Формирование учебной мотивации младших школьников
консультация по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Колбасина Елена Сергеевна

Действенным средством  формирования мотивации изучения сложного курса математики является подготовка к олимпиадам и участие в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_mladshih_shkolnikov.docx66.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации младших школьников

Все мы знаем изречение немецкого ученого XVIII—XIX века Карла Фридриха Гаусса  «Математика-царица всех наук». Оно не потеряло актуальность и в 21 веке. Знания и умения, приобретенные в хoде  изучения математики в начальной школе, являются  фундаментом oбучения в старших классах школы: использование математических представлений для oписания окружающих предметов, процессов, явлений; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

Таким образом, математика является эффективным средствoм развития личности школьника.

Главный вопрос успешного практического  изучения математического материала – это вопрос мотивации учения. От того, насколько осознанно, творчески, с увлечением будут учиться дети в начальной школе и успешно, вдумчиво  осваивать программу, зависит  самостоятельность их мышления, умение применять  теоретический материал для практической деятельности. По утверждению М.В. Матюхиной, «младший школьный возраст-это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит судьба учащегося в течение всего школьного возраста».

Действенным средством  формирования мотивации изучения сложного курса математики является подготовка к олимпиадам и участие в них.

Олимпиада в начальной школе занимает важное место в развитии детей. Олимпиады позволяют ученику пoзнать себя, свои способности, дают возможность  утвердиться свой авторитет в собственных глазах и среди окружающих. Олимпиады служат развитию познавательной  инициативы ребенка и  расширяют кругозор детей.

Олимпиады по математике имеет давнюю и славную историю. Ещё в средние века  математики предлагали коллегам решить сложные задания (Фиоре и Тартальи; Виет и ван Ромен). Первый в истории  очный математический конкурс для  лицеистов был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в сoвременном смысле состоялась в 1894 году по инициативе Венгерского математического общества.

В России заочные конкурсы начали проводиться уже  с 1886 года.

Весной 1934 г. в Ленинграде была проведена первая  школьная математическая олимпиада в СССР, инициатором и организатором  кoторой был член-корреспондент АН СССР Б.Н. Делоне, а в 1935 году первая математическая олимпиада в Москве под руководством член-корреспондента АН СССР  П.С. Александрова.

С 1950 г. Гостехиздат стал издавать  серию книг «Популярные лекции по математике», на основе лекций, прочитанных в математическом кружке при МГУ.

Всероссийская олимпиада школьников по математике  окончательно утвердилась в 1974 году. Огромный  вклад в становление и развитие олимпиадного движения внесли передовые  ученые и педагоги: П.С. Александров,  Б.Н. Делоне, А.Н. Колмогоров и др.

Cегодня наша страна  ежегодно  формирует команду из лучших юных математиков и участвует в Международной олимпиаде среди претендентов  из 80 стран.

Ученики начальной  школы принимают посильное активное участие в олимпиадном движении на различных уровнях. По мнению В. Н. Русанова «олимпиада в этот период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и незначительные, но в них ростки будущего интереса к науке».

Раньше считалось, что олимпиаду лучше проводить в последний  четвёртый год начального обучения, а предыдущие годы  использовать только для подготовки. Но   сегодня  существует огромное число олимпиадных заданий для учащихся  с 1 по 4 классы. К концу первого года обучения в начальной школе накапливается достаточно материала для проведения олимпиады. Уровень развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику поучаствовать в олимпиаде, если есть  желание. Поэтому любой второклассник может принять участие  в олимпиаде и эту возможность ему учитель-наставник должен предоставить.

По словам Н. Г. Белицкой  «олимпиада – это и соревнование, и праздник для детей. Ученики 1-й ступени образования – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса, они с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах, публичных выступлениях и марафонах, в том числе и в предметных олимпиадах».

Участие в олимпиаде всегда должно быть добровольным Задача учителя сoстоит в том, чтобы создать условия для возникновения  желания учеников в ней принять участие. Допускается  материальное поощрение участников— вручение призов, дипломов или сертификатов. Бонусом становится  моральное удовлетворение от успешного преодоления трудностей и собственного интеллектуального роста.

Учителю следует  вдохновлять  детей, поддерживать любознательность ребят, показывать, что он верит в их силы. Даже  незначительные победы и достижения пoрождают в ребёнке веру в свои возможности. Тщательно отбирая   задания  в соответствии с уровнем развития учеников, направляя их работу, учитель   прививает  вкус к интеллектуальному труду.

Очень важно отобрать группу ребят, с которыми нужно проводить дальнейшую работу.

 К данной группе  могут быть отнесены  те дети, которые:

  • имеют более высокие интеллектуальные способности;
  • имеют  активную любознательность, познавательную потребность;
  • испытывают радость от интеллектуального труда;
  • интересуются  нетрадиционным решением известных заданий, гибкостью мышления.

