Конспект урока по математике на тему "Кратное сравнение чисел и величин" 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по математике

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 30.11.18 г.

Школа: № 95

Класс: 3-1

Кабинет: № 314

Учитель: Селихова Ф.М.

Студент: 43 группы Занкина Наталья

Методист: Иванова Н.В.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема «Кратное сравнение чисел и величин»

Цели деятельности учителя: формирование умения кратно сравнивать числа и величины.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, что такое кратное сравнение.
  • Уметь составлять равенства из чисел и величин.
  • Уметь выполнять кратное сравнение чисел и величин, в основе которого лежит умение выполнять действие деление.

Личностные:

  • Формировать собственное мнение.
  • Уважительно относиться к мнению одноклассников.
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм.
  • Уметь взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ» Чекин А.Л. 3 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал (карточки с примерами)

Челябинск, 2018

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

- Давайте настроимся на хорошую работу, а вначале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица и ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем нам радость и удачу.

Приветствуют учителя

Р: саморегуляция

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический- решение примеров

Словесный- ответы на вопросы; учебный диалог.

5 мин.

-  Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Устный счет:

И начнём мы наш урок с устного счета. Итак, начнем.

  1. Делимое 36, делитель 6. Найдите частное чисел?
  2. Делимое 27, частное 3. Чему равен делитель этих числе?
  3. Делимое 40, делитель 5. Чему равно частное этих чисел?
  4. Делитель 9, частное 9. Чему равно делимое этих числе?

- Теперь посмотрите на слайд.

- Догадайтесь, какое число нужно зачеркнуть в каждом ряду, чтобы числовой ряд был составлен по определенному правилу:

А)2,4,8,10,16,32,64…..(увеличение в 2)

Б) 35,29,23,18,17,11,…(18-уменьшение на 6)

- Молодцы, теперь возьмем пары чисел 15 и 3 и составим из них выражения. Давайте решим их.

15-3=

15:3=

- Что нужно сделать в этих выражениях?

-Итак, ребята посмотрите на доску. Здесь вы видите небольшое правило. Прочитайте его.

Уменьшить на … это знак –

Уменьшить в … раз это знак :

- Ребята, что показывает число 12?

- А что показывает число 5?

- Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.

  1. 6
  2. 9
  3. 8
  4. 81

- Нужно зачеркнуть 10, так как в данном ряду идет увеличение чисел в 2 раза.

- Нужно зачеркнуть 18, так как в этом ряду идет уменьшение на 6.

15-3=12

15:3=5

- В первом выражении нужно уменьшить на 3. А во втором выражении нужно уменьшить в 3 раза.

- Число 12 показывает на сколько 3 меньше 15.

- Число 5 показывает во сколько раз число 3 меньше 15.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Постановка

 учебной задачи

Практический – заполнение пропусков

Словесный – учебный диалог

4 мин.

- Итак ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что же такое кратное.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Кратное сравнение чисел и величин»

- Какую цель на урок вы для себя поставите?

- Расскажите эту цель соседу по парте.

- А теперь скажите эту цель мне.

- Познакомится с понятием «кратное сравнение» и научится кратно сравнивать числа и величины.

Р: целеполагание.

П: структурирование знаний.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

4.Открытие

 нового знания

Практический – решение примеров

8 мин.

- Ребята, открываем учебники на стр. 94 и находим задание №309.

Прочитайте первый абзац задания.

- Итак, на какое число нужно разделить число 12, чтобы уменьшить его в 2 раза? Записываем это выражение в тетрадь. 12:6=2

- А чем является число 6 для частного 12:2?

- Во сколько раз число 6 меньше числа12?

- Во сколько раз число 12 больше числа 6?

- Сколько раз число 6 содержится в числе 12?

 - С помощью какого действия это можно узнать?

- Чем является число 2 для частного 12:6?

- Случайно ли при делении 12 на 6 получилось такое же число, как и при ответе на вопрос о том, во сколько раз число 12 больше числа 6?

Вывод

- Итак, из этого задания мы можем сделать вывод о том, что частное показывает во сколько раз делимое больше делителя. Данный вывод мы будем использовать и в №310

- Следующий №310.

- Записываем в тетради выражение 12:4. Сколько получится?

- Во сколько раз число 12 больше числа 4?

- Во сколько раз число 4 меньше числа 12?

- При помощи какого правила мы можем узнать во сколько число больше или меньше другого?

На слайде правило:  Чтобы найти во сколько раз число  больше или меньше  другого надо большее число разделить на меньшее.

Вывод

- Здесь мы можем сделать вывод о том, что частное может показывать во сколько раз делимое больше делителя, а так же частное может показывать во сколько раз делитель меньше делимого.

- Итак ребята, в результате деления чисел мы можем узнать, во сколько раз делимое больше делителя или во сколько раз делитель меньше делимого. Такой способ сравнения чисел или величин называется КРАТНЫМ СРАВНЕНИЕМ.

- Давайте прочитаем что же такое кратное сравнение, для этого откройте свои словарики на стр. 145. Прочитайте определение про себя. Теперь один ученик читает в слух.

 

- Нужно разделить на 6

- Является частным

- В 2 раза

- В 2 раза

- 2 раза

- С помощью действия деления.

- Является частным

- Нет, не случайно. Потому что чтобы найти делитель нужно делимое разделить на частное.

