Математическая игра – как средство развития детей с ОВЗ
методическая разработка по математике на тему

Загоскина Лариса Дмитриевна

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                                                                      В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_igra.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

                  Математическая игра – как средство развития детей с ОВЗ

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                                                                      В. А. Сухомлинский

 Данная тема выбрана не случайно. Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50 % от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

  уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

  некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);

  речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;

  интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая.

 Обучающиеся характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.  Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные, они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды, запоминание механическое. Перечисленные выше особенности детей с ОВЗ приводят к тому, что они испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции , поэтому одним из актуальных направлений работы с такими детьми является работа по формированию элементарных математических представлений. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в занятия включены специальные дидактические игры и упражнения, развивающие его три основные формы (наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое). Целенаправленная, продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей.

Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. Лучше всего сформировать интерес к этой науке еще до преподавания ее в школе. В этом помогут интересные и увлекательные задания и упражнения по математике для дошкольников.

                                            Виды заданий по математике

Математические игры

 – элементарные логические игры;

 – задачи;

– упражнения на классификацию, построение сериационных рядов;

 – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

 - дидактические игры, направленные на развитие пространственных представлений.

Развлечения

 Математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы.

 – Загадки;

 – игры на пространственное преобразование;

 – головоломки.

Формы организации работы

 – работа с подгруппой детей с демонстрационным материалом на занятиях;

 – практическая индивидуальная работа;

– индивидуальная работа с детьми по разрешению проблемных ситуаций;

 – экспериментирование;

 – математические развлечения с элементами театральной деятельности с участием детей;

 – консультирование родителей по ознакомлению с возможностью использования математических игр.

Правила организации занятий

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно. Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации: Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению:

  Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.

  Если вдруг внимание ребенка угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше.

  Исходить из интересов ребенка.

  Не злоупотреблять подсказками

  Если ребенок не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения. Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку. Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы.

– Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал

 – Это поможет разностороннему развитию. При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.

 – Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.

 – Исходить из постепенного усложнения заданий.

 – Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.

 – Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.

 – Поощрять самостоятельность.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                   Приложение

 Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки математических  игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ОВЗ к обобщению  путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.

    

БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»

   

    Формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.

 

I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:

«Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».

«Уточки в пруду».

«Разноцветные фонарики».

 

II. Нахождение « много» и «один» в окружающей обстановке:

«Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.

«Две дорожки».

«Гномы Тим и Том».

 

III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:

«Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.

«Бабочки и цветы».

«Птички».

 

 

    

БЛОК №2. ФОРМА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

 

      Для ребенка геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их в как эталоны в познании формы окружающих предметов.

Детей нужно учить сначала: различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.

 

I. Практическое выделение формы:

«Какие бывают формы?». Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.

«Чей домик?».

«Почтовый ящик».

 

II. Зрительное восприятие формы:

«Найди пару». Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.

«У кого такое?».

«Найди форму в предмете».

 

III. Представление о форме:

«Найди предмет такой же формы». Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.

«Геометрическое лото».

«Угадай, чего не стало».

 

 БЛОК №3. ВЕЛИЧИНА

    

 Детям трудно разграничить разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно строить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание ребенка, были значимы для детей. Величину ребенок учится различать практически.

Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для ребенка признаком.

 

I. Практическое выделение величины:

«Спрячь матрешку» /большой – маленький/.

«Кто скорее свернет ленту?» /длинный – короткий/.

«Построй ворота» / высокий – низкий/.

«Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.

 

II. Зрительное восприятие величины:

«Лото» /большой – маленький/.

«Лесенка» /длинный – короткий/.

«Кто высокий?» / высокий – низкий/.

«Полотенца для мишутки»/широкий – узкий/.

 

III. Представление о величине:

«У кого такое?»

«Красивый узор».

«Найди, где спрятано».

«Орнамент».

 

 БЛОК №4.Восприятие пространства и времени:

Пространственные и временные представления детей целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, особенно эффективно использование дидактических игр упражнений, которые можно подобрать в различных источниках. Основой пространственных ориентировок детей служит различение детьми частей своего тела.

 Учитывая эту особенность, крайне важно учить детей четко различать части своего тела, их названия и опираясь на них, знакомить дошкольников с пространственными направлениями. Чтобы не дезориентировать детей, необходимо помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг напротив друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.  

 

БЛОК №5. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

 

I. Пространственные направления от себя:

«Достань шарик» /вверху – внизу/.

«Что стоит вверху, внизу, посредине».

«Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.

«Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.

 

II. Ориентировка в помещении:

«Спрячем и найдем».

«Угадай, что за чем?»

«На помощь Петрушке».

 

III. Ориентировка на  листе бумаги.

«Положи верно».

«Магазин игрушек».

«Составь узор».

 

БЛОК № 6. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

 

Части суток.

«День – ночь».

«Когда это бывает?»

«Наш день».

«Что делает мальчик утром, днем, вечером, ночью?»

 

   При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

  Зная, что у детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и, к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит интерес  к уже знакомой игре.

   Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Математические игры как средство пропедевтики математических понятий»

Статья посвящена математическим играм – одной из разновидностей дидактических игр. Описана методика работы с математическими играми....

Дидактическая игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

"Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"В.А. Сухомлинский...

Статья: "Игры с камешками как средство развития детей раннего возраста"

Краткое руководство по использованию камешков в развивающих играх с детьми раннего возраста....

мастер-класс «Игра как средство развития детей с нарушением зрения»

Игровая деятельность, ведущая в  детстве, не теряет своего значения и в первом  классе школы. Л.С.Выготский писал, что «игра у детей школьного возраста не умирает, а проникает в ...

Музыкально-Дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей.

Методическая разработка Музыкально-Дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей....

«Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи». Участие во Всероссийском конкурсе

Театрализованная игра является для ребёнка эффективным средством социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной п...