ПНШ 4 класс урок математики "Учимся решать задачи с помощью уравнений"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Грошевская Наталья Юрьевна

Перспективная начальная школа

урок математики в 4 классе "Учимся решать задачи с помощью уравнений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учимся решать задачи с помощью уравнений

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Мотивирование на учебную деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает учеников на успешную работу.

- На столах у вас лежат листы самооценивания. Подпишите их.

Начать урок я хочу с высказывания великого русского полководца А. В. Суворова: «Математика – гимнастика ума». (слайд 2) 

- Давайте тренировать свой ум и начнём с математической разминки.

Ученики настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей.

2. Актуализация знаний

Устный счет

-Какие из данных записей являются уравнениями? Докажите.

 х + (х – 25) = 75       308 : х        х + 17 = 50 48 : 4 = 12       360 : х = 4             с * в = к

-Что значит решить уравнение?

- Что необходимо знать, чтобы найти корень уравнения?

- Найдите устно корни уравнений

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

- Уравнение – равенство, в котором есть неизвестное число.

найти корень уравнения

названия компонентов и правила нахождения неизвестного числа

х=50,    х=33,   х=90

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Откройте тетрадки, запишите сегодняшнее число, "Классная работа"

-Проверим домашнюю работу.

Прочитайте задачу. (слайд3)

При покупке футбольного и волейбольного мячей заплатили 250 рублей. Футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного. Сколько стоит волейбольный мяч?

Как решали эту задачу?

Молодцы.

А может быть кто-то из вас решил эту задачу другим способом?

Хорошо. Других способов нет?

А давайте мы эту задачу решим с помощью уравнения. Поработайте в парах. Попробуйте составить уравнение к этой задаче.

- Какое же уравнение нужно было составить к нашей задаче? Докажите. В чем затруднения? Чего не знаете?

- А хотите узнать?

 -Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (слайд 5)

 - Какую поставим цель?

Работают в тетради

С помощью схемы (отрезков)  (слайд 4)

1) (250-30):2=110(руб.) - цена волейбольного мяча;

2) 110+30 = 140(руб.) - цена футбольного мяча.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Да. Можно было II действие сделать по-другому: 250-110=140(руб.)

Дети работают в парах и пишут на листе свои варианты. Учитель фиксирует на доске всевозможные варианты.

Знаем, как решать такие задачи с помощью отрезков, знаем как решать уравнения. А как решать задачи с помощью уравнений не знаем.

Да

"Решение задач с помощью уравнений"

Научиться составлять уравнения к задачам и решать их.

4. Решение проблемы

Открытие "нового" знания

(коллективное выполнение с комментированием учителя)

Для того чтобы решить эту задачу с помощью уравнения, ответьте сначала на вопросы.

Что в этой задаче является искомым?

Обозначим искомое через х и сделаем соответствующую запись.

Что известно о стоимости футбольного мяча?

Как можно записать стоимость футбольного мяча в виде буквенного выражения? сделаем соответствующую запись и пояснение к ней

Как можно записать стоимость футбольного и волейбольного мячей в виде одного буквенного выражения? Сделай соответствующую запись и пояснения к ней.

Что известно из условия задачи о стоимости футбольного и волейбольного мячей?

Составьте уравнение, в одной части которого будет записана стоимость футбольного и волейбольного мячей в виде буквенного выражения, а в другой - в виде данного числа.

Если у вас получилось такое уравнение (слайд 9), то все указания были выполнены верно, и вам удалось правильно составить уравнение к задаче.

Решите это уравнение.

Сколько стоит волейбольный мяч?

Запишите ответ.

Искомым является цена волейбольного мяча.

х - цена волейбольного мяча (слайд 6)

футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного.

х+30 - цена футбольного мяча (слайд 7)

х + (х+30) - стоимость мячей. (слайд 8)

Их стоимость - 250 руб.

