«Вычитание. Название компонентов и результата действий»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Савостьянова Надежда Владимировна

«Вычитание. Название компонентов и результата действий» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_1_klasse_po_teme_vychitanie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вычитание. Название компонентов и результата действий»

  Тема: Вычитание. Название компонентов и результата действия

  1 класс

  Тип урока: урок введения нового знания.

   Цели урока:

  1. Познакомить с действием вычитания (раскрыть его предметный смысл).
  2. Учить пользоваться соответствующей терминологией: «уменьшаемое, вычитаемое, разность», «минус».
  3. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
  4. Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

   Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

   Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

          - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

         

    Ожидаемые результаты:

            - учащиеся должны знать названия компонентов и результата действия вычитания,  уметь читать разности чисел пользуясь

              математической терминологией;

            - повышение активности на уроках;

           - улучшение результатов обучения.

Структура урока

1.Психологический настрой учащихся. Организационный  момент.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

 -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание,    находчивость, смекалка.

 2.Актуализация знаний учащихся.

-Урок начнём с устного счёта:

Назовите предыдущее и последующее числа у числа 7, 5, 3

У числа 7 предыдущее число 6, последующее число 8;

у числа 5 предыдущее число 4, последующее число 6;

у числа 3 предыдущее число 2, последующее число 4;

-Какое число идёт перед 4? (3); перед 2? (1); перед 9? (8)

-Какое число стоит между числами 1 и 3? (2); 7 и 9? (8)

-Повторим состав чисел. Каждый из вас работает с набором цифр.

(Дети, вспоминая состав чисел, показывают карточки с цифрами)

Слайд № 2

 У домика утром
Два зайца сидели и дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
(2 это 1 и 1)

Слайд № 3

 Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца? (7 это 2 и 5)

Слайд № 4

Три яблока из сада ёжик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у  ежа в тарелке!
(3 это 2 и 1)

Слайд № 5

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек? (6 это 3 и 3)

Слайд № 6

Восемь храбрых малышей,

Переходят брод ручей.

Один отстал: «Домой я хочу!»

Сколько их пришло к ручью? ( 8 это 1 и 7)

-Кто не ошибся?

-Какую работу выполняли? Для чего?

(Повторяли предыдущее и последующее числа; состав чисел;

Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении чисел)

  3.Физминутка для глаз

 1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

 2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

4.Постановка учебной задачи.

Слайд № 7

-Сосчитайте количество самолётов.

(Самолётов 6)

-Самолёты поднялись в воздух и улетели. Сколько улетели?

(Улетели 2 самолёта)

-Какое выражение можно записать?

(?)

(В классе кто-то из детей может правильно сказать 6-2) 

-Сегодня мы будем говорить о новом математическом действии «вычитании». С этим действием вы сталкиваетесь в своей жизни каждый день: убираете игрушки, делитесь конфетами, моете посуду и т.д.)

-Записать выражение на  ВЫЧИТАНИЕ можно следующим образом 6-2.

-Что обозначает каждое число?

(6 - столько самолётов было;

2 – столько самолётов улетело.)

-Знак «-» минус – знак вычитания.

-Кто из вас сможет составить выражения на действие вычитания?

(Составление детьми: 8-6; 3-1; 9-6 и т.д.)

-Кто понял, что такое вычитание?

(Когда предметы убирают)

-Что скажете про количество предметов?

(Предметов становится меньше)

-Сколько осталось самолётов?

(Самолётов осталось 4)

Слайд № 8

-Такие выражения называются разностью чисел. Скажем хором!

(Разность чисел)

-А как же называются числа при вычитании?

-Число, из которого вычитаем называется …

(Уменьшаемое)

- Число, которое вычитаем называется….

(Вычитаемое)

-Результат действия вычитания…

(Значение разности)

5. Физминутка.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек:

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

-Прочитаем выражение 6-2=4 по-разному. Слайд № 9

( 6 минус 2 получится 4;

из 6 вычесть 2 равно 4;

разность чисел 6 и 2 равна 4;

уменьшаемое 6, вычитаемое 2, значение разности 4.)

6.Первичное закрепление. Работа с учебником с. 110

-Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, что происходит с шариками( птицами) ? Что обозначают равенства над картинкой? На сколько уменьшилось количество шариков(птиц) ?

(«Уменьшилось на  2(4)  шарика(птицы)  . Цифры обозначают количество шаров , их было 8) Количество шаров (птиц) становится меньше.

-Какое это действие?

(Вычитание)

-Какое выражение можно записать по данному рисунку?

8-1-1      9-2-2

-Что обозначает каждое число?

(8 это столько было шаров;

2 столько шаровубрали;

6 это столько осталось шаров

-Прочитаем по-разному данное выражение, пользуясь памяткой.

( 8 минус 2 получится 6;

из 8 вычесть 2 равно 6;

разность чисел 8 и 2 равна 6;

уменьшаемое 8, вычитаемое 2, значение разности 6.)

(Аналогично разбирается соседний рисунок)

Задача №2 запись в тетрадь

7-3=4     7-4=3  8-3=5 8-4=4

Задача№5

Рисуем схему

000000  6-4=2 о

Задача №6

Посмотрите на начало цепочки –было0 орехов. Стало 7. Уменьшилось  или увеличилось количество орехов? Увеличилось на 7

7.Итог урока. Рефлексия.

- С чем познакомились?

(Познакомились с действием вычитания)

-Чему учились на уроке?

(Учились составлять, читать  и записывать выражения на вычитание)

-Что узнали нового?

(Узнали, как называются числа при вычитании)

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

-Спасибо всем за урок. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Вычитание. Название компонентов и результата действия" 1 класс

Презентация к уроку математики по теме "Вычитание. Название компонентов и результата действия" для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Знакомство с терминами "уменьшаемое", "в...

Презентация "Вычитание. Название компонентов и результат действия"

Данная презентация для урока математики УМК "Гармония" 1 класс....

Открытый урок 1 класс "Вычитание. Название компонентов и результата действия. Закрепление."

1. Презентация к уроку по теме «Вычитание. Название компонентов  и      результата».2. Автор работы: Иванеева Галина Ивановна, учитель начальных классов.3. МБОУ СОШ № 464...

Вычитание. Название компонентов и результата действия

1.     Познакомить с действием вычитания (раскрыть его предметный смысл).2.     Учить пользоваться соответствующей терминологией: «уменьшаемое, вычитаемое, разн...

Вычитание. Название компонентов и результата действия

УМК «Гармония»  Тема: Вычитание. Название компонентов и результата действия  1 класс  Тип урока: урок введения нового знания.   Цели урока:Познакомить с дейс...

Презентация к уроку математики по теме "Вычитание. Название компонентов и результата действия"

Презентация к уроку математики по теме "Вычитание. Название компонентов и результата действия"...