Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"
рабочая программа по математике (4 класс)

АФАНАСЬЕВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Рабочая программа предмета «Математика» (предметная область -  математика и информатика) для 1-4 общеобразовательных классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matemat_4_kl_ya.docx166.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа предмета «Математика» (предметная область -  математика и информатика) для 1-4 общеобразовательных классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов общего образования.  

Нормативно-правовая база

- Закон Российской Федерации «Об образовании»

п.2.7, ст.32-о разработке учебных программ;

п.6,7,8,ст.9,п.5 ст.14 – о содержании образовательных программ;

п. 2.23, ст.32 – об определении списка учебников в соответствии с утверждёнными федеральными перечнями учебников;

п.3.2, ст. 32 – о реализации в полном объёме образовательных программ.

- Федеральный стандарт  начального   общего образования по математике;

Концепция (идея)  программы               

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий.

Обоснованность

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков. Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Цель учебного предмета 

- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование  предметных умений и навыков, необходимых  для успешного решения учебных и  практических задач, продолжения образования;

Задачи курса:

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных  представлений о математике;

-  воспитание интереса к математике, стремления использовать  математические  знания в повседневной жизни.

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

-  развитие пространственного воображения;

-  развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

-  воспитание стремления к расширению математических знаний;

Характеристика учебного предмета

  Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике  для образовательных учреждений и авторской программы по математике  «Математика» 1 - 4 классы по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой. (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру. В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. При  изучении курса «Математика» осуществляется интеграция с курсом «Информатика».

Главная цель интеграции курсов - формирование у ребенка информационной культуры, под которой мы понимаем систему общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим. Жизнь требует, чтобы многие элементы информационной культуры вошли в начальное образование - в школе и дома. К информационной культуре относится умение пользоваться источниками информации - справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов и программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку. Учащиеся усваивают ряд фундаментальных понятий, лежащих в основе информационной культуры и необязательно связанных с компьютером. Это может быть: сбор и представление информации, связанной со счетом; измерение величин; анализ и представление информации в формах таблиц, столбиков диаграммы; чтение таблиц; составление конечной последовательности цепочки предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному плану; составление простого алгоритма (плана) поиска информации; построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов (верно/неверно, что…, если…, то…, все, каждый и др).

Одна из основных задач интеграции – это усвоение языка. В ходе работы постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с точно  определенным и фиксированным смыслом, одинаково понятным и для всех детей и для учителя (цепочка, план, логические связки и др.).  

        Для повышения эффективности образовательного  процесса  при  изучении курса  математики используются следующие

образовательные технологии:

- технология проблемного обучения

- исследовательская работа

- игровые технологии

- здоровье-сберегающие технологии

- обучение в сотрудничестве  (работа в группах, работа в парах)

- технология разно уровневого обучения

Основным видом организации учебного процесса является урок.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников, деятельность с элементами соревнования

Формы контроля:

- стартовая диагностика; 

- текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования; 

- итоговое оценивание  знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы или итогового теста, который включает задания  по основным проблемам курса.

Место курса в учебном плане

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Математика» основных задач образовательной области «Математика и информатика»

Программа  адресована обучающимся 1-4 классов общеобразовательной школы, рассчитана на  136 ч. (4 часа в неделю).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  • навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
  •  контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  •  знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  •  контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.

                 

Содержание учебного предмета

Числа от 1 до 1000 (14 часов)

Повторение. Нумерация чисел. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения.Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление».

Нумерация (12 часов)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (11 часов)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (12 часов)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217 + 163,

х - 137 = 500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (77 часов)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 -х = 429 +120, х- 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение (10 часов)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли.

Решение задач изученных видов.

        

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

на уроки

Контрольные работы

1.

Числа от 1 до 1000.

14

12

2

2.

Нумерация

12

11

1

3.

Величины

11

10

1

4.

Сложение и вычитание

12

11

1

5.

Умножение и деление

77

   71

6

6.

Итоговое повторение

10

9

1

ИТОГО:

136

   124

12

Итоговая работа по математике. 4 класс

Цель работы — определение достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу математики за период обучения в начальной школе, а также сформированности некоторых универсальных учебных действий: умения работать с информацией, следовать плану, осуществлять самоконтроль, делать осознанный выбор, распределять время на выполнение работы. и др. (саморегуляция).

