Изучение геометрического материала на уроках математики в начальной школе
план-конспект урока по математике (1 класс)

    Работа с геометрическим материалом включается почти в каждый урок математики, а такжн используется во внеклассной работе.  В статье описываются упражнения, показаны виды деятельности и  формы работы с геометрическим материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение    геометрического  материала   на  уроках  математики  в  начальной  школе

           Геометрический   материал   включается  почти  в  каждый урок  математики,   а   также   используется    во    внеклассной    работе.   Геометрия    расширяет     возможности     для     развития     мыслительных    способностей    учащихся,       является     прекрасным      «инструментом»      для      развития      творческих

способностей,   индивидуальности.   Работа   с   геометрическим   материалом        способствует   развитию  внимания,  умения  анализировать   геометрический      рисунок,   обобщать,  делать  выводы,  приучает  детей   к  аккуратности.

           Обучая    младших    школьников    элементам     геометрии,    стараюсь  решать  следующие     задачи:

-    развитие    у     школьников      пространственных

     представлений    и    пространственного    воображения

  • вооружение     учащихся      практическими     знаниями     и   умениями,     необходимых     как     в    жизни,     так     и    для    усвоения     других  предметов:   рисование,   труд,   география    и   др.
  • подготовка  ребят  к  изучению  систематического  

     курса    геометрии    в    школе

  • воспитание   у   ребят   художественного   вкуса  и  эстетической    культуры.

           Чтобы   добиться   наибольшей  эффективности   усвоения   материала,   руководствуюсь   принципами:

  • преподавание       должно       быть       конкретным
  • активное    изучение     материала
  • курс    должен    быть    строго    последовательным    и  содержательным
  • необходимо    вооружать    учащихся    практическими       навыками   и   знаниями
  • развивать у  ребенка пространственные представления
  • работа должна  способствовать развитию  логического     мышления  у  школьников
  • при  объяснении  геометрического  материала  должна    присутствовать  наглядность.

            Использование      наглядности      при      изучении     геометрического  материала  –  наиболее  важное  средство  обучения.  Только   с  ее   помощью    младший    школьник    может    разобраться   в   сущности    геометрического   объекта,    понять   его  значение   и   познакомиться    с    его   свойствами.  В  качестве    наглядности    используются    окружающие     предметы,   модели,    изготовленные     из     бумаги,     картона,     дерева.      Все     геометрические    образы     получают      конкретное     изображение     и     сопоставляются      с     окружающими      предметами.     Уроки      с      применением      наглядности      становятся      яркими,    насыщенными,    вызывают    интерес    к    предмету.   При   работе  с геометрическим   материалом  использую  метод  погружения,   т. е.  стараюсь  ярко,  творчески,  зримо   воздействовать   на  эмоциональную  сферу  ребенка.  Такие  уроки   помогают  детям   окунуться  в  удивительный     мир   геометрии.

               Например,  при   работе  над  темой  «Многоугольники»  в  1   классе     ребята     анализировали,     сравнивали     разные     виды     многоугольников,   находили    их    отличительные    свойства,    учились   выделять    отдельные    виды     многоугольников,   объединять   их    в   группы,    учитывая   те   или    иные   закономерности.  С   большим    увлечением   ребята   восстанавливали     разрушенный   замок.   Для    «строительства»    замка      необходимо     было      правильно    выбрать   фигуру,    рассказать   о   ее    свойствах.  Кроме    того,    необходимо      «включить»      воображение,      воспользоваться      законами   симметрии.

Строим  разрушенный  замок  из  геометрических  форм

     

             Важное      место      занимает     практический     метод.      Работая    с   разнообразными  моделями  геометрических  фигур,  выполняя  практические      задания,    дети    экспериментально    выявляют    и   усваивают   простейшие   свойства   геометрических  фигур,  термины,  понятия,  которые  усваиваются    естественно,  как  любые  новые слова,  часто  употребляемые  окружающими    в  практике.

             Для   развития   мышления   учащихся    полезно   включать   в   уроки    следующие    виды    заданий  –  упражнений:

  • раздели    квадратную   заготовку   на   два  треугольника,  четыре   треугольника,    четыре    квадрата
  • раздели     прямоугольную     заготовку     на    квадрат   и  прямоугольник
  • найди     одинаковые    фигуры     на     рисунке
  • назови     лишний     предмет,     каким     общим    словом     можно    назвать    остальные     предметы
  • из    каких    фигур    сделаны    предложенные   предметы

              Так,  например,  при  работе  над  темой «Многоугольники»  ученики    получают   карточки  с  изображением   ломаных   линий:

              Детям    предлагаются    такие    вопросы    и    задания:

  • Как,     одним      словом      назвать     эти     линии?
  • Убери    лишнюю    фигуру
  • Почему  она  лишняя?  Чем  отличается  от  других?               (эта   линия   ломаная    незамкнутая,   а   остальные      замкнутые).  

