Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК Школа России) Письменный прием вычитания вида «57 – 26»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Познакомить с письменным приемом вычитания вида 57 - 26; закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

94 40 66 85 20 50 79 54 92+2 80-30 29-9 40+14 70-4 90-5 60-20 74+5

Слайд 2

Было 30 лодок у причала, волна их весело качала, три лодки взяли рыбаки, чтоб переплыть простор реки. А сколько лодок у причала Волна по-прежнему качала? 27

Слайд 3

Белка на елке грибочки сушила, песенку пела и говорила: «Мне зимой не знать забот, Потому что есть грибок: Белый, рыжик, 2 масленка, Три веселеньких опенка. Подосиновик велик, Этим он и знаменит. А лисичек ровно шесть, Ты попробуй все их счесть. 14

Слайд 4

Семь ежей мордашки чистят, пять катаются на листьях, три глядят из-под ветвей, сосчитай-ка всех ежей. 15

Слайд 5

Оля сказала подругам: «Позавчера мне было 8 лет, а в будущем году мне исполнится 11 лет». Какого числа родилась Оля ? 31 декабря

Слайд 6

Винни-Пуху подарили бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке? 6 кг

Слайд 7

Письменные вычисления

Слайд 8

Алгоритм вычитания 1. Пишем десятки под десятками, а единицы — под единицами. 2. Вычитаем единицы. Пишем результат вычитания под единицами. 3. Вычитаем десятки. Пишем результат вычитания под десятками. 4. Читаем ответ.

Слайд 9

32-7=25 56-8=48 28+8=36 100-2=98 43-9=34 83-6=77 57+7=64 100-6=94 Проверка



Предварительный просмотр:

Тема

Письменный прием вычитания вида «57 – 26»

Педагогическая цель

познакомить с письменным приемом вычитания вида 57 - 26; закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся моделировать прием вычитания вида 57 - 26 с помощью предметов; сравнивать разные способы вычитания и выбирать наиболее удобный; читать равенства, используя математическую терминологию.

Личностные результаты

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами; уметь устанавливать причинно-следственные связи; анализировать ход и способ действий; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы; выражать свои мысли; работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнера; уметь импровизировать, анализировать и проявлять оригинальность; высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать; слушать других и уметь принимать их точку зрения.

Основные понятия и термины

Вычитание, письменный прием вычисления

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная; Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика» 2 класс 2 часть М.И.Моро, М.А.Бантова, м/м презентация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

1.Приветствие.

2. Эмоциональный настрой.

 

3. Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня урок математики проведу у вас я.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

- Проверим готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебник математики, пенал и тетрадь.

- Откройте тетради, запишите «число, классная работа»

Проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в работу

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу на уроке.

II. Устный счет

Цель: развитие вычислительный навыков, математической культуры.

1) Решение примеров

Организует работу по актуализации знаний о сложении двузначных чисел с однозначными.

Участвуют в решении устного счета, анализируют свои ответы, доказывают свое мнение.

2) Решение задач

1) Было 30 лодок у причала,

волна их весело качала,

три лодки взяли рыбаки,

чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала? (27)

2) Белка на елке грибочки сушила,

песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать забот,

Потому что есть грибок: Белый, рыжик, 2 масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит.

А лисичек ровно шесть,

Ты попробуй все их счесть» (14)

3) Семь ежей мордашки чистят,

пять катаются на листьях,

три глядят из-под ветвей,

сосчитай-ка всех ежей. (15)

Читает учащимся задачи, исправляет ошибки учащихся

Осуществляют решение задач, аргументируют свой ответ.

3) Логическая разминка

1) Оля сказала подругам: «Позавчера мне было 8 лет, а в будущем году мне исполнится 11 лет». Какого числа родилась Оля? (Оля родилась 31 декабря.)

2) Винни-Пуху подарили бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке? (6кг.)

