Технологическая карта урока математики на тему "Приёмы устных вычислений" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Бондарь Ольга Владимировна

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_po_matematike.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный  предмет:  Математика

Класс: 3

Автор  УМК: М.И. Моро («Школа России»)

Тема урока: Приемы устных вычислений.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: Владеть умениями  умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями, решать текстовые задачи.

Учебные задачи:

Направленные  на достижение личностных результатов:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

          - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

           - освоение форм личностной рефлексии.

            - овладение логическими действиями сравнения, анализа, классификации, доказательства, обобщения;

- использование различных способов поиска, обработки и передачи необходимой информации.

- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 

- умение излагать свое мнение и аргументировать его;

- формирование умения общаться с учителем и сверстниками.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

          - умножать и делить трёхзначные числа, оканчивающиеся нулями;

          - решать текстовые задачи.

Оснащение урока:

Материалы для учащегося: Учебник, рабочая тетрадь, пенал, раздаточный материал.

Материалы для учителя: Учебник, поурочный план, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (проверка готовности обучающихся)

1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности!

2. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку.

Личностные: формирование доброжелательности.

II. Актуализация опорных знаний (проверка владения материалом прошлых уроков)

Запишите числа.

На доске: 265, 469, 761, 965, 624, 867, 364, 560, 769.

- Чем похожи все числа?

- Какое число лишнее? Почему?

- Какие числа будут в центре внимания на уроке?

-Сегодня урок открытия новых знаний. Хотите открыть новые знания с трехзначными числами?

Записывают.

Отвечают на вопросы.

Это все трехзначные числа, в записи каждого числа есть цифра 6. Лишнее число 624, т.к. в нем шесть сотен, а в остальных шесть десятков.

Трехзначные.

Да.

Познавательные: анализ обобщение, сравнение, классификация, доказательство.

Коммуникативные: оформление речевого высказывания.

III. Постановка проблемы,  выявление места и причины затруднения (осознание места и причины затруднений в выполнении способов действий) 

- Предлагаю начать урок с гимнастики для ума.

На доске карточки с произведениями:

7∙ 8∙ 9

9 ∙ 8 ∙ 6

8 ∙ 9 ∙ 10

- Сравните произведения и, не вычисляя, скажите, какое из них больше.

- А теперь выполните задание по карточке, работая в паре. Вспомните правила работы в паре.

http://doc4web.ru/uploads/files/1/355/hello_html_m25e85bfc.png

Самопроверка.

- Каким приемом пользовались?

- Выполните еще одно задание.

На доске: 20 *3; 96 : 6; 720 : 6; 78 : 6;

30 *3; 40 *2; 300*3; 42 : 3

- На какие две группы можно разбить выражения?

- Значения, каких выражений вы сможете вычислить? Найдите.

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

- Что можете сказать про выражения второго столбика?

- Предлагаю вам научиться находить значения таких выражений. Хотите?

Находят выражение с наибольшим значением, определяют по множителю.

Работают в парах. Вспоминают правила работы в паре. Выполняют задание в тетради.

Проверяют по слайду.

Заменяли действия с десятками или сотнями.

Делят выражения в две группы.

Вычисляют значения 1 столбика.

Выполняют движения.

Находить значения таких выражений не умеем.

Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные: анализ обобщение, сравнение, классификация, доказательство.

Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самооценка.

Регулятивные: Пробное учебное действие, индивидуальное затруднение

Личностные: формирование доброжелательности, ценность здоровья.

Регулятивные: постановка и формулировка проблемы.

IV. Построение проекта выхода из затруднении (обеспечения деятельности по определению цели и темы)

- Прочитайте название раздела, который начнете изучать сегодня на уроке.

- Что узнаете? Чему научитесь?

-Посмотрите еще раз на выражения второго столбика. Какое открытие необходимо сделать сегодня на уроке?

- Назовите тему урока.

- Какова главная цель урока?

- Составим план действий для достижения цели.