Система успешной  подготовки участников олимпиад:

  • прочная  школьная подготовка по предмету;
  • самoподготовка (самостоятельное решение задач, чтение литературы, поиск информации в сети Интернет);
  • целенаправленная подготовка с помощью учителя- наставника.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, готовиться нужно основательно, постепенно. Начать следует с интересных небольших  вопросов, пробуждающих интерес к предмету. Дальше перейти к небольшим заданиям на  10-15 минут, затем увеличить их продолжительность дo 30 минут. Такие занятия должны быть систематическими, но не чаще одного раза в неделю. Завершить эту работу следует  отбором претендентов для занятий  математического кружка. Необходимо провести подготовительные мероприятия и всей олимпиады в целом, и отдельных ее этапов.

Олимпиада должна занимать значительный промежуток времени, по возможности – целый учебный гoд.

  • Олимпиада должна быть массoвой, с тем чтобы каждый школьник мoг принять в ней участие.
  • Олимпиада должна носить многоступенчатый характер – от учеников одного класса до объединения победителей различных этапов олимпиады.

Время проведения олимпиады для младших школьников целесообразно  ограничить   40-45 минутами. Атмосфера для участников  быть  комфортной, праздничной. Особое внимание следует уделить отбору заданий, их формулировке, разработать критерии оценки каждого задания, в зависимости от его сложности. Победителями  объявляют  учеников, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.

Призёрами могут быть учащиеся, которые не ответили на 1-2 вопроса или дали неполные ответы.

Подведение итогов и разбор результатов желательно произвести  на ближайшем уроке по предмету. Победителей и призёров следует поощрить, а результаты олимпиады  оформить и опубликовать.

Начальная школа дает возможность каждому ребенку проявить себя на различных ступенях:

1 ступень – соревнования внутри класса;

2 ступень – соревнования внутри  школы;

3 ступень – соревнования внутри района и города;

4 ступень – региональный уровень.

Первые этапы олимпиады являются самым массовыми, в них может принять участие каждый ученик  класса, а затем и школы. Победители продолжают соревнования на более высоком уровне. Районный или городской, этап Олимпиады проводится после выявления победителей школьного этапа.

В Самаре с 2006 года  ежегодно на базе школы №144 проводится математическая олимпиада имени Владимира Андреевича Курова, отдавшего педагогической работе 63 года. Учитель-методист родился 24.05.1924 в Самаре, свыше 30 лет проработал в школе №144, а начинал свою педагогическую деятельность в далёком 1940 году учителем сельской школы. Он был отличником народного образования РФСР, орденоносцем, автором сборников олимпиадных задач. Два ученика В.А. Курова стали профессорами МГУ, а В.А. Куров был постоянным активным членом жюри различных олимпиад. На сайте школы выложены задания предыдущих лет. Данная  городская олимпиада может стать продолжением классного и школьного этапов математической олимпиады.

Следующий  этап – это олимпиады субъектов Российской Федерации. Данный этап Олимпиады имеет черты спортивных соревнований, состязаются лучшие математики  и из призеров формируются команды для зональных туров.Таких зон четыре: Северо-Западная, Центральная, Юго-Западная, Сибири и Дальнего Востока.

В настоящее время выпущено большое количество литературы  с олимпиадными заданиями по математике для подготовки  детей младшего школьного возраста. Представлены ребусы, головоломки, задачи-шутки,  которые помогают формировать интерес к изучению математики, развивать у детей логическое мышление, сообразительность,

Кроме олимпиады в начальной школе широко используется   математические викторины. Организация викторины не требует  много времени и может проводиться  и внутри класса и  внутри математического кружка, где выявляются лучшие «математики».

С 1991 года широкую известность приобрёл  конкурс «Кенгуру».  Два французских математика решили провести эту игру во Франции с целью  широкого распространение общей математической культуры.  Их главная цель — «заинтересовать ребят, вселить в них уверенность в своих возможностях».

Уже первая игра собрала 120 000 учеников лицеев и колледжей.

В  1994 году, в Страсбурге, на Совете Европы, Генеральная ассамблея образовала из 10 европейских стран Ассоциацию «Кенгуру без границ». Ассоциация объединяет множество участников из различных стран. Основной принцип  игры– "приз для всех", для каждого участника.

Игра  (организаторы не используют термин «олимпиада») проходит в один в марте в один тур во всех странах-участницах, без отборочных соревнований, и представляет собой вопросы, расположенные по мере нарастания сложности, на каждый  предлагается пять вариантов ответа. Писать полные решения не требуется, следует лишь на специальном бланке для ответов указать найденный номер для ответа к каждой задаче.

К участию в "Кенгуру" дoпускаются все желающие школьники со 2 по 10 класс, но участие в конкурсе платное. На всю работу дается 75 минут чистого времени. Не любой ребенок готов к такой продолжительной и интенсивной умственной нагрузке. Затем листы с ответами и данными участника сдаются и направляются в Оргкомитет для проверки. Задания этого конкурса представлены в трех разделах. Система оценивания проста и понятна ребенку.

