Проект урока математики в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс)

Павлунина Татьяна Николаевна

проект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_matematiki_v_4_klasse_programma_garmoniya.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский  институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию

 младших школьников в условиях ФГОС»

Зачётная работа

Проект урока по математике

 

                                                                                                                                 

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г. Лысково

Павлунина Татьяна Николаевна

Квалификационная категория: первая

Стаж  работы учителем начальных классов: 26 лет

Н.Новгород

2017

Проект урока математики  в 4 классе (программа  «Гармония»).

Тема: Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология.

Цель: понятие новой учебной задачи: овладение умением делить с остатком.

Задачи:

- формировать представление о делении с остатком, вывести алгоритм деления с остатком и тренировать умения применять его для нахождения значений выражений;

-развивать умения выполнять внетабличное умножение и деление;

-совершенствовать вычислительные навыки;

-способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;

-содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД : готовность к обучению, положительное отношение к учению; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:  умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии;

выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного;  добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые предметные результаты: выполнять  письменное  деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий;

уметь устно умножать и делить числа в пределах 100, используя разрядный состав чисел, взаимосвязь компонентов и результатов действий.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование:  персональный компьютер,  мультимедийный проектор,  учебник  (Истомина Н.Б. Математика: 4 класс: Учебник. – Смоленск: Ассоциация  ХХI век, 2014), карточки для работы в  группах и в парах,  рабочая тетрадь (Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Истомина Н.Б., Редько З.Б.- – Смоленск: Ассоциация  ХХI век, 2015).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.

Этап самоопределения к деятельности.

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Методы: 

методы стимулирования и мотивации.

Чтение стихотворения

:Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Вы на место тихо сели,

На меня все посмотрели.

Всем удачи пожелаем

И работать начинаем.

-С чего начнём работу на уроке?

-С устного счёта.

Личностные УУД: готовность к обучению, положительное отношение к учению.

II.

III.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цели для учителя: способствовать осознанию потребности построения нового способа действий;

-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Предметные результаты: закрепить  умение устно  делить числа в пределах 100, используя разрядный состав чисел, взаимосвязь компонентов и результатов действий.

Методы: частично-поисковый.

Форма работы: фронтальная.

Постановка учебной задачи.

Цель для учителя: зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Методы:

методы стимулирования интереса к учению,

проблемно- поисковый

Форма работы: групповая.

Устный счёт:

-Что общего в выражениях?

-На какие группы можно разделить выражения?

28 : 4                     56 : 8                     3600 : 9

63 : 9                      42 : 6                    240 : 3

48 : 4                      14 : 4                    420 : 6

-Назовите эти выражения.

- Вычислите значения выражений.

- Какие выражения  вызвали затруднения? Почему?

- Какую цель поставим на уроке?

Беседа:

-Почему не смогли выполнить деление в выражении: 14:4?

- Давайте вместе подумаем, как можно решить выражение 14:4?

-Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания  на  карточках:

1 группа: 14:4. Нарисуйте 14 кругов и попробуйте выполнить деление.

2 группа: 14:4. Представьте число 14 в виде суммы удобных слагаемых и попробуйте выполнить деление.

3 группа: 14:4.  Найдите число, которое   меньше 14 и делится без остатка на 4. Выполните деление. Сколько единиц осталось?

- В каждой группе в ответе получился остаток. Над какой  темой работаем на этом уроке?   (Тема урока: Деление с остатком).

-Верно ли выполнили задания группы? – Одинаковые ли ответы получились?

-Чему мы будем учиться?

-Все выражения на деление.

-На табличное и внетабличное деление.

14 : 4

-Познакомиться с новым случаем деления.

Число не можем разделить полностью.

Предполагаемые ответы учащихся:

-Взять 14 предметов или нарисовать и поделить на 4.

- Действовать, как при внетабличном делении двузначного числа на однозначное: представить делимое в виде суммы удобных слагаемых и выполнить деление.

Ответы капитанов групп.

-Делить с остатком

Познавательные УУД:  уметь  ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

IV.

Открытие нового знания.

Цель для учителя:  организовать усвоение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Предметные результаты: выполнять  письменное  деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий.

Методы: проблемное изложение

Форма работы: фронтальная

Составление алгоритма действий:

-Можем ли мы представить число 14 в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на 4?

