Технологическая карта урока математики "Приёмы вычислений для случаев вида 30-7"
методическая разработка по математике (2 класс)

На уроке учащиеся познакомятся с новым приёмом устных вычислений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_vychisleniy_dlya_sluchaev_vida_30-7_.docx69.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока              Приёмы вычислений для случаев вида  30 -7

Цели урока рассмотреть прием вычитания в случае вида: 30 – 7; закреплять изученные ранее случаи сложения и вычитания; продолжать работу над задачами; развивать мыслительные операции анализа, сравнения, а также наблюдательность, внимание.

Оборудование: УМК «Школа России», презентация,

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной  деятельности

  1. Организация класса.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.

- Пожмите друг другу руки, если  уважаете себя и других.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное  учебное действие.

1. Проверка домашнего задания. (с 60 № 5)

40-(8+2)=30

60+(12-4)=68

(30-10)+9=29

2. Работа по индивидуальным карточкам.

3. Устные вычисления.

Подготовительная работа: с 61 № 1

- Разложите каждое число на два, одно из которых равно 10 (обратить внимание на образец)

Ученики представляют данное число в виде суммы двузначных чисел, одно из которых – 10.

– Приведите свои подобные примеры.

Игра «Счастливого перелёта» (верно решённый пример позволяет отправить птицу в полёт)

Осень – роща золотая, золотая, синяя.

А над рощей пролетает стая журавлиная.

Высоко над облаками гуси откликаются.

С дальним озером, с полями до весны прощаются.

34+6           30+40          45+2

78+20         100-10         63-30

67+10         28-4             84-3

87+3           62+8            30-7

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Выявление  места и причины  затруднения

- Отложите число 30.  Как  это сделать?

Счетные палочки

- Сколько палочек в каждом пучке? (по 10)

- Сколько всего палочек в трех пучках? (30, т.к. это 3 десятка)

- А сейчас вычтем из 30 - 7. Как мы будем это делать?

- Нужно ли для этого развязывать все пучки? Сколько достаточно развязать? (можно из одного пучка вычесть 7 палочек)

Счет

-  Сколько осталось палочек? (2 пучка палочек по 10 и еще три палочки)

- Какое это число? (23)

Объяснение: тридцать – это двадцать и десять. Удобно из десяти вычесть семь, а затем полученный результат прибавить к двадцати.

30 – 7 = (20 + 10) – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3= 23

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1.Формулировка темы и целей урока.

- Назовите тему урока. (Приёмы вычислений для случаев вида 30-7)

- Определите цели урока.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа по учебнику: с 61 № 3 (с устным комментированием)

90-8         40-7        60-6         50-9       30-5

50-3         80-4        50-2         40-1       70-7

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в паре.  Работа в т 1 с   48   № 60

80-8       100-7       40-4          70-2       60-5        20-3

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 Включение в систему знаний и повторение.

1. Решение задач: с 61 № 4, 5

Учитель читает текст, данный в задании 5 (с. 61).

– Можно ли сказать, что это задача? (Нет, так как нет вопроса.)

Поставьте вопрос так, чтобы получилась задача, которая решалась бы двумя действиями, то есть составная задача. (Сколько всего стульев и кресел стояло в комнате?)

Далее составляется краткая запись (под руководством учителя) и выполняется решение задачи: по действиям или выражением либо и по действиям, и выражением. (Один учащийся выполняет решение на доске.)

Физкультминутка

Стая птиц летит на юг.

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Птички начали спускаться,

На поляну все садятся

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Задача 4 (с. 61) выполняется учащимися самостоятельно. (Однако следует предварительно подробно разобрать задачу.)

Работа в группах. Игра «Юный математик» (решение примеров с 60 № 7 )

- Какая группа оказалась самой быстрой и точной?

Ответы:      14        7        3

                       13        7        11

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже изучено, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность и прогнозируют ее результаты; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия; способны к мобилизации волевых усилий;

Информация о домашнем задании

Решить с 61 № 8.

1 способ:

1). 15-10=5 (см)- шаг утки.

2). 15+20=35 (см)- шаг слона.

3). 35-5=30 (см) – шаг утки короче.

2 способ:

Задача про игрушки

Предположим, что все игрушки движутся в одном направлении. При этом самый короткий шаг будет у утки. Обезьяна обгонит её на 10 см, а слон на 20 см. В этом случае нам не надо знать длину шага каждой игрушки – из рисунка видно, что расстояние между уткой и обезьянкой 10 см, а между обезьянкой и слоном 20 см. таким образом, расстояние между уткой и слоном равно сумме расстояний между уткой и обезьянкой и обезьянкой и слоном.

10+20=30 (см).

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

– С каким новым приемом вычитания познакомились сегодня на уроке?

– Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке? Какова ваша работа сегодня?

– Что бы вам хотелось выполнить еще?

Рефлексия «Птицы»

Птицы синие - всё удалось, всё понял, всё успел.

Птицы зелёные – были затруднения.

Птицы красные – не понял, не успел.

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Литература:

  • Басангова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач // Начальная школа №3. 2008
  • Дебашинина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения // Начальная школа №7. 2006. с.101-103
  • Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: «Academia». 1998
  • Роганова Н.Ф. Разноуровневые задания по математике // Начальная школа №9. 2003. с.79-81

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Приемы вычислений для случаев вида «43 – 9», «35 – 7»

Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи: знакомство с новым приёмом вычислений для случаев вида 43 – 9; 35-7Цели:- совершенствовать вычислительные навыки;- развивать умение добывать но...

Технологическая карта урока математики по теме "Случаи деления для случаев вида 87:29, 66:22"

Данная технологическая карта урока математики в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока "Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 - 7" (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока "Приёмы вычислений для случаев вида 26+7, 35-7" (2 класс, УМК "Школа России")...

Конспект урока "Приём вычисления для случаев вида 36+2 ,36+20 " 2 класс

Конспект урока "Приём  вычисления  для случаев вида 36+2, 36+20" 2 класс...

Фрагмент технологической карты урока "Приём деления для случаев вида 80:20".

Фрагмент технологической карты урока "Приём деления для случаев вида 80:20"....

Технологическая карта урока "Приемы вычислений для случаев вида 26+4"

Технологическая карта урока "Приемы вычислений для случаев вида 26+4"...