Задачи первого раздела имеют шуточный характер, не требуют специальной подготовки, посильны  младшему школьнику, применяющему навыки осмысленного чтения и оцениваются в 3 балла. Задания второго раздела ближе к школьной программе и оцениваются в 4 балла. В третьем разделе представлены нестандартные задачи, которые оцениваются в 5 баллов. «Для их решения надо проявить и смекалку, и умение самостоятельно раcсуждать, и наблюдательность». Трудность в выполнении  заданий младшими школьниками обычно сводится к тому, что необходимо уметь погружаться в одно задание, а затем достаточно быстро переключаться на выполнение следующего.

Для подготовки к решению олимпиад  представляют интерес различные интернет-олимпиады:

  • Петербургские интернет-кружки и олимпиады Мeта-школы, которые проводятся при поддержке Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования и Российскиого государственного педагогического университета бесплатно;
  • Интеллектуально-творческий потенциал России" Конкурсы Фонда математического образования и просвещения ЦРИТО МГТУ, ГБОУ ЦДОД "Дистантное обучение", ГБОУ СОШ 9, Гимназия №1540; 
  • Всероссийские заочные конкурсы-олимпиады "Познание и творчество" г. Обнинск, проходят по всем школьным предметам. отличаются творческими нестандартными заданиями и темами;
  • Проект Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»;
  • Центр дополнительного образования «Снейл» проводит дистанционные конкурсы и олимпиады для детей от 4 лет и до 11 класса. Задания получаются и отправляются прямо на сайте олимпиады;
  •  Творческая лаборатория «Дважды два». Удобный интерфейс - тесты решаются прямо на сайте и тут же можно узнать результат, а потом дипломы присылают по электронной почте;
  • Кенгуру-всероссийский конкурс по математике для учеников 1-11 классов.
    Идея конкурса принадлежит австралийскому математику и педагогу Питеру Холлорану. В России конкурс проводит Российский оргкомитет, созданный в Санкт-Петербурге при Институте продуктивного обучения Российской академии образования. Деятельность оргкомитета поддерживается Санкт-Петербургским Математическим обществом и Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена.
  • КИТ- организатором является ООО «Кит плюс». Научную основу конкурса составляют педагогические идеи и теории, разрабатываемые группой ученых из Санкт-Петербурга под руководством академика РАО М.И.Башмакова (теория продуктивного обучения) и группой ученых Башкирского государственного университета под руководством Ш.И.Цыганова (математические методы педагогических измерений);
  • Открытая Московская онлайн олимпиада по математике 1-4 классов;

Данный формат внеурочной деятельности представляется очень интересным и актуальным. Однако необходимо осознавать, что полностью заменить традиционные олимпиады этим интересными конкурсами нельзя в связи с тем, что они имеют абсолютно разные цели и реализуют разные функции.

Всероссийскую открытую олимпиаду для младших школьников пo математике и русскому языку начиная с 1994 г. проводит Московский педагогический государственный университет. Задания заочного тура даны на сайте в открытом доступе и представляют собой набор из восьми заданий. Задания по математике являются традиционными для олимпиад. Для проведения очного тура детей приглашают в МПГУ.

Проводя данную олимпиаду, организаторы помимо традиционных задач, связанных с раскрытием творческих и интеллектуальных способностей детей, развитием у них интереса к предметам и поддержкой творческих учителей, решают такие актуальные задачи, как создание для oдаренных детей атмосферы радости и праздника и привлечение внимания общественности к приоритетности образования.

Таким образом, младшие школьники России являются участниками математических олимпиад уже на протяжении более двадцати лет. Имеющиеся в настоящее время возможности, связанные с потенциалом сети Интернет для включения детей в олимпиадное движение и другие конкурсы, необходимo использовать. Однако следует oсознавать, что подмена традиционных олимпиад другими видами конкурсов может обеднить возможности, которыми обладает наработанная система внеурочной деятельности, так как каждая форма работы преследует собственные уникальные цели и задачи.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Всероссийская открытая олимпиада для младших школьников и учащихся средней школы. URL: http://www.rfolimp.ru.
  2. Дробышев Ю.А., Дробышева И.В. Математические oлимпиады как средство развития исследовательских способностей обучающихся / Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева. Калуга: Калужский гос. институт модернизации образова ния, 2015.
  3. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике. 1–4 классы. М.: Экзамен, 2014.
  4. Интеллектуальнотворческий потенциал России. URL: http://www.future4you.ru.
  5. Кенгуру — математика для всех. URL: http://www.mathkang.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

Формирование учебной мотивации младших школьников

Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности....

"Пути формирования учебной мотивации младшего школьника"

Материал включает текст выступления на собрании для родителей начальных классов....

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Выступление на городском семинаре: "Педагогический вернисаж приёмов формирования учебной мотивации младших школьников"

Данное выступление было представлено на городском семинаре. Предсталенные приёмы обучения подтвердили эффективность и результативность формирования мотивации  школьников в практической деятельнос...

«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»

Развитие мотивационной сферы у ребенка  Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...