-Значит, надо подобрать такое число, которое делится на 4 и  меньше 14. Какое это число?

Разделите это число.

-На сколько число 14 больше, чем 12?

-Как это записать?

2 – это остаток. Что нужно сделать, чтобы найти остаток?

Запись: 14:4=3(ост.2)

3-это неполное частное, 2-остаток.

По ходу рассуждения составляется:

Алгоритм выполнения деления с остатком:

1.Подобрать число, которое  меньше делимого и делится без остатка.

2.Разделить это число.

3.Вычесть подобранное число из делимого и получить остаток.

Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.38 и сравните свои ответы с рассуждениями Миши и Маши.

-Попробуйте объяснить, почему при решении в группах получились разные ответы.

-Чему ещё необходимо потренироваться  на уроке?

-Нет, не можем

12

12 :4 = 3

-На 2

14 – 12 = 2

Вычесть подобранное число из делимого.

Ответы учащихся.

Решать примеры на деление с остатком.

Познавательные УУД: уметь  выполнять  анализ, синтез, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи.

V.

Первичное закрепление.

Цель для учителя: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Предметные результаты: выполнять  письменное  деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма работы: фронтальная

Физминутка.

Комментированное выполнение  учащимися деления с остатком с опорой на алгоритм:

Работа с учебником № 103

-Объясните, что обозначает в записях под рисунком каждое число.

Работа с учебником № 104

-Выполните такие же записи к другим рисункам.

Работа с учебником № 105

-Выполни рисунки к равенствам.

-Сделайте вывод:

-Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

Познавательные УУД: уметь выполнять анализ, синтез, обобщение; выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:  уметь оформлять свои мысли в устной форме.

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели для учителя: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону.

Предметные результаты: выполнять  письменное  деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий

Методы:

-практический

-метод контроля и самоконтроля

-создание ситуации успеха

Форма работы: парная.

-Сейчас предлагаю поработать в парах. Вспомните главное правило работы в паре?

-Выполните деление с остатком

  (ТПО с 29 № 59)

Зарядка для глаз.

Прислушиваться к мнению товарища, работать дружно.

Познавательные УУД: уметь  выполнять анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные УУД:   уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

VII.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действия, повторение и закрепление ранее изученного.

Предметные результаты: выполнять  письменное  деление чисел с остатком с использованием алгоритма действий

Методы:

метод самостоятельной работы;

метод контроля и самоконтроля 

Форма работы: индивидуальная.

 Дифференцированная самостоятельная работа учащихся.

Выполнение задания № 57 и 58 , с.28-29  из  рабочей тетради (Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Истомина Н.Б., Редько З.Б.- – Смоленск: Ассоциация  ХХI век, 2015).

Проверка по образцу.

-Оцените свою работу по критерию «правильность».

Познавательные УУД: выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии;

выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные УУД: осуществлять  контроль, коррекцию, оценку.

VIII.

Рефлексия учебной деятельности

Цели: зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Методы: метод контроля и самоконтроля

Формы работы:

фронтальная;    индивидуальная.

-Подведём итоги нашей работы.

-Над какой темой работали на уроке?

-Какую цель ставили? Достигли ли поставленной цели?

 -Какую цель поставим на следующий урок математики?

-Выберите высказывание, которое считаете подходящим для сегодняшнего урока.  

-Оцените свою активность на уроке (в тетрадях по шкале)

-Спасибо за урок.

-Домашнее задание: рабочая тетрадь № 60, учебник № 106

-Учились выполнять деление с остатком.

-Освоить новыц случай деления.

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самоанализ урока.

        Содержание учебных заданий данного урока соответствует по своей сложности возможностям детей  и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития учащихся.

       Содержание урока построено с учётом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой (культура речи), обучения с жизнью.

      На уроке  используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний  в нестандартной ситуации. Новые знания не даются в готовом  виде, а дети  «открывают»  новое сами, опираясь на связь с жизненными ситуациями. При закреплении  изученного материала дети  выполняют знаково-символические действия                               (моделирование правил). Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер. При введении  в новую тему создаётся проблемная ситуация, из которой дети  находят выход  методом проб и ошибок.

     Урок построен  логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. Продумано соотношение частей урока.

