач по сумме и разности. Анализ и интерпретация данных таблицы.

1

55

Деление углом многозначных чисел на однозначное с остатком.

1

56

Деление углом многозначных чисел на однозначное с остатком.

Информатика. Проект «Словарный порядок».

1

57

Деление углом многозначных чисел на однозначное с остатком.

1

58

Контрольная работа №4.

1

59

Работа над ошибками. Преобразование фигур.

1

60

Симметрия относительно прямой.

Информатика. Склеивание цепочек.

1

61

Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

1

62

Симметричные фигуры. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Палиндром

1

63

Тема: «Меры времени. Выражение с переменной. Уравнения» (18 часов)

Меры времени. Календарь.

Часы. Определение времени по часам.

1

64

Измерение времени.

Информатика. Решение задач.

1

ІІІ четверть (40 часов)

65

Единицы измерения времени:  год, месяц, сутки, час, минута, секунда.

1

66

Названия месяцев и дней недели. Календарь.

1

67

Часы.

1

68

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени.

Информатика. Путь дерева.

1

69

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени.

1

70

Переменная.

1

71

Выражение с переменной.

1

72

Переменная. Высказывание.

Информатика. Проект «Определение дерева по веточкам».

1

73

Равенство и неравенство.

1

74

Уравнения.

1

75

Равенство и неравенство. Уравнения.

1

76

Упрощение уравнений.

Информатика. Все пути дерева.

1

77

Составные уравнения.

1

78

Составные уравнения.

1

79

Контрольная работа № 5.

1

80

Работа над ошибками.

Информатика. Деревья потомков.

1

81

Тема: «Формулы» (49 часов)

Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника.

S = a · b, P = ( a+b) ·  2

1

82

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда V=a· b· c.

1

83

Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника, формула объёма прямоугольного параллелепипеда.

1

84

Формула деления с остатком: a= b · c+ r, r < b.

Информатика. Робик. Конструкция повторения.

1

85

Решение задач по формуле.

1

86

Формулы.

1

87

Скорость, время, расстояние.

1

88

Изображение движения объекта на числовом луче. Формула пути.

S = v · t.

Информатика. Проект «Сортировка слиянием».

1

89

Решение задач по формуле пути.

1

90

Построение формул зависимости между величинами, описывающими  движение, с использованием таблиц и числового луча.

1

91

Построение формул зависимости между величинами, описывающими  движение, с использованием таблиц и числового луча.

1

92

Решение задач на движение с использованием схем.

Информатика. Проект «Сортировка слиянием».

1

93

Решение задач на движение с использованием таблиц.

1

94

Решение задач на движение с использованием схем и таблиц.

1

95

Решение задач на движение.

1

96

Решение задач на движение.

Информатика. Решение задач.

1

97

Решение задач на движение.

1

98

Контрольная работа № 6.

1

99

Работа над ошибками.

1

100

Умножение на двузначное число.

Информатика. Путь дерева.

1

101

Стоимость, цена, количество товара. Формула стоимости C = a · n.

1

102

Умножение на двузначное число.  Формула стоимости.

1

103

Умножение круглых чисел,  сводящееся к умножению на двузначное число.

1

104

Решение задач на формулу стоимости.

Информатика. Склеивание  мешков цепочек.

1

ІV четверть (32 часа)

105

Умножение круглых чисел,  сводящееся к умножению на двузначное число. Решение задач на формулу стоимости.

1

106

Умножение на трёхзначное число.

1

107

Умножение на трёхзначное число.

1

108

Умножение на трёхзначное число.

Информатика. Склеивание  мешков цепочек.

1

109

Умножение на трёхзначное число.

1

110

Работа, производительность, время работы. Формула работы.

A =  w · t

1

111

Решение задач на формулу работы.

1

112

Решение задач на формулу работы.

Информатика. Проект «Турниры и соревнования».

1

113

Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач на формулу пути, стоимости, работы.

1

114

Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач на формулу пути, стоимости, работы.

1

115

Умножение на двузначное и трёхзначное число. Решение задач на формулу пути, стоимости, работы.

1

116

Контрольная работа № 7.

1

117

Работа над ошибками.

Информатика. Таблица для склеивания мешков.

1

118

Решение задач на формулу пути, стоимости, работы.

1

119

Формула произведения a = b · c

1

120

Решение задач на формулу произведения.

1

121

Классификация задач.

Информатика. Таблица для склеивания мешков.

1

122

Решение задач разных типов.

1

123

Решение задач разных типов.

1

124

Умножение круглых чисел,  сводящееся к умножению на трёхзначное число.

1

125

Умножение многозначных чисел.

Информатика. Решение задач.

1

126

Умножение многозначных чисел.

1

127

Умножение многозначных чисел.

1

128

Контрольная работа № 8.

1

129

Работа над ошибками.

Информатика. Решение задач.

1

130

Тема: «Повторение» (7 часов)

Повторение.

1

131

Повторение.

1

132

Переводная и итоговая контрольные работы.

1

133

Повторение.

Информатика. Проект «Живая картинка».

1

134

Повторение.

1

135

Повторение.

1

136

Повторение.

1

Методическое обеспечение:

Для учителя

Для учащихся

  1. Методические рекомендации к учебнику. Математика. 3 класс. – Изд. 4-е, перераб. и доп. / Л.Г.Петерсон. – М.: «Ювента», 2014 г.
  2. Сборник рабочих программ для 1-4 классов
  1. Математика. 3 класс.  Часть 1, 2, 3. – М.: «Ювента», 2014 г.
  2. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 3 / Л.Г.Петерсон и др. – М.: «Ювента», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...