Читают название раздела.

Отвечают на вопросы, зачитывая из учебника.

Научиться умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями.

Составляют план.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

V. Реализация построенного проекта (подведение к самостоятельному выводу)

- Подумайте, как можно найти значения этих выражений? Поработайте в парах.

- Проверим, как вы выполнили задание. Кто хочет поделиться тем, как находили значения.

- Кто рассуждал так же?

- Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное.

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 82

- Где пригодятся полученные знания?

Работают в парах.

Один ученик объясняет, как действовал.

Делают вывод: заменяю действия с сотнями и десятками

Читают вывод в учебнике.

При вычисление значений выражений, решении задач.

Познавательные: поиск необходимой информации из текста учебника;

Построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Коммуникативные: формирование речевого высказывания.

VI. Первичное закрепление во внешней речи (установление правильности составленного алгоритма)

- Итак, вы открыли знания. Каким будет следующий шаг?

- Кто сможет найти произведение и частное трехзначных чисел, оканчивающихся нулями?

- Найдите № 1 в учебнике.

- Прочитайте задание. Сравните выражения.

- Вычислите значения второй строчки (работа у доски с комментированием)

2 работа в парах

- Вычислите с устным объяснением (одна пара отвечает по очереди)

Научиться применять, полученные знания.

Отвечают на вопрос.

Читают, сравнивают: цифры одинаковые, в первой строчке обозначающие единицы, а во второй сотни и т.д.

Работают у доски.

Работают в паре, проверяют.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать его; формирование умения общаться с учителем и сверстниками.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (выявление качества усвоения материала)

-Научились ли вы применять новые знания?

- Выполните задания под красной чертой.

-Проверьте и оцените.

Отвечают на вопрос.

Выполняют задание под чертой в учебнике, проверяют, оценивают.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

VIII.  Включение в систему знаний и повторение

3

- Прочитайте задачу. О ком говориться в задаче?

- Какое расстояние прошел лыжник?

- Что сказано про это расстояние?

- Что нужно узнать?

- Реши задачу.

Самопроверка.

Читают задачу, отвечают на вопросы.

Самостоятельно решают, проверяют.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать его.

IX. Рефлексия учебной деятельности (соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом)

- Какую цель ставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- Какое открытие сделали на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке.

-Отметьте на лесенке достижений.

Усвоил новое знание и научился его применять – верхняя ступенька;

Усвоил новое знание, но еще нужна помощь – средняя ступенька.

Тема сегодняшнего урока осталась непонятной - нижняя ступенька

Ребята, предлагаю вам выполнить задание дома на стр. 82, № 4 и задание № 5 по желанию.

Узнать, как умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями


Оценивают свою деятельность.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

саморегуляция, рефлексия способов действия.


Самоанализ урока

  1. Тема урока: Приёмы устных вычислений.

Программа, по которой работает класс: УМК «Школа России» М.И. Моро. Учебный предмет – математика.

  1. В классном коллективе 8 учащихся. Уровень обученности класса: средний. Дети умеют работать в парах, в малых группах, самооценивать себя и взаимооценивать друг друга, но не всегда, получается слушать друг друга.
  2. Данный урок относится к разделу «Умножение и деление», тема: «Приёмы устных вычислений» изучается в 4-й учебной четверти. На урок отводится три часа.
  3. Цель урока, как конечный результат: владеть умениями умножать и делить трёхзначные числа, оканчивающиеся нулями, решать текстовые задачи.
  4.  Задачи направленные на достижение личностных результатов решались на 1-м этапе урока, с помощью беседы, на этапе физминутки-совместное выполнение физических упражнений.

Задачи направленные на достижение метапредметных результатов решались на 2-м, 4-м, 5-м, 6-м, этапах фронтальная работа, на 3-м и 7-м фронтальная работа и работа в паре, на 8-м и 9-м этапах самостоятельная работа, на 10-м этапе была организована рефлексия.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов: использовались карточки с заданиями, упражнения в учебнике для устного и письменного вычисления.