      Предусмотрено  сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и группах.

       На уроке используются проблемные методы обучения (частично-поисковый при открытии новых знаний), приёмы активизации познавательной деятельности, диалоговые технологии.

    Используемая наглядность функциональна, т. е. используется для решения определённой учебно-практической задачи (знаково-символические средства для уточнения характера нового знания, Средства обучения используются с учётом возраста учащихся.

   На уроке обеспечена положительная учебная мотивация, ведётся целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации.

     Урок построен так, что учащиеся сами участвуют в целеполагании, ориентируются на планируемые результаты. Чётко прозвучала тема урока.

      На уроке ведётся формирование познавательных УУД: умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии. Развитие познавательных УУД идёт и при постановке проблемы, выдвижении гипотез в затруднительной жизненной ситуации (этап «выявление места и причины затруднения»).

     На уроке формируются  и регулятивные УУД при формулировке цели урока, действии контроля, прогнозировании результата работы .

      Развитие коммуникативных УУД происходит в процессе сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации

       

п/п

Порядковый №

в схеме, данной в ч.3

Параметр оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя

НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3

2

2

Реализация компетентностного подхода        

2

3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3

4

4

Развивающая направленность заданий

3

5

6

Логика построения урока

3

6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7

8

Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора

3

8

9

Характер используемой наглядности

2

9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

2

10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей

2

11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2

12

14

Постановка учебных  задач. Организация целеполагания.

3

13

15

Формирование познавательных УУД.

3

14

16

Формирование регулятивных  УУД.

3

15

17

Формирование коммуникативных  УУД.

3

Всего баллов

39

п/п

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3,2,1)

Самооценка

учителя

Оценка преподавателя

НИРО

1

Наличие общих сведений  о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы

3

2

Качество диагностического блока проекта

0

3

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4

Соблюдение требований к плану урока

3

5

Качество теоретического обоснования

3

6

Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект).

2

 

Аннотация на статью Л.Ф.Климановой «Литературное чтение и стандарты»,

 ∕∕ Начальная школа – 2014 г.№9 с.25-29.

Я считаю, что цель данной статьи – знакомство с учебником «Литературное чтение» 1 класс, который открывает серию обновленных учебников для начальной школы, ориентированных на реализацию ФГОС.

Чтение – явление, которое определяет национальное самосознание, уровень образованности человека, его карьерные успехи, профессионализм. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя успешно осуществлять учебную деятельность.

В статье Л.Ф.Климановой «Литературное чтение и стандарты» подробно рассказывается об учебно-методическом комплекте по литературному чтению для 1-го класса УМК «Школа России». Все литературные произведения структурированы в темы, которые имеют жанрово-тематическую направленность. Автор рассказывает о формировании коммуникативно-речевой деятельности, читательской компетенции.

Центральным звеном урока является чтение и разбор изучаемого произведения. Л.Ф.Климанова обращает внимание, как правильно организовать эту работу. В статье говорится и о формировании различных речевых умений. Таким образом, автор доказывает, что коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия целенаправленно формируются с помощью учебника на уроках литературного чтения.

В конце статьи автор определяет последовательность действия учителя и учащихся с целью дальнейшего совершенствования навыка чтения. Эта статья будет полезна педагогам, работающим по программе «Школа России», как методический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический проект урока математики 4 класс

Тема: «Сложение и вычитание чисел больше 10 000. Решение задач».Тип урока: урок закрепления и систематизации знанийВид урока: урок-путешествие...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Проект урока математики 2 класс

Тип урока. Закрепление полученных знаний  и способов учебных действийТема урока. «Продолжаем вычитать».Цель урока. Закрепление умений выполнять вычисления чисел с переходом через десяток...

Проект урока математика 1 класс "Счет предметов"

Конспект урока математики для 1 класса по разделу "Простейшие представления"...

Проект урока математики 4 класс с использованием ЦЛО

Консект урока математики с использованием цифрового лабораторного оборудования на этапе целеполагания...

Проект урока математики 1 класс УМК Гармония

Проект урока по теме: «Число и цифра 5.Разбиение фигур на две группы» МатематикаВыполнил учитель начальных классовМБОУ СОШ №149Московского района г. Н.НовгородаВиноградов...