Выступление на районном семинаре по теме "Работа с таблицей на уроках математики"
статья по математике

Сергиевская Лариса Павловна

материал посвящен работе учащихся с таблицей на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tablitsey_na_urokah_matematiki2.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

В начальной школе  учащиеся знакомятся  с таблицами в течение всех трех лет обучения. Заучиваются таблицы сложения и умножения, таблица классов  и разрядов. Следует отметить, что только в курсе математики учащиеся не просто знакомятся с такими способами представления информации, как таблица, но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

При работе с информацией, представленной в виде таблицы, у учащихся формируются следующие умения:

  • умение читать несложные таблицы;
  • умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице и использовать её для решения поставленных задач;
  •  умение составлять и заполнять таблицу имеющимися данными по установленному правилу.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно, рационально. Сведения внутри таблицы располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.

Вначале  необходимо отработать умение читать таблицу. В этом помогут  такие вопросы:

- как называется таблица; почему;

- какую информацию из нее можно извлечь;

- зачем нам таблица в задании;

- какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

- назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

- что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

- какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Это поможет доказать, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией, помещенной в них и составлять таблицы.

Как же может строиться работа с помощью таблицы на уроках математики.

Работа с информацией, в соответствии с ФГОС НОО включает в себя 4 раздела:

  • “Получение, поиск и фиксация информации”,
  • “Понимание и преобразование информации”,
  • “Применение и представление информации”
  •  “Оценка достоверности получаемой информации.

Раздел №1 «Получение, поиск и фиксация информации»

Рассмотрим решение одной из задач 1 класса:

Ира, Петя и Коля написали разности:    8–3,  8–5 , 6–3. В разностях, написанных мальчиками, одинаковые вычитаемые. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые. Напиши: разность Иры и её значение;  разность Коли и её значение; разность Пети и её значение.

В первый столбец запишем имена детей. Во 2, 3, и 4-й выражения.

Рассуждаем: у мальчиков, а это Петя и Коля, записаны выражения с одинаковыми вычитаемыми: 8-3 и 6-3, значит в ячейках ставим "+". Но мы ещё не знаем, кому и какое выражение принадлежит.

Что видно сразу? У Иры будет выражение 8-5, ставим в ячейке под этим выражением "+", причём это точно и выделим цветом, пусть это будет красный мелок.

Рассуждаем дальше. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые. Если у Иры 8-5, то у Коли тогда? 8-3, это точно, обводим красным мелком. Видно, что  у Пети записано выражение 6-3.  

Далее полученную информацию нужно оформить с помощью знаков, т.е записать выражения и найти результат.

              Получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.
Раздел №2 « Понимание и преобразование информации»

             Цель - научить преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу. Сюда относится составление таблиц к задачам как форма краткой записи. Это задачи на цену, количество, стоимость, на движение, пропорциональную зависимость, приведение к единице. Таблица в качестве краткой записи  задачи  не только показывает данные и искомые, но и показывает прямую пропорциональную зависимость. Оформление задач  в таблице способствует более быстрому  нахождению способа решения. Сначала детям самим предлагаем названия столбцов, строк, постепенно они понимают и сами могут выделить данную и искомую  информацию.

Раздел №3 "Применение и представление информации"- показывает степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля.

Например, предлагаем самостоятельную поисковую деятельность: проведи опрос среди своих друзей. Выясни, сколько человек посещают библиотеку твоей школы. Результаты своего опроса оформи в виде таблицы, свой вывод.

Раздел №4 «Оценка достоверности полученной информации»

         Особенно сложна для учащихся начальной школы оценочная деятельность, поэтому основное внимание нужно уделить  формированию у школьников понимания, что проверка результата (пошаговая или итоговая) является необходимым условием любого успешного действия. Например, в ряде задач авторами предлагается пошаговый самоконтроль действий, для учащихся он выделен как план действий.

              Таким образом, в ходе работы с таблицами младшие школьники приобретают первичные навыки работы с информацией. Они  приобретают важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.  Таблицы являются отличным вариантом наглядного представления информации, её структурирования для лучшего понимания.

           Но как показывает время, итоги ВПР,   уроков математики,  в рамках которых учащиеся знакомятся со способами работы с таблицами  недостаточно. Необходимо организовывать дополнительную работу, в том числе и на занятиях по другим учебным предметам (окружающий мир, русский язык), на кружковых занятиях и во внеурочной деятельности. Только комплексный подход обеспечит полноценное формирование у младших школьников умения работать с табличными  данными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)

В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...

Выступление на районном семинаре "Контроль и оценка деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения" ( 08.11.12)

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РПЗВИТИЯ»

Аннотация Районный семинар для замещающих семей проводился в ноябре 2012 г. Слушателям семинара довели до сведения о нарушениях речи, их причины. Далее был предложен буклет с рекомендациями, а та...

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

Выступление на районном семинаре "Новое качество урока"

Выступление по теме "Новое качество урока. Из опыта работы школы"...