Проектно-исследовательская работа "Роль чисел в нашей жизни"
презентация к уроку по математике на тему

Булгакова Гульсина Азимовна

Ученица на примере различных исследоаний доказывает верность гипотезы Пифагора о том, что "Всё в мире есть число!" и "Миром правят числа!"  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №147»         Авиастроительного района г. Казани

Районный конкурс проектов «Дети Архимеда»

в рамках «Года математики»

Тема проектной работы:

«Роль чисел в нашей жизни»

                                                                             Учащийся:  Кузьмина Света

                                                   4 класса МБОУ «СОШ №147»                                        

                                                            Авиастроительного района г. Казани

                                                     Руководитель: Булгакова  Г.А.,

                                                Учитель начальных классов

                                                             1-ой квалификационной категории

                                                       Цель исследования

«Все в мире - есть Число!»

«Миром правят числа»

Пифагор

Выяснить: где встречаются числа в повседневной жизни; как мы изучаем числа на уроках и откуда они произошли; можно ли обойтись без чисел.

Таким образом, необходимо решить следующие задачи: собрать и изучить материал о числах; узнать из литературных источников, где могут встречаться числа; наблюдение над тем как числа влияют на нас и нашу жизнь; опросить учащихся нашего класса и сделать выводы.

Цель моей работы – узнать какую роль играют числа в нашей жизни.

Гипотеза:  я предполагаю, что в результате этой работы я узнаю,  что человек не может существовать без чисел.

Методы исследования: исследование, сбор информации, анализ, наблюдение, опрос.

Мне необходимо собрать информацию и обработать ее. Для этого я могу спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, интернете, понаблюдать в окружающем мире. В моей работе мне помогут родители, учитель.


                                                Тезисы

     Я решила исследовать мир чисел. Числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. Для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки. Древние люди использовали пальцы на руках и ногах. В древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили в Руси славянские буквы. Такая славянская кириллистическая нумерация была создана монахами братьями, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием. Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Мне часто встречались числа в загадках, пословицах и поговорках.  

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Игры, в названиях которых есть числа, стихотворения  про числа, песни, числа используются в названиях сказок, фильмов, мультфильмов.

На уроке математики в первом классе мы изучаем числа и цифры. Мы узнали,  какое количество предметов можно обозначать цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Трудно было научиться правильно и красиво писать цифры. Мы их лепили, рисовали.

На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый – второй, перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счет.

Из толкового словаря я узнала, что цифра – это знак, обозначающий число. Встречаются арабские цифры и  римские. 

В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде: на номерах машин; на дверях квартир; на деньгах; в названиях праздников;  на дорожных знаках.

Прав был Пифагор: «Миром правят числа!»

                                                                     

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1. Происхождение чисел

С раннего детства человек начинает сталкиваться с миром чисел. У маленьких детей спрашивают: «Сколько тебе лет? Сколько братьев или сестер? На каком этаже ты живешь?» И я решила исследовать мир чисел.

Я поняла, что числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. У древних людей учителем была сама жизнь. Для счета древние люди использовали пальцы на руках и ногах.  

Затем для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки. Делали зарубки на палочках, деревьях, камнях, завязывали узелки на веревочках. Для счета животных использовали камешки, складывали их в мешок. Сколько животных, столько и камешков.

Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Арабские цифры в России были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в древней Руси применялась цифровая система, не имеющая 0. Знаками служили в Руси славянские буквы.

Таким образом, каждая буква выполняла двойную работу: роль знака – для словообразования, и другую – для указания определенного числа. Чтобы выделить буквы в этой последней роли, в обозначении цифр, над ними ставили особый значок  (титло). Такая славянская кириллистическая нумерация была создана монахами братьями, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием.

  1. Числа в загадках, пословицах и поговорках, песнях и стихотворениях

Пословицы и поговорки, загадки,  народная мудрость. Еще до школы мне часто встречались числа в загадках, пословицах и поговорках. Каждый народ имеет свой набор пословиц, поговорок и загадок. Именно пословицы и поговорки стали истинным выражением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации.

Основой пословиц или поговорок является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. Например:

Один в поле – не воин.

