Деление как арифметическое действие. Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Тема:  Деление как арифметическое действие. Письменные приемы деления многозначных чисел  на однозначные.

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра «Наша фирма» с презентацией.

Цель урока: отрабатывать навык деления многозначного числа на однозначное число по алгоритму.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; решать задачи; развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении материала; оценивать правильность выполнения действия.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 30.99 КБ
Файл презентация 139.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Деление как арифметическое действие. Письменные приемы деления многозначных чисел  на однозначные.

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Форма урока: урок-игра «Наша фирма» с презентацией.

Цель урока: отрабатывать навык деления многозначного числа на однозначное число по алгоритму.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; решать задачи; развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении материала; оценивать правильность выполнения действия.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится.

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи.

- Сегодня у нас необычный урок – игра. Мы с вами организуем фирму.

- Для успешной работы на фирме у нас есть вся необходимая документация: учебник, рабочая тетрадь, ручка, черновик. Есть ли все необходимое на парте?

- Давайте зарегистрируемся. Напишите сегодняшнее число, классная работа.

- Что делает фирма?

- Сегодня мы с вами организуем закупку и продажу необходимой продукции. Рынок поставки продукции не сложный, а квалифицированных кадров всегда мало. Я готова взять вас на работу в качестве сотрудников, если докажете, что сможете хорошо работать.

2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Сейчас вы покажите своё умение анализировать, сравнивать, доказывать, находить верное решение.

Игра «Кто быстрее».

- В нашей фирме будет 3 отдела. Предлагаю вам выяснить, кто, за что будет отвечать. Кто быстрее справится, будут менеджеры  отдела закупок, вторые  менеджеры  отдела продаж и третий отдел- логистики.

Менеджер – это специалист  отвечающий за определённое направление деятельности предприятия.

Логист – это  специалист, который занимается решением вопросов  перевозки товаров , разработкой наиболее рациональных маршрутов между поставщиком и клиентом.   (Слайд 1)

 

Ну, что ребята, посоревнуемся.

(Карточку решают по цепочке по рядам, передавая листок друг другу)

7 * 8 =

7 * 9 =

81:9=

24 : 3 =

36 : 4 =

5 * 8=

4 * 8 =

4 * 6 =

36 : 4=

36 : 9 =

32 : 4 =

4 * 7 =

7 * 5 =

8 * 4 =

18 : 3 =

18 : 2 =

30 : 6 =

81:9=

49 : 7 =

64 : 8 =

14 : 2 =

6 * 8 =

27 : 9 =

72 : 9 =

9 * 8 =

6 * 9 =

5 * 9 =

3 * 7 =

8 * 5 =

48 : 6 =

81:9=

14 : 2 =

16 : 8 =

- Но для начала нам необходимо разработать правила для сотрудников фирмы (работы в группах):

• В команде должен быть ответственный.

• Работать должен каждый на общий результат.

• Один говорит, другие слушают.

• Своё несогласие высказывай вежливо.

• Если не понял, переспроси.      (Слайд 2)

Устный счет

- За каждый правильный ответ вы получите буквы, из которых составите слова. Если вы все верно вычислите, то узнаете название нашей фирмы. 

Сумма чисел 610 и 390.      (1000)

 Сумма чисел 620 и 370.      (990)

Разность чисел 500 и 150     (350) 

Разность чисел 600 и 140      (460)

Произведение чисел 130 и 2      (260) 

Произведение чисел 140 и 2        (280)

Частное чисел 180 и 2       (90) 

Частное чисел 320 и 4         (80)

6 увеличить в 40 раз         (240)

6 увеличить в 30 раз       (180)

810 уменьшить в 90 раз       (9)

250 уменьшить в 5 раз      (50)

5 увеличить в 90 раз      (450)

6 увеличить в 90 раз       (540)         (Слайд 3)

Название фирмы «Елочная игрушка»

 3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Чтение многозначных чисел.

- Наша фирма будет приносить прибыль. Сможете ли вы посчитать наш большой доход. Давайте прочитаем числа в порядке возрастания: 552 671, 67 823 000, 106 708, 3 214, 48 901.

