Игры на уроках математики в начальной школе.
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Луценко Елена Николаевна

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике так же лежит в широком применении математических игр на уроках. Подобный подход в математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовили: Луценко Е.Н. ,Ткаченко О.А. - учителя первой квалификационной категории.

Тема: Игры на уроках математики в начальной школе.

        Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

        Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.

        С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

Перед вами лежат листы, на которых зашифровано предложение. Расшифровав его, вы узнаете тему  нашего выступления.  

Расшифруйте предложение:

1

3

4

13

5

2

6

4

9

7

2

10

8

2

12

11

8

2

12

1

7

1

 

12-11= 1    8-2= 6         10+ 1= 11    13-9= 4      6+3= 9        10-4= 6       12-5= 7        

10- 8= 2     4+4=8         7+5=12        14-9= 5      5+5= 10      10+ 3= 13

"И" - 1, "А" - 2, "Г" - 3, "Р" - 4, "Н" - 5, "У" - 6, "К" - 7, "М" - 8, "О" - 9, "Х" - 10, "Е" - 11, "Т" - 12, "ы" – 13  (1 слайд)

        Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике так же

лежит в широком применении математических игр на уроках. Подобный подход в математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения.

        Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

                Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом, не только сильные учащиеся е проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.(2 слайд)

Посмотрите на слайд. Здесь вы можете рассмотреть виды математических игр.

Виды математических игр: игры-упражнения; игры-путешествия; сюжетная ролевая игра; игра-соревнование.

Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.

Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.

Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.

Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Классификация математических игр по назначению.

Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим целям урока:

- обучающие;

- контролирующие;

- обобщающие.

        Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки.

        Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

        Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

        Также можно выделить развивающие и занимательные.

 По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.

        Игры чаще всего принимают коллективный характер. Они привлекают не только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие ученики, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеха, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес.

        С другой же стороны, сильные ученики предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. Они стремятся к самоанализу, самооценке, и поэтому у них возникает потребность проявить свои индивидуальные возможности, качества.(3 слайд)

Требования к организации математических игр вы можете прочитать на слайде.

Требования к организации математических игр:

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
  • игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;
  • обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
  • присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;
  • роль активности учащихся во время проведения игры;
  • воспитательное, познавательное значение игры.

Игровые технологии можно применять на различных типах, а также на разных этапах урока. 

Приведем примеры математических игр: (4 слайд)

Математическая разминка.

Я называю вам три определения к одному математическому понятию. Если вы угадываете слово с первой попытки, зарабатываете 3 ума, со второй попытки – 2 ума, с третьей попытки –1 ум.

1 ком.

- Архимед это просил, а ему не дали.

- Бывает ….зрения.

- Ставится в конце. (Точка)

2 ком.

 - Она нужна, чтобы не говорить глупостей

- Когда одно вытекает из другого.

- Бывает математическая, а бывает и женская… (логика)

1 ком.

 - Его платят в банке.

- Мама говорит, что больше тридцати – это грабеж.

- Пишется, как – будто ноль делят на ноль. (процент)

2 ком.

 - На них разбивают решение.

- Есть в спектакле.

- Бывают арифметические. (действия)

1 ком.

 - Им все кончается.

- Если бы его не было, никто бы ничего не учил.

- Бывает выпускной, а бывает вступительный. (экзамен)

2 ком.

 - Они есть для массы, длины, тока – для всего.

- Самое первое число.

- Не двойка, а еще хуже. (единица)

А теперь для того, чтобы тронуться дальше нам необходимо решить один простой шуточный ребус(5 слайд)

Перед собой вы видите двух кошек. На лапах кошки, расположенной слева,  написаны числа. Между ними надо поставить знаки плюс или минус, а также расставить скобки. Результат, который должен получится, написан на хвосте. Давайте попробуем. Со второй кошкой работаем аналогично, только результат может быть разным.

hello_html_78fc21b0.png

Вариант ответа: (8+3) – (6+1) = 4, аналогично: (13+4) – (6+5)= 6

Эстафета. На столе танграм( по командам или индивидуально). Собери Зайца, используя треугольники.( 6 слайд засекаю время)

При изучении темы координатная плоскость, чтобы заинтересовать детей предлагаю игру соревнование художников.

Соревнование художников. Работу  можно  организовать  по  вариантам  –  на  доске  записать  координаты  точек,  соответствующие  1  и  2  вариантам;  индивидуально  –  выдать  каждому  индивидуальные  задания  на  карточках;  фронтально  –  записать  общее  задание  на  доске.  Если  на  координатной  плоскости  последовательно  соединить  все  точки,  то  получится  определенный  рисунок. Мы с вами будем работать  по вариантам. Все, кто сидит с правой стороны – 1 вариант, с левой – 2 вариант. Начертите оси координат. Поставьте точку 0.

Например:

  1).(-9;  7),  (-7;  8),  (-6;  10),  (-3;  10),  (-1;  7),  (8;  1),  (15;  -  2),

(  13;  -4),  (6;  0),  (4;  -1),  (3;  -1),  (1;  -7),  (-1;  -7)  (1;  -6),  (2;  -17),  (0;  -1),

(  -2;  -7),  (-4;  -7),  (  -2;  -6),  (  -1;  -1),  (  -5;  2),(  -6;  5),  (  -7;  6),  (  -9;  7)  и  (  -5;  8).  Точки,  разделенные  союзом  «  и»  не  соединять.  Получается  птица.

2).  Известны  координаты  пятнадцати  точек:  1(4,  1),  2(4,  2),  3(1,  2),  4(4,  5),  5(2,  5),  6(4,  7),  7(3,  7),  8(5,  9),  9(7,  7),  10(6,  7),  11(8,  5),  12(6,  5),  13(9,  2),  14(6,  2),  15(6,  1).  Если  отметить  эти  точки  на  координатной  плоскости,  а  затем  соединить  их  отрезками  в  последовательности  1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12  —13—14—15—1,  то  получим  

img5

Кроме преимуществ игры имеют и свои недостатки:

- Трудно оценить работу каждого ученика во время дидактической игры.

-Много времени уходит на подготовку дидактической игры.

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе.

Дидактические игры на уроках математике в начальной школе....

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.

Особенности использования дидактических игр на уроках математики....

дидактическая игра на уроках математики в начальной школе

ldquo;Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”.  ...

Игра на уроках математики в начальной школе.

Игра на уроке математики в начальной школе....