Читает учащимся задачи, осуществляет помощь при нахождении ответа.

Решают задачи, дают логическое объяснение решению.

III. Целеполагание.

Цель: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.

1. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на числа на доске. (24,33,42,81,60)

- Как их можно назвать одним словом числа? (Двузначные.)

- Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? Назовите число, в котором 6 десятков, 8 десятков и 1 единица, число десятков и единиц одинаковое, 4 единицы.

- Какое число лишнее? Почему? (60 - это круглое число. 81 — сумма чисел равна 9, а в остальных числах —6.)

- Запишите еще ряд чисел так, чтобы каждое число было на десяток меньше данных чисел.

- Прочитайте получившиеся числа. (14, 23, 32, 71, 50.)

- Запишите ряд чисел так, чтобы каждое число было на 1 единицу меньше чисел второго ряда.

- Прочитайте получившиеся числа. (13, 22, 31, 70, 49.)

- Каким правилом вы пользовались при выполнении вычислений? Как отнимали десятки, единицы? (Десятки отнимали от десятков, единицы — от единиц.)

Эти вычисления мы выполняли устно.

- Какой прием поможет выполнять вычисления быстрее и удобнее? (Письменный, столбиком.)

- Сделайте вывод: чему мы будем учиться сегодня на уроке? (На уроке будем учиться выполнять письменно вычисления столбиком).

Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока, задает наводящие вопросы, обобщает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, определяют тему урока, его цели.

IV. Изучение нового материала.

Цель: закрепить полученные знания, умения и навыки. Научить их применять на практике.

1.  Знакомство с вычислительным приемом

2. Составление алгоритма

3. Работа с алгоритмом в учебнике

4.  Работа с учебником (с.5, №1)

Физминутка.

Цель: профилактика переутомления на уроке.

(На доске записано выражение.)

36 - 24

  • Прочитайте выражение.
  • Сколько десятков и единиц в каждом числе?
  • 36 — это... (3десятка и 6 единиц).
  • 24 — это... (2 десятка и 4 единицы).
  • Как будем вычитать 24? (Из 3 десятков вычтем 2 десятка, из 6 единиц — 2 единицы.)
  • Выполните операцию вычитания на палочках.
  • Какой получили ответ? (12, 1 десяток и 2 единицы.)
  • Сделайте подробную запись этого примера с помощью чисел.

(Учитель делает запись на доске, а учащиеся - в тетрадях.)

36 - 24 = (30 + 6) - (20 + 4) = (30 - 20) + (6 - 4)

- В случаях вычитания, так же как и при сложении, удобно записывать числа одно под другим, чтобы легче выполнить вычисления. Десятки записываем под десятками, единицы - под единицами.

Алгоритм вычитания

1. Пишем десятки под десятками, а единицы — под единицами.

2. Вычитаем единицы. Пишем результат вычитания под единицами.

3. Вычитаем десятки. Пишем результат вычитания под десятками.

4. Читаем ответ.

- Чем похож алгоритм вычитания на алгоритм сложения? (Десятки пишем под десятками, а единицы - под единицами.)

- Чем они отличаются? Какое слово мы заменили? (Слово «складываем» заменили на слово «вычитаем».)

- Откройте учебник на с. 5. Посмотрите на алгоритм, предложенный в книге.

- Совпадает ли он с нашим алгоритмом? (Да)

- Как удобнее решать примеры такого вида? (Письменно)

- Прочитайте условие задания 1. Что нужно сделать? (вычислить устно)

- Цепочкой выполним вычисления устно. (68-34=34, 75-52=23, 87-45=42, 34+52=86, 62+24=86)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали!

Ногами потопали,

Руками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся.  (4 наклона)

Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И считать мы продолжаем.

Задает вопросы, наглядно показывает способ вычитания двузначного числа из двузначного.

Объясняет учащимся алгоритм вычитания, задает вопросы.

Предлагает прочитать алгоритм в книге, определить, верный ли он.