Содержание работы соответствует планируемым результатам ФГОС НОО.

Работа содержит 20 заданий. Она рассчитана на один урок. В ней 15 заданий базового уровня сложности и 5 заданий повышенного уровня.

Геометрические величины — 3; Работа с данными — 2.

По блокам содержания курса математики количество заданий распределяется следующим образом: Числа и величины — 5; Арифметические действия — 3; Работа с текстовыми задачами — 5; Пространственные отношения. Геометрические фигуры — 2; Типы заданий: с выбором ответа (ВО) — 9 заданий, с кратким ответом (КО) — 9 заданий, с развёрнутым ответом (РО) — 2 задания. При выполнении задания с выбором ответа от учащегося требуется отметить верный ответ из четырёх предложенных вариантов. В заданиях с кратким ответом требуется записать результат действия (цифру, число, величину) или название предмета, который имеет форму, указанную на рисунке. В работе имеются два задания, в которых требуется развёрнутый ответ: записать решение текстовой задачи в два и три действия. От учащихся требуется записать эти действия, как они привыкли это делать при выполнении контрольной работы (краткую запись задачи делать не нужно).

Учитель размножает текст итоговой работы по количеству учащихся в классе, раздаёт учащимся и объясняет, как дети должны выполнять эту работу.

Итоговая работа по математике для 4 класса

  1. Из чисел 567, 6 752, 9 508 выбери и запиши число, в котором 5 десятков.

Ответ:         

  1. Вычисли: 160 - 60 : 12 + 8. Запиши ответ.

Ответ: _____________

  1. Какая из величин больше, чем 16 см? Подчеркни ответ.

1 дм 2) 130 мм 3) 1 дм 6 см 4) 3 дм

  1. Запиши следующее число в последовательности:

72, 64, 56, 48, ___

  1. С помощью какого выражения можно вычислить периметр прямоугольника со сторонами 12 см и 6 см?
  1. 12 + 6        3) (12 + 6) • 2
  2. 12 • 6        4) 12 • 12
  1. В магазин привезли 4 ящика с яблоками и 5 ящиков

с апельсинами. Сколько килограммов фруктов привезли в магазин, если масса ящика с яблоками 16 кг, а масса ящика с апельсинами 14 кг?

С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи? Подчеркни его.

  1. (16 + 14) • (4 + 5)        3) 4 • 5 + 16 • 14
  2. 16 • 4 + 14 • 5        4) 16 + 14 + 5 + 4
  1. Света вырезала из бумаги геометрические фигуры:

            О А О К А

1        2        3        4        5        6

Какие фигуры являются многоугольниками? Выпиши их номера.

Ответ:         

  1. Какое число в 10 раз меньше, чем 1 200? Подчеркни ответ.
  1. 120        3) 12
  2. 12 000        4) 200
  1. В 7 одинаковых по массе пакетах 28 кг мандаринов.

Сколько потребуется таких пакетов, чтобы так же разложить 44 кг мандаринов?

Запиши решение задачи.

  1. Измерь длину отрезка АВ в миллиметрах.

А        В

Ответ:         

  1. Длина участка прямоугольной формы 8 м, а ширина в 2 раза меньше. Какова площадь этого участка? Подчеркни ответ.

1) 16 м2        2) 32 м2        3) 24 м2        4) 4 м2

  1. В классе 23 ученика. Сколько столиков в кафе займут ученики этого класса, если за одним столом могут сидеть 4 человека? Подчеркни ответ.

1) 7 2) 5 3) 6 4) 4

  1. На рисунке изображены два геометрических тела. Рядом с каждым из них запиши название какого-нибудь предмета, который имеет такую же форму.

/ 7\

  1. Денис спросил у пяти своих друзей, какие виды спорта им нравятся — футбол, лыжные гонки, плаванье. Полученные результаты он представил в таблице.

Имя

Виды спорта

футбол

лыжные гонки

плаванье

Стёпа

+

Рома

+

+

Андрей

+

Кирилл

+

+

+

Вася

+

Используй данные таблицы для ответов на вопросы и выполнения заданий:

А) Какие виды спорта нравятся Роме?

Ответ:         

Б) Запиши имена ребят, которым нравится плаванье. Ответ:         

В) Запиши имена ребят, которым нравятся и плаванье, и лыжные гонки.

