Методическая разработка урока математики 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Прямоугольник. Квадрат."
методическая разработка по математике (2 класс)

Побединская Марина Владимировна

Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать развитию навыка построения прямоугольника, квадрата, развитие внимания и глазомера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamougolnik.kvadrat.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

УМК

Начальная школа XXI века

Тема

Прямоугольник. Квадрат.

Цель педагогической деятельности

Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать развитию навыка построения прямоугольника, квадрата, развитие внимания и глазомера.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные научатся: распознавать и классифицировать геометрические фигуры, формулировать определения прямоугольника и квадрата, характеризовать многоугольник.

Метапредметные познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать уровень владения учебным действием; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать собеседника, высказывать собственную точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи.

Личностные: осознавать свои возможности в учении, познавательный интерес к математической науке.

Методы и формы обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, практический. Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 6-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 128 с. : ил.

Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. - 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2017. - 64 с. : ил.

Интерактивное задание.

Презентация, слайд "Многоугольники"

Угольники, сигналы светофора, математический веер, счетные палочки, индивидуальный лист достижений по теме "Прямоугольник. Квадрат", карточки для самостоятельной работы и взаимопроверки, самопроверки, карточки диагностики планируемых результатов двух уровней, карточки для парной и групповой работы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Чтоб водить корабли.

Чтобы лётчиком стать

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессии,

 Вы смекайте – ка

 Где бы нам не пригодилась

 Математика.

Желаю удачи на уроке! Что для этого нужно?

Ответы детей

2. Мотивация к учебной деятельности

Самопроверка ДЗ по карточке

ТПО, стр.54, № 3.

Мотивирует к учебной деятельности

С какой целью вы пришли на урок математики?

- Что для этого вы должны будете сделать?

Организовывает проверку домашнего задания.

- Выполните самопроверку ДЗ по карточке.

- Если показали прямые углы, то поставьте +, отметили вершины прямых углов + Если вы правильно выписали номера многоугольников, то в карточке "Достижение планируемых результатов" нарисуйте зеленый сигнал светофора, допустил ошибку - желтый.

Отвечают на вопросы учителя

Узнать новое.

Сначала самим понять, что мы не знаем, а затем сами открыть что-то новое.

Самопроверка домашнего задания по образцу (карточка).

Выполняют самооценку, фиксируют в маршрутном листе

Этап актуализации и пробного учебного действия

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

1) Чистописание.

 – С чего мы обычно начинаем урок?

- Как мы готовимся к минутке чистописания?

( Пальчиковая гимнастика)

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

2)         ( На доске записаны цифры)

          0 3 5 6 9

-  Какие общие элементы есть в написании этих цифр?

3) -Сегодня мы отправимся в гости, а кто нас будет встречать вы узнаете выполнив задание.

(На доске вывешены числа внутри геометрических фигур)

10 … 20 … 25 … … 40 … 50 … 60 …

- Предложите задание, что здесь можно  сделать?

-Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел?

- Восстановите ряд.

На доске появляется запись (числа внутри геометрических фигур)

10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65

       Ф            И  Г      У       Р        Ы

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Как догадались?

- Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры?

- С минутки чистописания!

- Делаем пальчиковую гимнастику!

( Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

(Дети пишут цифры в тетрадях.)

 Ответы детей.

-Предлагаем определить закономерность и вставить пропущенные числа.

 - Счет через 5.

Ученики называют пропущенные числа.

                 

- О геометрических фигурах.

Цифры записаны в геометрических фигурах.

  - Геометрия.

3. Актуализация знаний

Математический диктант

Интерактивное задание (фронтальное)

Слайд "Многоугольники"

(индивидуальная)

Проводит математический диктант:

Увеличьте:

20 на 5, 42 на 3, 6 в 7 раз, 5 в 8 раз

Уменьшите 16 на 9, 56 на 16, 20 в 4 раза, 36 в 6 раз

Определи недостающую фигуру

Создает проблемную ситуацию (индивидуальная карточка)

- Есть ли среди многоугольников прямоугольники? Запиши номера прямоугольников в тетрадь.

Выполняют взаимопроверку:

25, 45, 42, 40, 7, 40, 5, 6

Если  нет ошибок "5"

          1-2 ошибки "4"

          3 ошибки "3"

Понимают информацию, представленную разными способами

Находят прямоугольник среди фигур

Самопроверка

4. Постановка учебной задачи

 

Составляют план выхода из затруднения

- Почему возникли затруднения?

-Назовите тему урока.

Чему должны научиться на уроке? Каким способом? Могут пригодится новые знания в жизни?

Определяют границы знания

Формулируют тему урока, задачи, план выхода из затруднения (понаблюдаем, сравним, сделаем вывод)

5. Открытие нового знания

 

Словарь Ожегова

Организует "открытие" нового посредством  диалога

- 1.        Собери картинку. (Работа в парах)

             ( На доске изображения многоугольников: квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, четырехугольника, трапеции)

– Рассмотрите фигуры представленные на доске.

