Математика. Урок по теме "Знакомство с понятием " Задача"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha_1_kl.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.

        Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. 

        Поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения задачи начинает складываться ещё в 1 классе. Каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно, нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным. 

         Ребёнок мыслит образами, а его хотят научить мыслить абстрактно. Для этого очень важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету.

         На примере данного урока хотелось поделиться с коллегами, как я провожу знакомство с понятием « задача». Данный урок рекомендован учителям начальных классов, а также педагогам дополнительного образования.

Тема: Задача.

Цель: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.

Задачи:

Предметные:

- рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;

- находить и выбирать способ решения текстовой задачи;

- объяснять (пояснять) ход решения задачи.

 Личностные:

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

- формировать представление о значении математики в жизни человека.

Регулятивные:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной  речи.

Познавательные:

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию  изучаемых объектов;

- под руководством учителя  осуществлять  обобщение, выводы.

Коммуникативные:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

- выражать свою точку зрения;

- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

  Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

 УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2014г. Под редакцией М.И. Моро.

Этап урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок – мы отправимся в поход, где узнаем много нового, будем решать задачи, примеры и встретим на своём пути много интересного.

Спокойно в поход идите.

Бродите в лесах  где хотите,

Гуляйте, прогулки по лесу

В походе всегда интересно.

А вы знаете какие правила мы должны соблюдать, когда идём в поход?

Не разжигать костры.

-Не кричать, не включать громко музыку,

    -Не выбрасывать мусор,

    -Не разорять гнёзда птиц и не забирать птенцов,

    -Не рвать и не ломать деревья.

Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

Коммуникативные:

-Умение  вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

4 минуты 

На данном этапе  прослушивается аудиозапись «Звуки леса», с целью создания положительного настроя, формулируется проблема, которую предстоит учащимся решить на уроке.

II. Актуализация знаний.

Мы попали на полянку к дядюшке Тетереву.. Он пустит нас в лес, если мы  справимся с тремя её заданиями.

  1. Посчитать от 1 до 10.
  2. Назвать соседей числа  ……(слайд 6)

 3.     Записать цифру   5 в тетради, вспомнить состав числа 5

Когда мы заходим в лес, что видим ?

Какие деревья вы можете назвать ?

-А перед нами дикая вишня. Она с волшебными вишенками. На каждой вишенке  написан пример, который надо решить и записать в тетрадь.

2+1         6+1

3-1          7-1

Обратите внимание, что получаем, если вычитаем 1, если добавляем 1?

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

…6…., ….9….,   …4….

5 это 2+3

5 это 4+1

5 это 5+0

-деревья.

-сосна, берёза, дуб, осина…….

Ученик, которого вызвали к доске записывает пример, если решает верно, то вишенка падает в корзинку.

-Когда добавляем 1 – получаем следующее число.

-Когда вычитаем 1 – получаем предыдущее число.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

7 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знаний  натурального  ряда чисел  шла через фронтальный опрос.

На этом этапе закрепляли вычислительные навыки в пределах 10 с помощью решения  выражений.

III.Физкультминутка.

Посмотрите, на полянке мы увидели красивые цветы. ---  Как они называются?  

На каждом лепестке пример, если в ответе получается  число чётное хлопаем в ладоши, если нечётное -  топаем.

Продолжим наш отдых на полянке:

Физминутка « Дождинки»

-ромашки.

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков.

IV.Целеполагание.

-Ребята, отгадайте загадку.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Мы попали в гости к Медведю на полянку .

- Наш  мишка  предлагает сегодня поработать над Задачей. Давайте вспомним, что же такое задача?

-Медведь.

-Задача – это краткие математические рассказы с вопросом.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

2 минуты. На  данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.

V. Получение новых знаний.

1.-Наш мишка делает запасы на зиму зиме, у него целая бочка мёда, но открыть он её не может. Для этого надо знать, что такое задача. Из чего она состоит.

2. Составление задачи

 

Что вы можете сказать по этому рисунку?

-Это условие задачи.

Какой вы можете задать вопрос?