Два друга – мороз да вьюга.

И другие…

Загадка – один из самых древних жанров устной поэзии. На сегодняшний день собрано большое количество самых разнообразных загадок. Почти все дети любят отгадывать и загадывать загадки. Загадки придуманы не только ради забавы.  Они приучают к размышлениям и доказательствам. Учат логически мыслить, анализировать и делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления.     

Два братца в воду  глядятся –                    

Век  не сойдутся.   (Берега)

У него глаза цветные, не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (Светофор)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в свои чуланчики. (Рука, перчатки)

Игры, в названиях которых есть числа:

«На одной ножке»;

«Третий лишний»;

«Вдвоём одну верёвку»;

«Семеро одного не ждут»;

«Я знаю пять имён, птиц, животных…».

Стихотворения  про числа:

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра «два».

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка третий из значков –

Состоит из трёх крючков.

За тремя идёт четыре,

Острый локоть оттопыря.

Смотри, четыре – это стул,

Который я перевернул.

На бумаге цифра 5.

Ручку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Рады мы её принять.

И даже песни: «33 коровы» музыка М. Дунаевского, «Дважды два четыре» слова Пляцковский М., музыка Шаинский В., «Жили у бабуси два веселых гуся», украинская народная песня, «Вместе весело шагать по просторам» слова Матусовский М.. Шаинский В., «Четыре черненьких чумазеньких чертенка» слова Гин В., музыка Николаев И..

                  Из литературы и сети интернета я узнала, что числа используются в названиях сказок, фильмов, мультфильмов. Например: М. Михайлов «Два мороза», С. Михалков « Три поросенка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Али Баба и 40 разбойников», Ю. Олеша «Три толстяка», В. Каверин «Два капитана».

  1. Изучение чисел в школе

На уроке математики в первом классе мы изучаем числа и цифры. Мы узнали  какое количество предметов можно обозначать цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Трудно было научиться правильно и красиво писать цифры. Они были корявыми и кривыми, постоянно вылезали из клеточки.

Мы их лепили, рисовали. На уроках музыки мы выучили 7 нот. На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый – второй, перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счет.

Теперь все в нашем классе могут считать до 1000. А всего в нашем классе 15 третьеклассников: 8 девочек и 7 мальчиков. У каждого из ребят по 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 2 ноги, 1 нос, лоб, живот, голова, на каждой руке и ноге по 5 пальцев. Внимательно на доску смотрят 30 глаз и слушают 30 ушей.

Я сосчитала: чтоб добраться до класса надо, сначала, подняться по 7 ступенькам на крыльцо школы и открыть 3 двери. Наш кабинет  находится на 2 этаже, его номер – 6.

Что же такое число и цифра? Я обратилась к толковому словарю, оказывается, слово число – многозначное. В первом значении  обозначает основное понятие математики – величина, при помощи которой производится счет. Цифра – это знак, обозначающий число. Встречаются арабские цифры и  римские.    

                                     4.   Где я встречаюсь с числами

Жизнь каждого человека окружена числами: я родилась 28 июля 2004 года,  в 07 ч. 35 мин., весила 2 кг. 650 гр., рост – 52 см. Когда мне было 7 месяцев я сказала «ма-ма», в  1 годик я начала ходить. Я живу на улице Галиаскара Камала 10, квартира 8. В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде:

на дверях квартир; на подъездах домов; на зданиях; на номерах машин; на документах; в магазине, на рынке, на ценниках; в трамвае, автобусах, цифры на билетиках; номер сиденья в театре; на страницах книг, журналов, календарей; на вещах; на деньгах; на часах; на дорожных знаках; на игрушках, например, кубиках; в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая); в каждом дне рождения тоже есть число (1 год, 2 года, 9 лет мне, 29 лет моей маме, 29 лет папе); на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники.

  1. Опрос одноклассников

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам. По результатам анкетирования:  5, 8, 10, 11, 25, 57, 100, 99 и даже 1 миллиард – любимые их числа. Редко встречаются  числа 4 и 22. На вопрос: «Зачем людям счет?» ребята ответили так: чтобы решать задачи и примеры; чтобы знать, в каком ты учишься классе, сколько тебе лет; чтобы все можно было сосчитать, в том числе и деньги, и узнать много их или мало. Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись.