             Это    задание    способствует   формированию    у   детей    одного   из     признаков    многоугольника:    многоугольник   –   это     замкнутая   ломаная     линия.   Затем    ребята   определяют   число    углов    и    звеньев    в   каждой   фигуре   и    убеждаются    в    том,    что    у    многоугольника     столько    же      углов,   сколько   и   звеньев.   Пользуясь   полученными   знаниями,  ученики   находят  разные   виды  многоугольников  среди   окружающих  предметов.

              Применяя  разнообразные  и повторяемые практические  упражнения    с материальными моделям  геометрических фигур,  дети  выявляют  наиболее    общие     их      признаки,    которые     не    зависят     от    материала,     цвета,     размера,    положения,    массы    и   т. д.,   а    определяются   только   формой       модели.   Полученные  знания  должны   быть  осмыслены   и   подтверждены   жизненными   наблюдениями,  т.е.   опираться   на  жизненный   опыт   детей.    Одновременно   у   детей    происходит   переход    от   предметно - образного      мышления   к   абстрактному.

                При   объяснении  геометрического  материала,  я   часто  применяю       элементы    конструирования,    что    обеспечивает    лучшему    усвоению   и  закреплению  знаний,  полученных   на   уроке.  С   этой   целью   разработала    программу  для   внеклассных   занятий  «Математика  и  конструирование».

                 Практические     творческие      работы      развивают    воображение     и   пространственные    представления    учащихся.   Детям    предоставляется       возможность     составлять      свои       варианты       конструкции       изделий,   композиций.  На  таких   уроках   реализуются   творческие   замыслы   детей,   базирующиеся    на   уже   приобретенных   знаниях   и   умениях.   Например,   при     знакомстве    с    треугольниками,     детям      предлагаются     образцы    изделий:

               Ребята    анализируют,   сравнивают,   обобщают   и   выявляют,     что      все      эти      изделия      состоят      из      треугольников.     Затем    ученики     предлагают  различные     варианты     деления      квадратной      заготовки      на     треугольники.

Выполняют   необходимые     сгибания,    разрезают   данную   заготовку  

на   части.   После    изготовления     деталей     дети     составляют   свои     композиции (Смотри приложение).  

 

                Эмоциональный      настрой       придают       уроку       игровые   моменты,   которые    также   способствуют    развитию   познавательной   активности     учащихся,     вызывают     интерес     к     предмету.    Дети    очень    любят      решать     кроссворды,     ребусы,      загадки      и     т.д.    учатся  сами   составлять  их.

                С     увлечением      работают      ребята      с     карточками,    на   которых      даны      сложные       геометрические       рисунки.     При    правильном     раскрашивании     перед     взором      ребенка      появится   фигура.  

                                                                                     

     Такую  карточку  получают  дети:             А  это  получается  после                                                                

                                                                            выполнения   задания:

                Подобные    задания   с  удовольствием    придумывают   ребята  самостоятельно  и  предлагают   для   решения  одноклассникам  (Смотри приложение).  Это   не    только      повышает       интерес      к      предмету,      расширяет    творческие    возможности    ребят,    укрепляет   уверенность

в    своих     силах,    но      и     создает     атмосферу      радости,      успеха,     пробуждает    в   ученике   новые   силы    и   желание   учиться.  

               

                 Умение  логически  мыслить,  решать  трудные,  нестандартные     задачи      по      математике     мои      ребята       показали,     участвуя     в   Международных   конкурсах    «Кенгуру»,   «Инфознайка»,   где   ученики   из    класса    завоевали    призовые   места    в    школе    

   

                Таким     образом,     работа     с    геометрическим     материалом   на   уроках  математики   повышает   уровень   общего   психологического    развития   детей,  способствует   повышению  интеллектуального   уровня     личности   младшего   школьника.   Постоянно   на  уроках  формируются    такие   приемы   умственных  действий,  как  анализ   и синтез,  сравнение     и      аналогия,      обобщение      и       конкретизация,       абстрагирование.   Систематические     и      разнообразные       практические       упражнения    формируют  измерительные   и   графические   навыки  детей,  что  также    способствует   их   общему   развитию.