Ответ:         

  1. Для приготовления блинов мама попросила Диму купить муку, молоко и яйца и дала ему 150 р. Хватит ли Диме денег, если пакет муки стоит 47 р., пакет молока 32 р., а десяток яиц стоит 51 р.?

Ответ:         

  1. Распредели величины по группам. Запиши название каждой группы.

1 м, 1 г, 1 мин, 1 дм, 1 ч, 1 кг

  1. Велосипедисты проехали 20 км, что составило третью часть всего их пути. Сколько времени они затратят на оставшийся путь, если будут ехать со скоростью 10 км/ч?

Запиши решение задачи.

  1. Саша задумал число, увеличил его в 5 раз, к полученному результату прибавил 25 и получил 100. Какое число задумал Саша?

1) 625        3) 15

2) 375        4) 16


) и

т."

ь

  1. Люба хочет сшить для куклы из лоскутков ткани одеяло длиной 50 см и шириной 30 см. Сколько квадратных лоскутков со стороной 10 см потребуется Любе?
  2. Для украшения актового зала были приобретены воздушные шары трёх цветов: синего, белого и красного. Определи по диаграмме:

А) Сколько всего шаров куплено?         

Б) На сколько больше куплено синих шаров, чем красных?

Оценка выполнения заданий и работы в целом

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учётом следующих рекомендаций:

1. В заданиях с выбором ответа из четырёх предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

  1. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.
  2. Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№ 1—15) оценивается по следующей шкале:

1 балл — указан только верный ответ;

0 баллов — указан неверный ответ или ответ отсутствует.

  1. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№ 16—20) оценивается по следующей шкале:

2 балла — приведён полный верный ответ;

1 балл — приведён частично верный ответ;

0 баллов — приведён неверный ответ или ответ отсутствует.

Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом, решения заданий с развёрнутым ответом и описания полных и частично верных ответов на эти задания приведены в «Рекомендациях по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы».

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным им за выполнение всех заданий. Максимальный балл за выполнение всей работы — 25 баллов (за задания базового уровня сложности — 15 баллов, за задания повышенной сложности — 10 баллов).

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы менее 9 баллов, то он имеет недостаточную подготовку для решения задач средствами математики. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении курса математики основной школы.

Если ученик получает от 9 до 17 баллов, этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по математике, необходимой для продолжения образования в основной школе, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданий, составленных на опорном учебном материале.

При получении более 17 баллов учащийся демонстрирует усвоение опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Рекомендации по проверке и оценке выполнения
заданий итоговой работы

Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по дихотомической шкале: 1 балл — указан только верный ответ, 0 баллов — указан неверный ответ, ответ отсутствует.

Правильные ответы и решения заданий базового уровня № 1—15

Номер

задания

Правильный ответ (решение)

Максимальный балл за выполнение задания

1

6 752

1

2

163

1

3

4) 3 дм

1

4

40

1

5

3) (12 + 6) • 2

1

6

2) 4 • 16 + 5 • 14

1

7

1, 3, 4, 5

1

8

1) 120

1

9

  1. 28 : 7 = 4 (кг)
  2. 44 : 4 = 11 (п.)

Ответ: 11 пакетов.

1

Номер

задания

Правильный ответ (решение)

Максимальный балл за выполнение задания

10

47 мм

1

11

2) 32 м2

1

12

3) 6

1

13

Кубик

Мяч, глобус

Ученик может указать название любого другого предмета, имеющего заданную форму

1

14

А) лыжные гонки, плаванье

Б) Рома, Кирилл, Вася

В) Рома, Кирилл

1

15

Да

1

Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в следующей таблице, по шкале:

2 балла — приведён полный верный ответ;

1 балл — приведён частично верный ответ (где возможно);

0 баллов — приведён неверный ответ или ответ отсутствует.