Выбранная структура урока была рациональна для решения данных задач, так как она осуществлялась через совместную работу и самостоятельную.

На данном уроке было организовано взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель. На протяжении всего урока был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков в форме самостоятельной работы (решение задачи), фронтальной проверки (устные упражнения), самопроверки (работа с карточками).

Из-за разноуровненного познавательного процесса обучения домашнее задание было продифференцировано. Дифференцированный подход был необходим для мотивации учения, развития способностей детей.

Интерес ребёнка к тому, что он делал – послужило главной мотивацией его обучения. На уроке поддерживалась спокойная психологическая атмосфера за счёт доброжелательного отношения детей друг  к другу и спокойного тона учителя.

        Учебное время на уроке использовалось эффективно,  запланированный объём урока выполнен.  

  1. Детей удалось включить в запланированную деятельность на всех этапах урока, так как учебная мотивация детей создавалась, сохранялась, поддерживалась  и развивалась на протяжении всего урока. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
  2.   Методы и приёмы, с помощью которых формировались УУД на уроке.

Личностные УУД формировались на 1-м этапе урока, использовался метод – вступительная беседа.

Регулятивные УУД формировались на 3-м, 4-м, 5-м, 8-м, 9-м и 10-м этапах, использовались методы:

  1. Словесный (беседа, работа с книгой);
  2. Проблемного изложения, приём вычисления.

Познавательные УУД формировались на 2-м, 3-м, 6-м, 7-м и 8-м этапах, использовались методы:

  1. Словесный (беседа, работа с книгой);
  2. Наглядный (карточки), приём сравнения, вычисления;
  3. Частично-поисковый.
  4. Метод упражнения.

Коммуникативные УУД формировались на 2-м, 3-м, 5-м, 7-м и 9-м этапах, использовались методы:

  1. Словесный (беседа).
  1. Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмами  устных  вычислений большинство учащихся овладели. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса.  План урока выполнен полностью. Данный урок достиг образовательных, воспитательных, развивающих задач, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

Список используемой литературы

  1. М.И. Моро Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций . В 2 ч. – М: Просвещение, 2014 г (Школа России)
  2. Технологическая карта урока математики "Приемы устных вычислений" (3 класс, УМК «Школа России») Режим доступа: http://doc4web.ru/matematika/tehnologicheskaya-karta-uroka-matematiki-priemi-ustnih-vichislen.html
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, с изменениями 2010 г., [Электрон. ресурс]. Режим доступа:/URL: http://almazovo.ucoz.ru/Informacia/fgos_noo.pdf/  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математике Тема: "Приемы устных вычислений"

Цели деятельности учителя: формировать умения письменного вычитания и  сложения трёхзначных чиселПланируемые результатыПредметные: знать; способы устных вычислений деления и умножения трехзначных...

Технологическая карта урока математики - Порядок действий в вычислениях (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Порядок действий в вычислениях» Тип урока: рефлексия Цель урока: отработка правила определения порядка действий; Задачи уро...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: «Приёмы устных вычислений»

Технологическая карта урока математикиТема: «Приёмы устных вычислений»3 класс...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приёмы письменных вычислений».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Приёмы письменных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о приемах письменных вычислений; отработка вычисл...

Технологическая карта урока математики. Тема «Приемы устных вычислений , умножение и деление».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Приёмы устных вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование навыка устных приемов умножения и деления в пределах 1000; закрепл...

Технологическая карта урока математики. Тема «Разные способы вычислений. Проверка вычислений»(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Разные способы вычислений. Проверка вычислений» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: ознакомление учащихся с приёмами устных вычислений вида 26...

Технологическая карта урока математики «Порядок действий в вычислениях» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: создание условий для повторения порядка действий в числовых выражениях.Задачи урокаДидактические:вспомнить правила для определения порядка действий при вычислении значения числового выраже...