12:4=3

- В 3 раза

- В 3 раза

- При помощи правила: чтобы найти во сколько раз число  больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее.

Читают определение.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

П.: подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

Физминутка

3 мин.

- Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3.

- Выполните столько наклонов в стороны, во сколько раз 9 меньше 3.

- Присели столько раз, во сколько 12 больше 3.

- Подпрыгните столько раз, во сколько 2 меньше 8.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический – работа с учебником

7 мин.

- Итак, следующий №311.  Прочитайте задание. Устно по цепочке проговорите ответы.

- Каким математическим действием пользовались?

- Как называется выражение, с помощью которого можно узнать, во сколько раз одно число отличается от другого?

- Следующий №312. Прочитайте задачу. (один ученик читает вслух)

- О какой величине в ней говорится?

Мне нужно два человека один решает задачу вычитанием, другой с помощью деления. Остальные решают на месте. Потом сверяем.

1)20м – 5м =15м              2)20м:5м=4м

15м - 5м =10м

10м – 5м=5м

5м - 5м=0

- Итак, чему равно значение частного 20 м : 5 м?

- Что показывает число 4?

- Хорошо. Сколько раз 5 м содержится в 20 м?

- Во сколько раз 20 м больше, чем 5 м?

- Во сколько раз 5 м меньше, чем 20 м ?

- Итак, ребята кто мне скажет, как провести кратное сравнение величин?

Читают задание.

4,3,2,3,2

- О длинне.

- Делением

- Деление

-  Значение частного равно 4.

- Что 5м меньше 20м в 4 раза.

- 4 раза

- В 4 раза

- В 4 раза

- Чтобы провести кратное сравнение величин, нужно большую величину разделить на меньшую.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический- групповая работа, работа с карточками

5 мин.

- А сейчас ребята, вы поработаете в группах. У нас будет 6 групп и  каждая получит свое задание. Ваша задача в группе выполнить задание, которое будет дано вам на карточке. После чего мы будем проверять все это у доски. На выполнение заданий я даю вам 3 минуты.

1,3, группы

Выполни кратное сравнение величин

14 м  и  7м                  6 кг и 24 кг

30 мин и 10 мин        2 дм и 2 см

- Для начала посмотрите все ли вам понятно, как выполнять кратное сравнение величин? (дм и см).

- Как мы будем эту пару чисел сравнивать?  

2,5 группы

Выполни кратное сравнение в каждой паре чисел.

32 и 8         24 и 6

6 и 48         4 и 32

Из полученных частных составь два верных равенства.

4,6 группы

Длинна класса 6 м, а длинна коридора 36 м. Во сколько раз длинна класса короче длинны коридора?

- Итак, время вышло, проверяем. У каждой группы было свое задние. Сейчас один человек из группы выходит к доске и рассказывает решение задания, все остальные его внимательно слушают и проверяют.

14:7=2 ,  14 м в 2 раза больше, чем 7 м      

30:10=3 , 30 мин в 3 раза больше, чем 10 мин    

24:6=4 , 6 кг в 4 раза меньше, чем 24 кг

20:2=10 , 2 дм в 10 раз больше, чем 2 см

-  дм переведем в см, в 1 дм 10 см

32:8= 4 , 32 в 4 раза больше, чем 8

48:6=8 , 6 в 8 раз меньше, чем 48

24:6=4 , 24 в 4 раза больше, чем 6      

32:4=8 , 4 в 8 раз меньше, чем 32

32:8 = 24:6 (4=4)

48:6 = 32:4 (8=8)

36:6=6 (раз)- длинна класса короче длинны коридора.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников

7.Включение в систему знаний

Практический – парная работа

4 мин.

- Прочитайте задание № 315. (один ученик читает вслух) Это задание вы будете выполнять в парах. Я даю вам 2 минуты чтобы подумать, обсудить в парах. Потом будем проверять.

- Итак, время вышло. Давайте проверим какие примеры вы составили.

- 5 м и 50 м

- 2 дм и 2 см

- 10 кг и 100 кг

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли?

- Что значит выполнить кратное сравнение?

- Где в жизни может пригодиться такой способ сравнения чисел?

В какой профессии?

- Насколько легко вам было выполнять задание по данной теме?

-  Познакомится с понятием «кратное сравнение» и научится кратно сравнивать числа и величины.

- Строитель, архитектор, продавец.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Выполни кратное сравнение каждой пары чисел.

72 и 9; 32 и 8; 6 и 48; 7 и 28.

  1. Выполни кратное сравнение величин.

А) 15 мин и 1 час,

Б) 3 дм и 3 см,

В) 2 т и 2 ц,

Г) 21 км и 7 м.

3. Определи по рисунку, во сколько раз число кубиков, из которых сложена фигура А, больше числа кубиков, из которых сложена фигура Б?

                    А                                                                                                              Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике Тема: «Площадь. Сравнение площадей фигур.»

Конспект урока по теме «Площадь. Сравнение площадей фигур.»Разработала учитель начальных классов Т.В. ГардтМетодист: Е.Н. Кабанова Тема: «Площадь. Сравнение площадей фигур.»...

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс...

Конспект урока по математике по теме : " Сравнение дробей."

Формирование умения выполнять сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями по схеме - опоре....

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"...

Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс

Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение многозначных чисел", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование навыка называть разряды счетных единиц, учить сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствование  устных и письменных вычислительных н...