Критерии оценивания заданий повышенного уровня
№ 16—22

Номер

задания

Критерии оценивания

16

2 балла — указан ответ: 1 кг, 1 г — масса; 1 дм, 1 м — длина; 1 мин, 1 ч — время

1 балл — выполнено только распределение величин на группы или записаны только названия групп

0 баллов — любой другой ответ или ответ отсутствует

17

2 балла — записано верное решение задачи:

  1. 20 • 3 = 60 (км)
  2. 60 - 20 = 40 (км)
  3. 40 : 10 = 4 (ч)

Ответ: 4 ч

0 баллов — указано неверное решение или ответ отсутствует

18

2 балла — выбран ответ: 3) 15

0 баллов — выбран любой другой ответ или ответ отсутствует

Номер

задания

Критерии оценивания

19

2 балла — выбран ответ: 1) 15

0 баллов — выбран любой другой ответ или ответ отсутствует

20

2 балла — указаны верные ответы на все вопросы: а) 160 шаров б) на 10 шаров

1 балл — указан верный ответ на любой из вопросов

0 баллов — указаны неверные ответы или ответ отсутствует

Диагностика метапредметных результатов

Для диагностики метапредметных результатов можно использовать материал рубрики «Наши проекты». Выполнение проектных работ позволяет отследить формирование всех основных групп универсальных учебных действий.

Проектная работа. Математический справочник «Наш город (село)»

Планируемый результат: участвовать в коллективной учебно-познавательной и учебно-практической деятельности по созданию проектной работы по математике.

Мотивационная часть: Вы, конечно, очень любите свой город (село), многое знаете о нём, гордитесь им. Хотели бы вы узнать ещё больше: историю, дату его возникновения, численность населения, его площадь, сколько в нём парков, есть ли река, сколько в городе фабрик, заводов, школ, площадей, театров, музеев, памятников, фонтанов и всё то, что вам будет интересно?

Содержание: Вы получите большой и интересный материал. Подумаем, как его можно оформить (варианты учащихся). Один из вариантов оформления этого материала — математический справочник «Наш город (село) в числах и величинах». Как в дальнейшем можно использовать собранную в справочнике информацию?

Инструктаж по выполнению:

1. Определить источники информации (наблюдения, беседы со знающими людьми, книги и Интернет, прогулки и экскурсии и др.), которыми необходимо воспользоваться.

2. Разделиться на группы и распределить обязанности между группами и внутри группы.

  1. Договориться, к какому сроку и в каком виде будут представлены материалы, обсудить критерии оценки проектной работы.
  2. По ходу сбора материалов проводить их обсуждение и записывать в справочник, делать фотографии различных мест города.
  3. Весь собранный материал разместить в справочнике «Наш город (село) в числах и величинах».
  4. По окончании оценить результат работы: что получилось, что не получилось и почему.
  5. Представить справочник классу, ученикам других классов, родителям.

Описание правильного ответа: 1) выбор оформления справочного материала; 2) участие в подготовке и выполнении проекта; 3) адекватная самооценка проектной работы по заранее установленным критериям; 4) презентация проектной работы.

Критерии достижения планируемого результата:

Базовый уровень — участие каждого ученика в выборе, подготовке и выполнении проекта в соответствии с имеющимися возможностями (оформительскими умениями, умением фотографировать, осуществлять поиск нужной информации в Интернете, использовать для работы компьютерные программы и др.).

Повышенный уровень — 1) проявление инициативы в выборе, подготовке и выполнении проекта; 2) участие в распределении ролей и презентации проекта; 3) адекватная оценка проектной работы.

Методический комментарий: этот проект требует от учащихся демонстрации всех проектных умений, которые осваивались в течение всего обучения в начальной школе, и предполагает высокую самоорганизацию со стороны учащихся на всех этапах выполнения проекта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ по порядку

НОМЕРА

СТРАНИЦ

УЧЕБНИКА

ТЕМА

КОЛИ

ЧЕСТВО

ЧАСОВ

Дата

Первая четверть (36 ч)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Повторение (12 ч)

1

3—5

Нумерация. Счёт предметов. Разряды

1

2

6, 7

Числовые выражения. Порядок выполнения действий

1

3

8

Сложение нескольких слагаемых

1

4

9

Вычитание вида 903 - 574

1

5, 6

10, 11

Умножение

2

7-10

12—15

Деление

4

11

16, 17

Диаграммы

1

12

18, 19

Проверочная работа. Что узнали. Чему научились

1

20

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

**

** На выполнение заданий «Проверим себя и оценим свои достижения», «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» на уроке отводится 10 — 12 мин.