х + (х+30) = 250 (слайд 9)

Учащиеся решают уравнение

(Один выполняет на доске, чтобы научиться  правильно оформлять такие задачи)

110рублей.

5. Физминутка (после 20 минут от начала урока)

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

а) Работа с учебником С. 94, №306

-Прочитайте задачу. Составьте к ней уравнение.

б) Работа с учебником С. 95, №307

Прочитайте условие задачи. Какое уравнение подходит к данной задаче?

в) Работа с учебником С. 95, №308

Прочитайте задание. Составьте задачу по данному уравнению х+(х+80)=280

Чему равен корень уравнения?

- Выберите задачу себе по силам и решите ее с помощью уравнения.

а) В магазине было несколько килограммов лука. После того, как продали 15 кг лука, в магазине осталось 32 кг. Сколько килограммов лука было в магазине?

б) При покупке книги и журнала заплатили 420 рублей. Книга на 90 рублей дороже журнала. Сколько стоит журнал?

Кто выбрал первую задачу?

Какое уравнение составили?

Чему равен корень уравнения?

Кто выбрал вторую задачу?

Какое уравнение составили?

Чему равен корень уравнения?

7. Объяснение домашнего задания

Домашнее задание: Выполнить задание из тетради для самостоятельной работы №2

на с. 72, № 135.

Желающие могут приготовить (придумать) свою задачу, которую можно решить с помощью уравнения.

Решают подобную задачу самостоятельно с фронтальной проверкой.

х+(х-30)=350

х+(х-100)=1000

Один из вариантов задачи

За альбом и книгу заплатили 280 рублей. Сколько стоит альбом, если книга на 80 руб. дороже альбома?

100

(Слайд 10)

х - 15 = 32, х = 47

х+(х+90)=420, х=165

8. Рефлексия

 - Чему учились на уроке?

-Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?

-Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Оцените свою работу на уроке.

Лист самооценки.

Сегодня на уроке я:

…все понял, могу помочь другим;

…все понял;

…могу, но нужна помощь;

…ничего не понял;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №50» урок математики в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» учитель: Н.Ю. Грошевская

Слайд 2

«Математика – гимнастика ума» Александр Васильевич Суворов

Слайд 3

Домашняя задача При покупке футбольного и волейбольного мячей заплатили 250 рублей. Футбольный мяч на 30 рублей дороже волейбольного. Сколько стоит волейбольный мяч?

Слайд 4

В.м. Ф.м. 240 руб. 30 руб.

Слайд 5

Решение задач с помощью уравнений

Слайд 6

х - цена волейбольного мяча ;

Слайд 7

х - цена волейбольного мяча ; (х+30) – цена футбольного мяча;

Слайд 8

х + (х+30) - стоимость футбольного и волейбольного мячей

Слайд 9

х + (х+30) = 250

Слайд 10

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Решение задач с помощью уравнения"

Алгебраический способ решения задач.Цель презентации: развивать мышление и логику;научить переводить условие задачи с родного языка на язык алгебры;научить правильно оформлять решение задач уравнением...

Урок математики по теме "Решение задач с помощью уравнений".

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, системно-деятельностный подход; технология сотрудничества.В ходе урока учащимся предлагаются задания разного уровня, решение о выборе...

Конспект урока по математике 3 класс «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений....

Математика, 4 класс Система Л. Занкова .Тема урока: Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала.

Урок математики в 4 классе по теме "Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Закрепление пройденного материала." Система Л.В.Занкова...

План-конспект урока " Решение задач с помощью уравнений"

Данный урок был проведен в рамках Городского семинара "Организация предпрофильного и профильного обучения в рамках ФГОС" Цель:  совершенствовать навыки решения уравнений и задач с помощ...

Конспект урока по математике "Учимся решать задачи с помощью уравнений" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: создание условий для развития умений решать арифметические сюжетные задачи с помощью уравнений; совершенствование навыка нахождения корня уравнения.Планируемые результатыПре...