Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".
статья по математике

Дмитриева Светлана Анатольевна

Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt331 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»

                                                                      Подготовила: Дмитриева С. А.,

                                                                учитель начальных классов

г. Энгельс

2019 г.

Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»

Цель: развивать логическое мышление, математическую речь, умение сравнивать и обобщать;

воспитывать интерес к математике, положительные качества в процессе работы в парах, группах; приобщить к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.

Содержание занятия ……Слайд1

        Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом на уроках математики и научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.

       Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К частично-поисковым задачам относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи. Слайд 2

И содержательно-поисковые задачи: я подбираю логически-поисковые задания.

Слайд 3

      Такие задания будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и т.д. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Слайд 4

А также использую загадки-шутки. Например,

- У Золушки башмачок-простой или золотой?

- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?

- Сколько человек тянули репку?

- У колобка на шее был бантик или галстук?

- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

     Т.е. народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики я подбираю такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет, это математические загадки. Слайд 5

      Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами. Слайд 6

«1. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа.                                                                                               2. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен.                                                                         3. Сравнить результаты.   Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36   36-9=27   36-27=9  9 в 3 раза < 27                                                                                                         4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного?  ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»

      Решая задачи развивающего характера заметила, что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.

Вот ещё какую игру можно проводить с числами и с цифрами: Слайд 7

«Даны выражения   1. Что можно сказать об этих множителях?                   (Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7                                                                           2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного?  А) Одинаковый набор цифр   б) Сумма цифр значений произведений равна 18

3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? (сумма цифр равна 9)

4. разделите полученные числа на 9

5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? (Четное, сумма цифр равна 18)

6. разделите 486 на 18, получится 27.

Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей».

    При изучении темы «Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания: Слайд 8

  1. Сколько получится. Если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
  2. В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
  3. Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.
  4. Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?
  5. Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?

                                                                                                                                                                                      На уроках математики использую задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например, Слайд 9

«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: (двузначное, соседи, 12 мес.

  1. установите закономерность
  2. продолжите до трехзначного числа, в записи которого есть число 12
  3. Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? (значения сумм равны)

Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? (Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.

  1. Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
  1. – перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи».

      При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы на определённом этапе обучения, конечно же постоянно мы учитываем межпредметные связи. И вот последнее задание, которое мне хотелось бы показать вам. Слайд 10

 «В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»

      Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Слайд 2

Частично-поисковые задачи: 1. 22, 25, 28, … 2. 5, 15, …35 3. 6,12,18,… 4. 2,3,5,8,12,… 5. 739,638,… 6. 909,899,… 7. ВА - Я

Слайд 3

Содержательно-поисковые задачи

Слайд 4

Задания, развивающие гибкость мышления Сколько сторон у треугольника? Сколько хвостов у курицы? Цифра, похожая на букву З? От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? Сколько у нас в неделе выходных? Количество сторон у квадрата увеличить на 5?

Слайд 6

4 7 8 1) 478, 487, 748, 784, 847, 874 2) 487-478=9 784-748=36 874-847=27 3) 9 36 27 4) 9 х 36= 324 9 х 27= 243

Слайд 7

1. 21 х 87 81 х 27 2. 21 х 87= 1827 81 х 27 = 2187 3. 1827 + 2187 =4014 2187 – 1827 = 360 4. 360 : 9 = 40 4014 : 9 = 446 5. 446 + 40 = 486 6. 486 : 18 = 27

Слайд 8

Нумерация многозначных чисел 1. 10 + 100 + 1000 = 1110 2. 62317 а) 2317 б) 6317 3. 987654321 4. 70000 : 70 = 1000(раз) 5. 122211

Слайд 9

12 12 24 36 …. 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120 12+120=132 108+24=132 96+36=132 84+48=132 72+60=132 120-12=108 120-24=96 120-36=84 120-48=72 120-60=60 120-72=48 120-84=36 120-96=24 120-108=12 12 и 120 60 и 120 12, 24, 36, 48, 84 96 108 и 120 48 и 84

Слайд 10

Найти неизвестное число Селедка Лёд Солистка Лист 72 350 ? Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...