Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"
статья по математике на тему

Зимина Маргарита Владимировна

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ  на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа-интернат № 6 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

ФОРМИРОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

                                                         Учитель: Зимина М.В.

Как поддержать у учащихся интерес при изучении нового  материала, каким образом активизировать их в течение всего урока, как развивать познавательную деятельность детей –одни из главных вопросов, которые стоят перед каждым учителем.

             Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов.

М. Ломоносов о необходимости изучения математики говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».  

Задача учителя и родителей состоит в том, чтобы добиться высокой прочности усвоения математических навыков. Такой подход дает возможность запас знаний, полученных в школе, сделать личным багажом человека, которым в дальнейшей жизни он сможет распорядиться по своему усмотрению.

  Формирование и развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, решение образовательных и воспитательных проблем - вот основные задачи и цели педагогов коррекционной школы  для детей с ЗПР и УО.

Известно, что учащиеся с задержкой психического развития отличаются нарушением речи и мелкой моторики рук, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. У них нарушено внимание, повышена утомляемость импульсивностью или инертностью, лёгкой отвлекаемостью, психической нестабильностью.

На изучение математики в учебном плане специальной школы отводится большая часть всего времени. Математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся.

Большую помощь в формировании вычислительных умений оказывает такой вид деятельности, как устный счет.

Как пишет опытный педагог Зайцева О. П. в своей статье «Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка» важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребенка. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

         Устный счет –этап урока, поэтому он имеет свои задачи, среди которых отметим следующие.

1.Воспроизводство и корректировка определенных навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке.

2.Контроль учителя за состоянием знаний обучающихся.

3.Психологическая подготовка обучающихся к восприятию нового материала. 

С какой целью может использоваться устный счет в структуре урока?

1.Знакомство учеников с новыми приемами устных вычислений и закрепление их в сознании учащихся методами упражнений;

2.Повторение и закрепление материала по всем основным разделам программы;

3.Потовка учащихся к восприятию нового материала;

4.Переключение учащихся с одного вида деятельности на другой;

5.Устный счет может являться приемом проверки домашнего задания;

6.При изучении относительно несложного нового материала устный счет может являться средством для выявления степени его первичного усвоения учащимися;

7.развитие познавательного интереса учащихся.

Развивать познавательный интерес к математике в младших классах   возможно с помощью использования различных приемов устного счета. Использование грамотно подобранного устного счета на разных этапах изучения математического материала способствует не только повышению познавательного интереса, но и является эффективным  средством  активизации  учебной  деятельности школьников,  положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков развития умственной деятельности.

В пояснительной записке в примерной программе по математике, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в требованиях к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу, в разделе, что должны знать, понимать и уметь ученики в результате изучения математики указано выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

 Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математики на этом этапе.

 Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений.

Разнообразие и комбинирование различных видов устных упражнений возбуждают интерес у детей, активизируют их мыслительную деятельность, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах. что приводит к лучшему усвоению нового и закреплению пройденного ранее материала.

Устные вычисления развивают в человеке память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах.

  Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.

Существуют различные формы восприятия информации детьми:

- беглый слуховой (читается учителем, учеником,  в записи ТСО) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память;

-  зрительный (  плакаты, записи на доске, таблицы, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений;

-   обратная связь (отображения ответов с помощью карточек).

-   упражнения с помощью различных игр.

С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая и сохраняя положительное отношение к математическому заданию.  

Устный счет может проводиться не обязательно в начале урока, но в середине, конце, в зависимости от целей устного счета на уроке.

 

Устные  упражнения в коррекционной школе  имеют 
ряд преимуществ:

 1.  Дают возможность охватить большой объем материала за короткий промежуток времени.

2. Позволяют по реакции класса в тот или иной мере судить об усвоении материала, готовим к изучению нового, помогают выявить ошибки.

3. Если в начале урока, дисциплинируют учащихся, помогают настроится на работу.

4. В середине и в конце урока служат переключением внимания, интересной, своеобразной разрядкой после напряжения и усталости вызванной письмом или практической работой, при этом обеспечивается самостоятельность выполнения заданий.

5. Больше учащихся получают возможность ответить, проверить правильность решений.

 6. Каждый ученик по мере своих возможностей может ответить на тот или иной вопрос или задание.

Исследования А. А. Хилько и других ученых обнаруживают, что многие учителя допускают следующие ошибки в планировании и проведении устного счета:

на устный счет отводится слишком мало времени;

материал, используемый для проведения устного счета, недостаточно разнообразен.

Поэтому, для создания на уроках математики ситуации успеха и достижения поставленных задач существует ряд требований, необходимых для каждого урока.  

Требования для организации устных вычислений нужно обязательно учитывать, иначе работа может оказать противоположный эффект или же результат будет минимальным.  

Во-первых, подбор заданий должен быть разнообразным по содержанию материала, форме его подачи. Помним, что однообразие убивает интерес и приносит скуку.

Во-вторых, крайне важно при подборе заданий учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В классе могут быть сильные и слабые ученики, неуверенные в себе, робкие, стеснительные и очень активные дети. Учитель обязан продумать, как сделать работу продуктивной для каждого из них.

В-третьих, уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития учеников на данный момент обучения. Завышенные требования приведут к подавлению инициативы, а это может отрицательно сказаться на психологической атмосфере урока. Задания заниженного уровня сложности не выполняют обучающую и развивающую функцию.

