"Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"
методическая разработка по математике на тему

Монгуш Айлан Николаевна

Доклад на тему "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления младших школьников

на уроках математики»

I. Введение

Логика – наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связным, последовательным, доказательным и непротиворечивым.

Без логики не может быть математики. А это значит, что для успешного изучения математики надо устойчиво учться правильно, рассуждать. Само изучение математики очень полезно для овладения правилами законнами мышления. Решения всякой математической задачи – это цепь рассуждений. Вычисления, которые приходится использовать, невозможны без логических рассуждений.

Задач на развитие логического мышления школьников в школьных учебниках, пособиях, сборниках предостаточно. Важно только умело использовать их на уроках, в нужное время и в нужном месте. Обязательно учитывать уровень развития, как отдельного ученика, так и целого класса.

Одно из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства высказывания, логически связанные между собой, делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именнло в младшем возрасте.

Умственное развитие младших школьников проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в позновательных интересах, в отношениии учащихся к учению. Показателями умственного развития школьников является умение использовать логические приемы и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их; преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных приемов действий. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Без элементарных знаний по математической логике невозможно формировать основы математической культуры. Поэтому считаю необходимым создать условия для усвоения учащимися начальных классов элементов математической логики.

Например:

Запиши числа 5, 1, 3 одно за другим так, чтобы между ними можно было поставить знак  <.

Такие упражнения развивают память, вычислительные навыки, навыки рассуждений.

Расставь числа в кармашках так, чтобы запись была верна

А) < 7   Б) >2

Дидактическая функция таких упражнений не ограничивается развитием вычислительных навыков (главная функция традиционной методики), а наоборот, эта задача становится следствием и средством выяснения истинности или ложности предложения. Более того, такие упражнения способствуют широкому осмыслению традиционной задачи: «Сколько костюмов можно сшить из 12м. ткани, расходуя на каждый костюм по 2 м.?» обычным ответом для таких вопросов – задач является число 6(максимальное число), и 5, и 4, и 2, и 1.

Подобное истолкование  Х<6 – очень важный шаг не только для развития ребенка, но и для решения неравенств в будущем.

Учить учащихся мыслить на уроках целесообразно начинать в начальных классах. От того, как научатся ребята логически рассуждать, делать правильные выводы, будет зависеть прочность усвоения, понимание предмета в конце обучения их в школе. Конечно, на такую работу на уроках уйдет больше времени и можно не успеть выполнить все, что было запланировано  на уроке, но это с лихвой окупится на других уроках, где идет закрепления изученного материала. Затраты времени компенсируются активностью учащихся и  интересом к предмету.

Значительное место вопросу обучению младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известный отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его рассуждений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: В окружающем мире – тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы  - загадки.

Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, что, прежде всего надо научить детей охватывать мыслю ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связь между ними…

II. Особенности логического мышления младших школьников.

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышления, воображения, речь – уже прошли достаточно общий путь развития.

Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Это связь не остается неизменной на протяжений действия: в разные периоды ведущие значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.

Психологические исследования показывают, что в этот период именно  мышления в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.

В зависимости от тог, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

1.предметно-действенное (наглядно-действенное)

2.наглядно-образное

3.абстрактное (словесно-логическое).

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением – думать тогда, когда надо. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать рассказывать, доказывать правильность своего суждения.

В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Не умение выделять общее и существенное может серьезно затруднить процесс обучения. Умение выделять существенные способствует формированию другого умения – отвлекаться от не существенных деталей. Это действие дается младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.

Из вышеизложенных фактов видно, что все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.  Помощь в этом могут оказать разнообразные психолого-педагогические упражнения.

III. развитие логического мышления детей.

В работе по развитию логического мышления нужно использовать также в систему нетрадиционных заданий, упражнений, игр. Они направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с успехом применять на уроках, рекомендовать использовать родителям во время занятий с детьми. Тем более что нетрадиционные задания, упражнения, игры в настоящее время не является дефицитам. Огромное количество печатной продукции, видео продукции, всевозможных игр – все это можно выборочно с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся использовать в учебной, внеклассной работе и соответственно в семье.

На развитие логического мышления невозможно в принципе без знаний особенностей психологии младшего школьного возраста. Все это необходимо для того чтобы ребенок успешно закончил младшие классы, успешно учился в среднем звене школы т.е. необходимо помочь ему в развитии его психических процессов, становлении психических функций. которые способствуют:

  1. Формированию теоретического мышления;
  2. «память становится мыслящей»;
  3. «восприятие становится думающим»;
  4. Внимание становится произвольным;
  5. Формированию способности к саморегуляции;
  6. Происходит осознание своего личного отношения к миру;
  7. Изменятся содержания внутренней позиции детей;
  8. Изменятся характер самооценки;
  9. Складывается характер;
  10. Формируется интерес к содержанию учебной деятельности приобретению знаний.

Учитывая все это нужно начинать обучение логическим действием  с формирования соответствующих элементарных умений.

В качестве заданий развивающих логического мышления на уроках математики – это задания на:

I. Выделение признаков предметов

II.Узнавание предметов по заданным признакам

 III. Формирование способности выделять существенные признаки предметов

 IV. Сравнение двух и более предметов

 V. Классификация предметов и явлений

 VI. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

 VII. Геометрическое лото. Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания о форме, величине и цвете предметов

 VIII. Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно называть «ошибки-невидимки».

 IX. Логические задачи.

Большинство элементов развития логического мышления носят игровой смысл, но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали игр или сказок, так как игра не должна являться самоцелью, а обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно- воспитательным задачам, которые решаются на уроке во внеурочное время.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Главная задача обучения математике, причем с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить,- писал педагог-новатор А.А. Столяр. Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления.

Заключение

В процессе работы над методической темой много была изучена разнообразная литература на предмет содержания в ней задач и заданий развивающего характера. Разработала систему упражнений и задач по развитию логического мышления.

Решение нестандартных задач формирует у учащихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать выводы из предпосылок, строить умозаключения.

Выполняя творческие задания, учащиеся анализируют условия, выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи между ними.

Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения. С этой целью применяю задания развивающего характера. Это кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, задачи на смекалку, задачи-шутки, и т.д.

В процессе использования этих упражнений на уроках и во внеклассных занятий по математике выявилась положительная динамика влияния моих учеников и повышения качества знаний по математике.

Список использованой литературы:

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 1-4 кл. Издательство: «Ювента», 2010.
  2. Истомина Н.Б., учебное пособие «Методика обучения в начальной школе», 2000г.
  3. Л.Я.Воронцова «Развитие логического мышления на уроках математики». Журнал «Образование в современной школе», №2; 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

«Развитие логического мышления младших школьников на уроке математики»

Тема самообразования учителя начальных классов. Будет интересна молодым и начинающим педагогам!!!!...

Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математики.

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уро...