3 214, 48 901, 106 708, 552 671, 67 823 000.   ( Слайд 4)

- Назовите самое маленькое из этих чисел? (прикрепить на доску - 3214)  ( слайд 5)

- Какое это число? (Четырехзначное)
- Разложите число на сумму разрядных слагаемых (3 тысячи + 2 сотни + 1 десяток + 4 единицы)
- Назовите соседей этого числа. (3213 и 3215)

- Прибавьте к числу 5 десятков. (3264)
- Уменьшите на 2000.   (1214)

- Увеличьте на 2000.   (5214)
- Увеличьте в 2 раза.   (6428)

- Уменьшите в 2 раза.

- Что значит уменьшить? (разделить, назвать частное)

- Почему вы затруднились назвать частное?

4. Постановка учебной задачи (Создание проблемной ситуации) 

- Не можем решить устно.

- А как можно вычислить? (столбиком) 

- Какую цель мы сегодня поставим на уроке? ( научиться письменному делению многозначного числа на однозначное)

- Тема сегодняшнего урока. (Письменное деление многозначного числа на однозначное)  (слайд 6)

- А для этого мы будем использовать алгоритм.

- А что такое алгоритм? (Определенный порядок действия для получения результата) ( слайд 7)

( слайд 8)

Найти первое неполное делимое.

Определить число цифр в частном.

Делением находим  цифру  частного.

Узнаем  сколько разделили.

Находим остаток.

Образуем следующее неполное делимое

- Рассмотрим пример письменного деления многозначного на однозначное число:

- Предлагаю два варианта: первый – сама покажу приём деления. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.

-Какой вариант выберете?

- Вы можете хорошо научиться быстро делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно.

- Отдел, который отвечает за закупку игрушек, поможет нам вычислить пример с комментированием и доставить игрушки на фирму.

- Разделите 3214 : 2

(1 решает пример у доски, остальные в тетради)

3214 : 2 = 1607

- Назови число, которое получили в частном.

- Мы всегда должны помнить: Остаток должен быть меньше делителя!

5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. Работа по учебнику.

- Наша фирма должна приносить доход, поэтому специалисты отделов помогут нам вычислить примеры из №372 на с.82. Посмотрим специалисты какого отдела справятся быстрее и получат в конце года премию.

Правильные ответы ( слайд 9)

1587

2144

1397

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

7. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (продолжение).

- У нашей фирмы появились конкуренты. Они сегодня у нас на видео-связи. Они хотят отнять наш бизнес. Мы сможем его оставить, выполнив их условия. Поможете? ( слайд10)

Задача конкурентов.  (слайд11)

Фирма конкурентов 4 –б закупила 20 коробок с елочными игрушками по 20 штук в каждой коробке по цене 20 рублей за игрушку. Все игрушки продали по 50 рублей за каждую.

А наша  фирма закупила 15 коробок с елочными игрушками по 30 штук в каждой коробке по цене 15 рублей за игрушку. И тоже все продали, но по 45 рублей за игрушку.

У какой из  фирм прибыль больше и на сколько?

- Прочитайте задачу.

- Можете вы сразу ответить на вопрос задачи?

- Что известно?

- Сколько игрушек они купили?

- Сколько они заплатили за все игрушки (за закупку)?

- А продали все по 50 рублей за штуку. Какая у них прибыль?

1) 20 * 20 = 400 (иг.) – купила  фирма 4-б.

2) 400 * 20 = 8 000 (руб.) – заплатила за игрушки  фирма 4-б.

3) 400 * 50 = 20 000 (руб.) – получила от продажи игрушек фирма 4-б..

4) 20 000 – 8 000 = 12 000 (руб.) – прибыль у фирма 4-б.

5) 45 – 15 = 30 (руб.) – прибыль от 1 игрушки.

6) 15 * 30 = 450 (иг.) – купила наша фирма.

7) 450 * 30 = 13 500 (руб.) – прибыль у нашей фирмы.

8) 13 500 – 12 000 = 1 500 (руб.)

Ответ: у нашей фирмы на 1 500 руб. больше.

8. Закрепление изученного материала (Самостоятельная работа по пультикам).

- Наши отделы хорошо работали, продали все игрушки. А выполнив следующее задание, мы подтвердим свою работу.

Работа по карточкам ( приложение №2)

План по продажам стоял 9 536 рублей , отдел продаж его выполнил за 2 недели. Сколько в неделю выполнял план отдел продаж?           ( 4 818руб. )

На склад поступило  7 395 упаковок елочных игрушек , их необходимо распределить в 3 магазина. По сколько игрушек уедет в каждый магазин? (2 465)

Отдел закупок закупил 8 316 упаковок елочных игрушек , их загрузили в 6 машин. Сколько упаковок в каждой машине ? (1 386)

9. Рефлексия.  (слайд12)

- А теперь, я как директор фирмы прошу вас оценить вашу работу:

- У вас на столах лежат листы самооценки.