Ставит учебную задачу – решить примеры устно, следит за правильностью выполнения решения, оценивает ответы учащихся.

Читает физминутку, показывает образец выполнения

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают разрядный состав предложенных чисел, делают запись в тетрадь

Внимательно слушают учителя, воспринимают алгоритм вычитания, отвечают на вопросы учителя.

 

Читают алгоритм в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

Принимают учебную задачу, решают примеры, объясняют ход решения,

Выполняют упражнения под руководством учителя.

V.Закрепление изученного.

Цель: формировать самостоятельность учащихся. Применять полученные знания на практике.

 1.  Решение задачи (с.5, №2)

2. Решение примеров (с.5, №4)

-Решим задачу 2.

- Прочитайте задачу про себя.

- О чем говориться  в задаче? (О шарах)

- Что известно? (Что было 8 красных шаров, золотых на 3 меньше, чем красных, а зеленых столько, сколько красных и золотых вместе)

- Что нужно узнать? (Сколько зеленых шаров было на елке)

- Какие слова возьмем для краткой записи? ((Красные и золотые)

- Составим краткую запись.

Кр. - 8 ш.

Зол.-?, на З ш. <            ?

- Что значит «на 3 меньше»? (Это столько же, но без трех)

- Повторим задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)

- Почему? (Потом что мы не знаем, сколько было золотых шаров)

- А можем узнать? (Да)

- Каким действием? (Вычитанием. Мы из количества красных шаров вычтем 3)

- Теперь моем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Почему? (Потому что нам известно количество красных и золотых шаров)

- Каким действием? (Сложением. Мы к количеству шаров красного цвета прибавим количество шаров золотого цвета)

- Сколько действий в задаче? (2)

- Что найдем первым действием? (Количество золотых шаров)

- Что найдем вторым действием? (Количество зеленых шаров)

- Запишем решение задачи  с пояснением.

1) 8-3=5 (ш.) – золотого цвета.

2) 8+5=13 (ш.) – зеленого цвета.

- Запишем ответ. (Ответ: 13 шаров.)

- Посмотрите на задание 4. Что нужно сделать? (Решить примеры)

- Запишите в тетради «Примеры №4) и выполните это задание самостоятельно.

(Коллективная проверка)

32-7=25     56-8=48     28+8=36     100-2=98

43-9=34     83-6=77     57+7=64     100-6=94

Задает учащимся вопросы, составляет на доске краткую запись, ведет разбор задачи.

Ставит учебную задачу – решить примеры самостоятельно. Осуществляет проверку.

Отвечают на вопросы учителя, записывают краткую запись в тетрадь, решают задачу, записывают ответ.

Принимают учебную задачу, решают примеры самостоятельно.

VI.Подведение итогов.

Цель: обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока.

1.Беседа.

-Чему мы учились на уроке? (Письменно вычитать двузначные числа из двузначных)

- Назовите алгоритм письменного вычисления.

-Какие задания вам показались особенно трудными?

- А что было сложным?

Дает анализ и оценку успешности достижения цели.

Получают информацию о реальных результатах учения.

VII.Рефлексия.

Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

1.Беседа.

2.Оценка учителем работы детей.

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке:

Я узнал (а) …

Я научился…

Испытывал(а) затруднения при…

Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Соотносят цель и результаты учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание

Цель: сообщить задание, разъяснить методику его выполнения.

1.Сообщение домашнего задания.

-Записываем домашнее задание   стр. 5, №.3.

- На этом наш урок окончен. Вы очень хорошо старались и работали. До свидания.

Объясняет домашнее задание.

Прощается с учащимися

Слушают домашнее задание.

Прощаются с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс УМК "Школа России"

Урок математики 4 класс "Что узнали .Чему научились"  Закрепление знаний....

Технологические карты уроков математики 4 класс УМК Школа России

Технологические карты уроков математики 4 класс УМК Школа России...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....