В-четвертых. Следующим важным требованием является регулярность проведения занятий. Ученики должны ежедневно на уроках математики в течение 5-10 минут (не менее!) выполнять задания, требующие устных вычислений. При соблюдении этого условия можно надеяться на то, что дети научатся считать быстро и правильно.  

  В-пятых.  Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

  В-шестых. К устному счету должны привлекаться все ученики.

 В-седьмых. При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Виды упражнений для устного счета

 Если говорить о видах упражнений для счета, то необходимо сначала определиться с их классификацией.

 Ее основанием может являться содержание заданий, методические приемы, используемые при проведении работ, разделы программы по математике, возраст обучающихся и т. д. Так, например, устные упражнения могут включать задания алгебраического или геометрического характера, вопросы нумерации чисел, решение задач. Математические диктанты, тесты, устные ответы детей при фронтальном или индивидуальном опросе – приемы, которые может использовать учитель, чтобы провести устный счет.

Формирование вычислительных навыков – трудоемкое и порой скучная для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее организацию.

Ученики начальных классов, особенно в коррекционной школе, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса. Именно это и заставляет учителей постоянно придумывать что-то новое, совершенствовать уже известное.

При проведении устного счета можно использовать большое количество дидактических игр, и особенно те из них, в которых используется соревновательный момент: при решении несложных арифметических задач можно устно составить и решить задачу, аналогичную решенной в классе, но с более простыми числовыми данными (использовать схемы к задачам).

В заданиях для устного счета может использоваться материал, содержащий исторические сведения о развитии математики, а также нестандартные задания повышенной сложности

         

 На своих уроках  можно использовать следующие виды упражнений для устных вычислений:

1. Нахождение значений математических выражений.  

Имеется много вариантов выполнения этих упражнений. Назначение таких упражнений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

 

2.Сравнение математических выражений.

Могут быть заданы два выражения и надо установить: равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

Назначение таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, неравенствах; выработке вычислительных навыков.

 

3. Закрепление и повторение знаний состава чисел, нумерации чисел, их последовательность, порядок при счете.

Использовать математические таблицы Шульте для развития внимания, расширения зрительного кругозора.

4. Решение уравнений.

Могут предлагаться различные уравнения, как самые простейшие (Х+5=10), так и более сложные (Х-9=51-6)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

-  из какого числа надо вычесть 26, чтобы получить 40?

-  решение уравнения х · 7 = 63;

 -  Иван  задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Иван?    

 

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.  

 

  5. Разнообразные упражнения с геометрическим материалом.

                                                       

 6. Решение задач.  

Для устной работы  можно применять занимательные, шуточные, простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

6.1.Задачи на сообразительность, на внимание.                                                                                        

6.2. Задачи на развитие логического мышления. Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти

 

Иван царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кощеево царство? (1)

Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда начала строить раньше Кая. Кто работал быстрее? (Кай)

 

6.3. Задания и ребусы, развивающие логическое мышление , устную речь.

 1. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:

а) …5, 7, 9, …;

б) …25, 36, 47, 58, ….

7) Также на уроках математики   используются дидактические игры, которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Примеры дидактических игр:

       «Составим поезд» (1 класс)

     Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры полагается считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

    «Забей мяч в корзину» (2-3 классы)

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время как можно больше примеров с данным ответом на умножение (деление). Первый ряд с ответом 24, второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с разным ответом.

 

 Задачи в стихах (1-4 классы) один из любимых видов работ учащихся на устном счете:

Три песца в норе дремали,

Пять пришли, их растолкали

И предложили на обед

По семь котлет.

Я спрошу у умных деток:

Сколько съедено котлеток?

 * * *

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

          Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала – вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся.

             Устный счет по математике имеет огромное значение в выработке коммуникативных навыков – дети учатся высказывать собственную точку зрения, слышать собеседника, положительно реагировать на замечания учителя и одноклассников.

На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет создавать условия для сознательного усвоения материала, помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения.      А это - одна из главных задач реализации Федерального образовательного стандарта нового поколения.

Литература: 

Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. -- М.: Педагогика, 1977. -- 248 с.

Липина  И.  Развитие  логического  мышления  на  уроках  математики  // Начальная школа.–No8.–1999.

Ройтман П.Б.,МинаевС.С.,ПрокофьеваН.С.и др.Повышение вычислительной культуры уча-щихся. –М.: Просвещение, 1985. –48с

   Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Зайцева О.П. Начальная школа, 2001.  

Формирование вычислительной культуры учащихся на уроках математики// Учительский портал. –URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1913.8.Шершакова Т. А.

 Формирование вычислительных навыков на уроках математики// Социальная сеть   работников   образования. –URL:http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/formirovanie-vychislitelnykh-navykov-na-urokakh-matematiki.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

Формирование вычислительных навыков у младших школьников.

Вычислительный навык - это высокая ступень овладения вычислительными приёмами....

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Формирование вычислительных навыков у младших школьников

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Рациональные приёмы вычисления как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников

В статье раскрываются особенности формирования вычислительных навыков у младших школьников посредством использования рациональных приёмов вычисления. Даются рекомендации по организации уроков математи...

Рекомендации для формирования вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР

Рекомендации для формирования вычислительных навыков у младших школьников с ЗПР....