- Если у вас все получилось, справились со всеми заданиями, принимали активное участие, то вы закрасите кружочки красным цветом у нужного определения.

- Если вам нужна была помощь, вы допускали немножко ошибки, то вы закрасите синим цветом.

- В основном у нас все кружочки красного цвета. Значит, мы справились, мы научились и у нас все получилось.

10. Итог урока.

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Мы достигли цели?

- А если у кого - то есть затруднения, то могу помочь я, могут помочь…(родители, могут помочь одноклассники)

– Завтра я вас снова жду на своем рабочем месте. Мы будем составлять сложные отчеты, подсчитывать наш доход.

11. Домашнее задание:

- Откройте свои дневники и запишите д/з: с.82 № 374 и 375 (слайд13)

Спасибо за работу (слайд14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Менеджер – это специалист отвечающий за определённое направление деятельности предприятия. Логист – это специалист, который занимается решением вопросов перевозки товаров , разработкой наиболее рациональных маршрутов между поставщиком и клиентом.

Слайд 2

• В команде должен быть ответственный. • Работать должен каждый на общий результат. • Один говорит, другие слушают. • Своё несогласие высказывай вежливо. • Если не понял, переспроси

Слайд 3

Сумма чисел 610 и 390. Сумма чисел 620 и 370. Разность чисел 500 и 150 Разность чисел 600 и 140 Произведение чисел 130 и 2 Произведение чисел 140 и 2 Частное чисел 180 и 2 Частное чисел 320 и 4 6 увеличить в 40 раз 6 увеличить в 30 раз 810 уменьшить в 90 раз 250 уменьшить в 5 раз 5 увеличить в 90 раз 6 увеличить в 90 раз

Слайд 4

Прочитайте числа в порядке возрастания 552 671, 67 823 000, 106 708, 3 214, 48 901

Слайд 5

3 214

Слайд 6

« Деление как арифметическое действие. Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные. »

Слайд 7

Алгоритм – это определенный порядок действия для получения результата

Слайд 8

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное Найти первое неполное делимое. Определить число цифр в частном. Делением находим цифру частного . . Узнаем сколько разделили. Находим остаток. Образуем следующее неполное делимое.

Слайд 9

Правильные ответы 1 587 2 144 1 397

Слайд 10

Задание от конкурентов

Слайд 11

Фирма конкурентов 4 –б закупила 20 коробок с елочными игрушками по 20 штук в каждой коробке по цене 20 рублей за игрушку. Все игрушки продали по 50 рублей за каждую. А наша фирма закупила 15 коробок с елочными игрушками по 30 штук в каждой коробке по цене 15 рублей за игрушку. И тоже все продали, но по 45 рублей за игрушку. У какой из наших фирм прибыль больше и на сколько?

Слайд 12

Рефлексия На уроке я работал Активно Пассивно Свой работой на уроке я Доволен Не доволен Материал урока мне был Понятен Не понятен Материал урока мне был Полезен Бесполезен Материал урока мне был Интересен Неинтересен

Слайд 13

Домашнее задание с.82 № 374 , 375

Слайд 14

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление письменных приемов деления многозначных чисел на однозначное число

Урок в 4 классе КРО 7 вида на тему "Закрепление письменных приемов деления многозначных чисел на однозначное число" по программе "Школа России"...

УРОК МАТЕМАТИКИ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Т е м а: ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

УРОК МАТЕМАТИКИ  УМК «ШКОЛА РОССИИ»Т е м а: ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО...

Урок математики в 4 классе по теме «Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное»

Урок «Приемы письменного деления многозначных чисел на однозначное» является одним из уроков в разделе «Умножение и деление многозначных чисел». На предыдущих уроках мы закрепляли пройденный материал,...

Конспект урока математики в 4 классе "Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные."

Тема: Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные.  Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного деления на однозначное ч...

Конспект урока по математике (4 класс) на тему: "Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные"

Формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом....

Урок математики в 4 классе "Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное".

Предмет: математика (9.04.2019г)Класс: 4 «А»Тема урока: Письменные приемы деления многозначного числа на однозначноеТип урока: урок открытия новых знанийУМК: Перспектива...