Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"1 класс
рабочая программа по математике (1 класс)

Середа Ольга Ивановна

Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_1_kl.docx42.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

       Рабочая  программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф. (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 192с.).

        Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

        Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

  Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

       «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации  занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  •  освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  •  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки,     строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

         Формы и режим занятий

      Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

      Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

  Формы и виды контроля.

 - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

  - Проектные работы.

  - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

  - Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки -    Сосчиталки».

 - Турнир по геометрии.

 -Познавательная игровая программа «Весёлый интеллектуал».

  -Дистанционные  конкурсы  по математике

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты  изучения данного факультативного курса:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и   желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

Метапредметные результаты:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

Предметные результаты:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий;
  •  вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности)

.         СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
  • игры с набором «Карточки-считалочки» — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
  • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
  • Универсальные учебные действия:

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • воспроизводить способ решения задачи;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,   «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

                                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

             Наименование темы (раздела)

Общее количество часов

Числа. Арифметические действия. Величины.

17 ч

Мир занимательных задач

3 ч

Геометрическая мозаика

13 ч

                                                                                                                 ВСЕГО

33 ч

                                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Дата проведения

 урока

                Темы учебных занятий

             Примечания

        

План

1.

18.09

Урок-игра. Математика – это интересно

 Решение нестандартных задач

20.09

Урок-игра. Математика – это интересно

2.

25.09

Танграм- древняя китайская головоломка

 Составление картинки с заданным разбиением на  части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного   разбиения

27.09

Танграм- древняя китайская головоломка

3.

2.10

Путешествие точки

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

4.10

Путешествие точки

4.

9.10

Урок – сказка.  Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11.10

Урок – сказка.  Игры с кубиками

5.

16.10

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

18.10

Танграм: древняя китайская головоломка

6

23.10

 Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

25.10

Волшебная линейка

7

30.10

Урок – путешествие. Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

01.11

Урок – путешествие. Праздник числа 10

8

6.11

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части.

8.11

Конструирование многоугольников из деталей танграма

9

13.11

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игры с числами от 1 до 20.

15.11

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

10

20.11

Урок-викторина. Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).

22.11

Урок-викторина. Игры с кубиками

11

27.11

 Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

29.11

Конструкторы лего

12

4.12

 Конструкторы лего

Работа с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами

6.12

Конструкторы лего

13

11.12

Урок – игра. Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

13.12

Урок – игра. Весёлая геометрия

14

18.12

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 10»

20.12

Математические игры

15

25.12

Урок – путешествие. «Спичечный» конструктор»

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями.

27.12

Урок – путешествие. «Спичечный» конструктор»

16

10.01

Урок – путешествие. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

15.01

Урок – путешествие. «Спичечный» конструктор

17

17.01

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

22.01

Задачи-смекалки

18

24.01

Урок – игра.

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

29.01

Урок – игра.

Прятки с фигурами

19

31.01

Математические игры

Построение «математических» пирамид.

5.02

Математические игры

20

7.02

Урок – викторина.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда

12.02

Урок – викторина.

Числовые головоломки

21

14.02

Урок – игра.

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

19.02

Урок – игра.

 Математическая карусель

22

21.02

 Урок – игра.

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

26.02

Урок – игра.

Математическая карусель

23

28.02

Урок – викторина. Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

5.03

Урок – викторина. Уголки

24

7.03

Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

12.03

Игра в магазин. Монеты

25

14.03

Урок – игра.

 Конструирование фигур

из деталей танграма

Составление фигур с заданным

разбиением на части; с частично заданным разбиением на части.

19.03

Урок – игра.

 Конструирование фигур

из деталей танграма

26

21.03

Урок – игра.

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20.

26.03

Урок – игра.

Игры с кубиками

27

2.04

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в

пределах 20. Вычисления в группах.

4.04

Математическое путешествие

28

9.04

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший

лодочник», «Гонки с зонтиками».

11.04

Математические игры

29

16.04

Урок – викторина.

 Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

18.04

Урок – викторина.

 Секреты задач

30

23.04

Урок – игра.

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

25.04

Урок – игра.

Математическая карусель

31

30.04

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов.

Заполнение числового кроссворда

2.05

Числовые головоломки

32

7.05

Математические игры

Построение «математических» пирамид

14.05

Математические игры

33

16.05

КВН

«Математика – Царица наук»

Конкурсы, игры, викторины

21.05

Математические игры

23.05

Математические игры

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимы:

 ПК, принтер, мультимедийный проектор, экран.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Турин, Ю.В., Жакова, О.В. Большая книга игр и развлечений/ Ю.В. Турин — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

2.. Зубков, Л.Б. Игры с числами и словами. /Л.Б.Зубков — СПб.: Кристалл, 2001.

4. Углицкий, А.Т. Игры со спичками: Задачи и развлечения /. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова,  Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности/ Е.Ю.Лавлинскова – М.:2006.

СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы [Электронный ресурс]. Режим доступа http://puzzle-ru.blogspot.com 

2. Клуб учителей начальной школы. Олимпиады. [Электронный ресурс]. Режим доступа  http://4stupeni.ru/stady 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Занимательная математика"

   Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить бо...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...

Итоговое занятие в 4 классе по курсу программы внеурочной деятельности «Математика и конструирование» (1 час в неделю) на тему «Объемные фигуры»

Итоговое занятие «Объемные фигуры»Цель: закрепление начальных геометрических представлений и знанийЗадачи: ·        обобщить имеющиеся знания о пл...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" разработана на основе авторской программа С.И. Волковой "Математика и констуирование" 2 класс. Предлагаемый курм...