 – Что  вы видите?

  - Какое наименьшее число углов у многоугольника?

   - Какая фигура лишняя?

   - Почему?

  - Как можно назвать оставшиеся фигуры? Почему?

-У вас на партах лежит набор таких же фигур. Предложите свое задание.

- Предложите задание для четырехугольников.

Самопроверка. По эталону на доске.

-Проверьте себя.

- Что заметили?

-Почему?

2.- Сравнение фигур.

- Рассмотрите внимательно прямоугольник и квадрат. Сравните.

а) - В чем сходство?

Б) ЛОВУШКА ( ПРОБЛЕМА)

- Ну а раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом?

- У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата.

- Кто может возразить?

- Как проверить можем?

Вывод:

- Квадрат- это прямоугольник, у которого все стороны равны.

-У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат.

Молодцы!

Характеризуют геометрические фигуры (многоугольники, треугольники, четырехугольники, углы прямые).

Формулируют определение прямоугольника, квадрата..

Читают определение в учебнике.

 

Читаю в словаре Ожегова

Выбирают задание для группы, определяют количество прямоугольников, квадратов

Физкультминутка

Формируем умение осуществлять самоконтроль.

Давайте немножко отдохнём, глазки у вас устали, были в напряжении.

«Стрельба глазами» - А сейчас постреляем глазками как можно дальше вправо, влево, вверх, вниз.(5р)

«Стреляют» глазами.

6. Первичное закрепление  

Работа по учебнику

1. Стр.111, №1

1. Стр.112, №3

2. Стр.112, №5.

Организует первичное закрепление в паре

- Как доказать, что все углы прямые? (угольник)Если нет угольника. только линейка?

Организует моделирование из счетных палочек

Работают в паре.

Называют прямоугольники, квадраты

Называют инструменты для измерения углов

Выполняют самооценку, фиксируют в маршрутном листе

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в печатной тетради.

ТПО, стр.56, № 1 или по карточке

Организует дифференцированную самостоятельную работу деление фигур на группы, определение группы фигур

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по карточке

8.  Включение в систему знаний

1. Практическая часть

ТПО, стр.56, №4 (индивидуальная)

2. Дополнительное задание

(индивидуальная)

Выполните построение четырехугольников  в рабочей тетради

-Какое задание можно придумать и выполнить?

Нахождение периметра

Выполняют построение четырехугольников: прямоугольника, квадрата.

Выполняют взаимопроверку

9. Рефлексия учебной деятельности

Диагностика планируемых результатов:

1. ТПО, стр.57, №5

2. Карточка

Выставление отметок

1. Проводит диагностику планируемых результатов

- Подчеркните слова, которыми можно назвать фигуру на рисунке.

2. Организует работу с утверждениями

- Определите истинность утверждений

Любой квадрат является прямоугольником   верно  / неверно

Любой прямоугольник является квадратом верно  / неверно.

- Что нового узнали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Если эта тема вызвала затруднение, вы можете прийти на занятия "Грамотей Грамотеич"

- Комфортно ли чувствовали себя на уроке, поднимите соответствующий смайлик.

Выставляет отметки

Дают определение заданной фигуре

Определяют истинность утверждений, Самопроверка, раскрашивают соответствующий круг

Соотносят изученный материал и субъективный опыт. Делают выводы.


ФИ____________________________________________

                     

                       Достижение планируемых результатов

                       по теме "Прямоугольник. Квадрат"

Умею находить прямые углы многоугольника

Знаю определение квадрата

Знаю определение прямоугольника

Умею находить прямоугольник, квадрат среди четырехугольников (многоугольников)

Умею выполнять построение четырехугольников: прямоугольника, квадрата

Умею слушать и понимать собеседника

Умею планировать свои действия

Умею выполнять самопроверку

Умею выполнять взаимопроверку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"

Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....

методическая разработка урока математики для 1 класса по программе "Школа 21 века" по теме "Прибавление числа 7" по ФГОС

конспект урока и презентация для 1 класса по теме "Прибавление числа 7" по программе " Школа 21 века" по фгос в виде технологической карты....

Методическая разработка урока математики в начальной школе в свете требований новых Образовательных стандартов

Проект урока  математики во 2-ом классе, ОС «Школа 2100»Тема урока:  «Решение задач»Тип урока:  урок  рефлексии (урок повторения, закрепления знаний и выработки умений  решать...

Методическая разработка урока математики в 3 классе (УМК "Школа России"). Увеличение числа в несколько раз.

Методическая разработка урока содержит интересный познавательный материал для обучающихся при изучении темы "Увеличение числа в несколько раз". В ходе урока используется работа в парах,  а также ...

Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....