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1 000

Нумерация (10 ч)

13

21—23

Работа над ошибками. Новые счётные единицы. Класс единиц и класс тысяч

1

14

24

Чтение многозначных чисел

1

15

25

Запись многозначных чисел

1

№ по порядку

НОМЕРА

СТРАНИЦ

УЧЕБНИКА

ТЕМА

КОЛИ

ЧЕСТВО

ЧАСОВ

Дата

16

26

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых

1

17

27

Сравнение многозначных чисел

1

18

28

Изменение значения цифры в зависимости от её места в записи числа

1

19

29

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда

1

20

30

Класс миллионов. Класс миллиардов

1

31—33

«Странички для любознательных» — дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи логического содержания; определение «верно» или «неверно» для заданного рисунка; простейшее высказывание с использованием понятий «все», «если, то ...»; работа на вычислительной машине. Знакомство с проектом «Математический справочник: Наш город (село)»

*

* Здесь и далее: задания «Страничек для любознательных» по усмотрению учителя могут быть как использованы на отдельном уроке, так и распределены по урокам всей темы

21-22

34, 35

Проверочная  работа.Что узнали. Чему научились.

 Работа над ошибками.

2

Величины (14 ч)

23-24

36—38

Единица длины — километр. Таблица единиц длины

2

25

39, 40

Единицы площади — квадратный километр, квадратный миллиметр

1

26

41, 42

Таблица единиц площади

1

27

43, 44

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1

28

45

Единицы массы — центнер, тонна

1

29

46

Таблица единиц массы

1

30

47

Единицы времени

1

31

48

24-часовое исчисление времени суток

1

32

49

Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события

1

33-34

50, 51

Единицы времени — секунда, век

2


№ по порядку

НОМЕРА

СТРАНИЦ

УЧЕБНИКА

ТЕМА

КОЛИ

ЧЕСТВО

ЧАСОВ

Дата

35

52

Таблица единиц времени

1

36

53—57

Контрольная  работа. Что узнали. Чему научились

1

58, 59

Проверим себя и оценим свои достижения

**

Вторая четверть (28 ч)

Сложение и вычитание (11 ч)

37

60

Устные и письменные приёмы вычислений

1

38

61

Вычитание с переходом через несколько разрядов вида 30 007 - 648

1

39-40

62, 63

Решение уравнений вида:

x + 15 = 68 : 2, х - 34 = 48 : 3,

24 + х = 79 - 30, 75 - х = 9 • 7

2

41-42

64, 65

Нахождение нескольких долей целого

2

43

66

Задачи разных видов

1

44

67

Сложение и вычитание значений величин

1

45

68

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

1

46-47

69, 72, 73

Проверочная работа.

Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились

2

70, 71

«Странички для любознательных» — дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; составление целого из частей; математические игры; работа на Вычислительной машине

*

74, 75

Проверим себя и оценим свои достижения

**

Умножение и деление (17 ч)

48

76

Умножение (повторение изученного)

1

49-50

77, 78

Письменные приёмы умножения

2

51

79

Умножение чисел, оканчивающихся нулями

1

52

80

Решение уравнений вида х • 8 = 26 + 70, х : 6 = 18 • 5, 80 : х = 46 - 30

1

53

81

Деление (повторение изученного)

1

54-55

82, 83

Деление многозначного числа на однозначное

2

56

84

Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1


№ по порядку

НОМЕРА

СТРАНИЦ

УЧЕБНИКА

ТЕМА

КОЛИ

ЧЕСТВО

ЧАСОВ

Дата

57

85

Деление многозначного числа на однозначное (в записи частного — нули)

1

58

86

Задачи на пропорциональное деление

1

59-61

62

87—90

Закрепление

Контрольная работа.

3

1

63-64

91—95

Работа над ошибками.

Что узнали. Чему научились

2

96, 97

Проверим себя и оценим свои достижения

**

Третья четверть (40 ч)

Умножение и Деление — продолжение (40 ч)

65

3, 4

Задачи на пропорциональное деление

1

66

5

Понятие скорости. Единицы скорости

1

67-69

6—8

Связь между скоростью, временем и расстоянием

3

9—11

«Странички для любознательных» — дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; составление задач на взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

*

70

12

Умножение числа на произведение

1

71-72

13, 14

Письменные приёмы умножения вида 243 • 20, 532 • 300

2

73

15

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

1

74

16

Задачи на встречное движение

1

75

17

Перестановка и группировка множителей

1

18, 19

«Странички для любознательных» — дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи практического содержания; задачи логического содержания; применение знаний в изменённых условиях

*

76-78

20—23

Проверочная работа.