Это вопрос задачи.

3. Анализ задачи.

-Что надо узнать в задаче?

- Что мы знаем про зайчиков? Сколько было ?

-Как узнать сколько их осталось?

Это и есть решение задачи.

-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

Как?

-Это ответ задачи.

Из каких частей состоит задача?

-Зайчиков на полянке было 7. Сколько зайчиков убежало?

Сколько зайчиков осталось  на полянке?

Сколько осталось зайчиков?

7 з.было

2з.убежало

7-2

Да.

-Всего на полянке 7 зайцев.

Запись ответа в тетрадях.

-условие, вопрос, решение, ответ.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные:

-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат вычисления.

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

8 минут.

На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована  фронтальная работа.Презентация!!!

Даётся понятие «задача», её составные части и алгоритм записи в тетрадях в соответствии с единым орфографическим

режимом.

VI. Первичное закрепление.

Контроль результатов

 Деятельности

Решение задачи Работа по учебнику.

Ребята, прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей?

Прочитайте условие задачи.

Прочитайте вопрос задачи.

Мы можем ответить на этот вопрос?

Это решение задачи.

Какой мы запишем ответ?

Как мы ответим на вопрос задачи?

-Ребята, в нашем лесу много птиц. Каких  вы можете назвать? Мы попали на птичью полянку.

-Каждая птица подготовила для вас карточку с примером.Надо к этому выражению придумать задачу.А для этого вам надо разбиться на группы.

- Да, потому что здесь есть условие задачи, вопрос.

5+2

( дети записывают решение и ответ)

-Синица, поползень, ворона, сорока…..

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:

Умение распознавать задачу.

Личностные УУД ученик учится или получает возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. 

Коммуникативные УУД ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с товарищем в группе

7 минут. На этом этапе проводится первичное закрепление  умения узнавать составные  части задачи.

По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения   цели  урока.

VII. Повторение  о ломаных линиях (замкнутые и незамкнутые

Практическая работа.

- Ребята,

Мы вышли к лесному озеру.

Задание для нас такое: из проволоки, которая лежит у вас на партах сделать своё озеро – это замкнутая кривая, которая состоит из пяти звеньев.

.(Одного – двух  ребят можно вызвать к доске, чтобы они это «озеро»  начертили).

Познавательные:

-умение строить геометрическую модель.

4 минуты.

При повторении геометрического материала использовала наглядно – демонстративный метод.

VIII. Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш

Поход. Где проходил на ш поход? Кого мы встретили в походе?

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.

учащиеся крепят свои цветочки на доску

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

3 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

IX.Домашнее задание.

X. Итог урока.

-Дома нарисуйте лесного персонажа, которого вы запомнили на уроке.

-Составьте задачу про лесных жителей.

2минуты.

Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее. На этом уроке воспитывалось бережное отношение к природе и определённые качества личности.

Что для себя каждый взял из этого похода Чему научились?

Спасибо за урок!

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 кл. по теме:"Введение понятия задача.Алгоритм оформления и рассуждения"

В разработке данного урока используется презентация( см. в разделе Презентации), а также благодаря образному изложению материала у обучающихся формируется представление о задаче, и её двух обязательны...

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме: "Введение понятия задача. алгоритм оформления и рассуждения".

Данная презентация является мультимедийным сопровождением к уроку по указанной теме....

Проверочная работа по математике 1 класс по теме "Формирование понятие "Задача".

Проверочная работа по математике для 1 класса проводится с целью проверки умения составлять задачи по предложенным рисункам; умение составлять равенства и соотносить готовые равенства с рисунками....

Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса. УМК "Школа 2000".

Предлагаемый Вашему вниманию урок разработан в технологии деятельностного метода, автор учебника Л.Г.Петерсон. Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: урок-исследование. форма урока: гру...

Презентация к уроку математики. "Понятие задачи"

Презентация к уроку математики "Понятие задачи", 1 класс...

Статья на тему: "Формирование понятия «задача» в начальном курсе математики"

Задача – это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, чт...