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне было интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу, что без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Числа хранятся в пословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.

Проводить исследование мне помогали мои самые близкие люди – мои родители, которых я очень люблю. Моя мама, помогая мне, научилась печатать и сохранять напечатанное в Microsoft Word, скачивать информацию с интернета и обрабатывать ее. Теперь мы вместе будем учиться составлять презентацию.

Прав был Пифагор: «Миром правят числа!»

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 – 191с.
  2. Собрание пословиц и поговорок русского народа. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 240с.
  3. Старинные русские пословицы и поговорки – Москва: Детская литература, 1983. – 32с.
  4. Быкова В.В. Хрестоматия по литературе для начальной школы., филологическое общество «Слово», АСТ, Москва, 1996г.
  5. Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
  7. Генере А., Стил У.Ф. Энциклопедия для любознательных Отчего и почему, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», г. Тверь, 2011. - 256 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479

http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm

                                 Казань,  2014-2015  уч.г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №147» Презентация к проектной работе: «Роль чисел в нашей жизни» Выполнила ученица 4 класса Кузьмина Света Руководитель : Булгакова Г.А.

Слайд 2

Цели исследования Выяснить : где встречаются числа в повседневной жизни; Узнать: какую роль играют числа в жизни человека; Проверить гипотезу о том, что человек не может существовать без чисел

Слайд 3

Я решила исследовать мир чисел…

Слайд 4

Числа произошли пять тысяч лет назад в Египте…

Слайд 5

Для счёта древние люди использовали пальцы на руках и ногах…

Слайд 6

Затем для счёта пошли камешки, палочки, косточки, верёвочки

Слайд 7

Наши цифры пришли к нам из Индии через Арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими. Арабские цифры в России были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в Древней Руси применялась цифровая система , н е имеющая 0

Слайд 8

Знаками для счёта на Руси служили славянские буквы. Каждая буква выполняла двойную работу: Роль знака для словообразования и другую – для указания определённого числа.

Слайд 9

Чтобы выделить буквы для обозначения цифр, над ними ставили особый значок (титло). Такая славянская нумерация была создана братьями монахами, славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием .

Слайд 10

Числа встречаются повсюду: в играх, в загадках, в пословицах…

Слайд 11

В загадках У него глаза цветные, Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в свои чуланчики.

Слайд 12

В играх, в считалочках Раз, два, три, четыре. пять, Я иду тебя искать… Я знаю пять названий животных… Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять…

Слайд 13

В названиях и в текстах песен…

Слайд 14

Числа используются в названиях сказок, фильмов и мультфильмов…

Слайд 15

В школе мы учились писать вот такие цифры…

Слайд 16

На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый- второй, перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счёт…

Слайд 17

Цифры встречаются не только арабские, но и римские

Слайд 18

Числа везде: на номерах машин, на дверях наших квартир

Слайд 19

Числа всегда рядом с нами в повседневной жизни

Слайд 20

Вывод Прав был Пифагор : «Миром правят числа!», и значит, гипотеза о том, что человек не может существовать без чисел – верна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная исследовательская работа "Наши бабушки"

Работа несложная, ребятам очень понравилась, на школьном Дне науки заняли 1 место по начальной школе.Презентацию пришлось наполовину сократить, не помещается. Если нужно, пришлю по электронной почте.П...

Проектно-исследовательская работа «ТАНЕЦ В МОЕЙ ЖИЗНИ ИЛИ ПОЧЕМУ ИНТЕРЕСНО ЗАНИМАТЬСЯ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ»

Приобщение учащихся к наследию народной культуры танца.Создание положительной мотивации познавательной деятельности для изучения  истории и культуры танца.Цели:Сформировать представление о танце ...

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни

Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни        Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги"

Проектно-исследовательская работа "Вторая жизнь бумаги" выполнена ученицей 1 класса.В работе собран большой материал по теме. Введение содержит оценку современного состояния решаемой проблемы, обоснов...

Проектная (исследовательская) работа "КРАСКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ".

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был ...