Что узнали. Чему научились

1

2

24

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

**

79-80

25, 26

Деление числа на произведение

2

81

27

Деление с остатком на 10, на 100, на 1 000

1


№ по порядку

НОМЕРА

СТРАНИЦ

УЧЕБНИКА

ТЕМА

КОЛИ

ЧЕСТВО

ЧАСОВ

Дата

82

28

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального, решаемые способом отношений

1

83-86

29—32

Письменное деление на число, оканчивающееся нулями

4

87-88

33, 34

Задачи на движение в противоположных направлениях

2

89-90

35—37,

40, 41

Что узнали. Чему научились

Знакомство с проектом «Составляем сборник математических задач и заданий»

2

38, 39

Проверим себя и оценим свои достижения

**

91

42

Умножение числа на сумму

1

92

43

Устные приёмы умножения вида 12 • 15,

40 • 32

1

93-94

44, 45

Алгоритм письменного умножения на двузначное число

2

95

46

Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям

1

96

47

Закрепление

1

97-98

48, 49

Умножение на трёхзначное число

2

99-100

50, 51

Закрепление

2

52—53

«Странички для любознательных» — дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи повышенной сложности с геометрическим содержанием

*

101-102

54—56

Контрольная работа.

Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились

2

103

Повторение и закрепление изученного.

        2

Четвёртая четверть (32 ч)

105-108

57—60

Письменное деление на двузначное число

4

109-110

61, 62

Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб)

2

111-112

63, 64

Закрепление

2

113-114

65, 66

Деление на двузначное число (в записи частного есть нули)

2

115-116

67, 70, 71

Проверочная работа

Работа над ошибками. Что узнали. Чему научились

2


№ по порядку

НОМЕРА

СТРАНИЦ

УЧЕБНИКА

ТЕМА

КОЛИ

ЧЕСТВО

ЧАСОВ

Дата

68, 69

«Странички для любознательных» — дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; определение «верно» или «неверно» для заданного рисунка; простейшее высказывание с использованием

понятий «все», «если ..., то ...»; работа на

Вычислительной машине

*

117-119

72—74

Деление на трёхзначное число

3

120

75

Проверка умножения делением

1

121-122

76, 77

Проверка деления умножением

2

78, 79

«Странички для любознательных» — дополнительные задания творческого и поискового характера: задачи повышенной сложности на движение

*

80, 81

«Странички для любознательных» — готовимся к олимпиаде

*

123-124

82—85

Что узнали. Чему научились

2

125-132

86—102

Итоговое повторение

8

103

Помогаем друг другу сделать шаг к успеху

**

133-134

104—113

Контрольная работа

Работа над ошибками.

2

135-136

114, 115

Материал для расширения и углубления знаний.

2

Материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплект

  1.  Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования
  2. Сборник рабочих программ «Школа России»
  3. Примерные программы начального общего  образования.

Учебники

1. Моро М. И. и др. Математика. Учебник. 4 класс. В 2ч. Ч. 1. 2019

2. Моро М. И. и др. Математика. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. 2019

Рабочие тетради

1.Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь.4класс. В 2 ч. Ч.1. 2019

2.Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч.2 2019

Проверочные работы

1. Волкова С.И.  «Тесты по математике». 2019

2. Волкова С.И. Проверочные работы 2019

3. Волкова С.И.  Контрольные работы по математике 2017

Методические пособия

1. Поурочные разработки по Математике   по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой.

1 – 4 классы

2. Технологические карты уроков по Математике по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой. 1 – 4 классы

Экранно-звуковые пособия.

2. Электронное приложение к учебнику «Математика»  4  класс

Интернет-ресурсы:  

      http://yandex.ru,

      http://knigitut.net

      http://festival.1september.ru

      http://www.google.ru

      http://nova.rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Школа России"

Программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования для 3 класса. Все материала занесены в матрицу....

рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс

Программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по математике (школа России ) 3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс по программе школа России...

Рабочая программа по математике (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по математике (3 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по математике.Школа России.4 класс.Автор:Моро.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по математике (Школа России) 3 кл

Программа составлена по триместрам...

Рабочая программа по математике "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по математике 1 ласс по программе "Школа России" по ФГОС....