Урок математики по теме: «Закрепление пройденного. Решение текстовых задач». 1 класс.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Полещук Галина Владимировна

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Математика. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_kl.docx36.67 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

1 класс

Тема: «Закрепление пройденного. Решение текстовых задач».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цель  урока: закрепить  умения  решать задачи на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, на нахождение суммы, остатка; повторить и обобщить полученные знания по теме «Состав числа 5», умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах10; развивать воображение, логическое мышление детей; содействовать воспитанию интереса к предмету «Математика», содействовать воспитанию нравственных качеств: взаимовыручки, любви к животным.

Оборудование:

  1. Учебник «Математика. 1 класс»
  2. Карточки с примерами (приложение к уроку).
  3. Телефонный аппарат, игрушка крокодил.
  4. Презентация.
  5. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:   - Звенит звонок, начинается урок. Садитесь.  

У.: Руки?

Дети:  - На месте!

У.: - Ноги?

Д.: - На месте!

У.: - Локти?

Д.: - У края!

У.: - Спина?  

Д.: - Прямая!

  1. Мотивация к учебной деятельности.

У.: -Ребята, признайтесь, вам хотелось бы заняться чем-то интересным, увидеть необычное, проявить свои способности? Тогда вам повезло! Отправляемся в гости. Кто это? Герой  замечательного произведения Корнея Ивановича Чуковского. Это сказочный доктор, который лечит зверей. (слайд №1). Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные  и непредвиденные ситуации. Итак:

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечится

И корова, и лисица,

И вы, ребята.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!  

  1. Систематизация опорных знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения заданий.

1)Устный счёт. 

а) Работа с рядом чисел.

Цель: повторить ряд чисел от 0 до 10 для дальнейшего выполнения заданий с ними на сложение и вычитание.

(Около дерева висит плакат: “На приём ко мне тот попадёт, кто числа по порядку разберёт»;  на первых партах каждого ряда карточки с числами)

У.: –  Вы не слышите шум? Больных у доктора Айболита всегда много. В чем же дело? Почему шумят?

Д.: – Перепутали порядок приёма к доктору

1 0,1,2,4,5,3,6,8,7,9,10. (запись на доске)

У.: - А почему перепутали? Что не так?

Д.: -  Надо числа поменять местами.

У.: - Как? (дети отвечают, выходят к доске по одному и меняют карточки)

У.: –Теперь назовите  числа от 1 до5; от 5 до10; от 0 до10 через одно.

(дети отвечают)

У.: - Назовите четыре последних числа в порядке убывания. (дети отвечают)

б) Самостоятельная  работа с карточками.

Цель: проверка умений выполнения действий  сложения и вычитания в пределах 10.

 У.: - Ребята,  когда мы идем на прием к доктору,  нам дают талон с номером, а сейчас каждый из вас узнает свой номер на приём к доктору. Для этого решим примеры на номерках.

1 ряд - (синий номерок)

4-1 =       5-2=         1+2=

2 ряд – (зелёный номерок)

2+3=          7-2=         8-3=  

3ряд – (красный номерок)

3+4=      5+2=         10-3=

Проверка на слайде.

У.: –Проверим! (слайд 2). Какой номер на зелёных номерках?

Д.: -3

У.:– Какой номер на синих номерках?

Д.: -5

У.: – Какой номер на красных номерках?

Д.: -7

У.: – Отлично! Какое из этих чисел левее в натуральном ряду чисел? Правее?  А правда ли, что 5>7? Значит,  кто отправится на приём  раньше? А кто позже?

Д.:-Те, у кого номер 5- раньше, а позднее с номером -7.

 

2) Фронтальная работа с наглядностью.

а) Найти закономерность.  (слайд № 3.)

Цель: совершенствование навыка сложения.

У.:- А вот ещё больная. Кто это? Посмотрите, какая она необычная.

Сейчас вы должны быть внимательными. Прочитайте числа. В каком порядке они записаны?

Д.:- В порядке возрастания.

У.:- Как получается следующее число?

Д.:- К данному числу прибавляют 2.

У.: -Какой знак нам это подсказывает? Это знак какого действия? Составим математические выражения по данному правилу. (По одному ученику выходят к доске, остальные работают в тетради)

У.:- Назовите следующие числа.

Д.:- Это числа 8,10.

У.: -Какое число «лишнее»? Почему?

3) Работа с геометрическим материалом. (слайд№ 3)

Цель: развивать воображение  и мышление детей.

У.:- Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на нашей больной.

Д.: - Треугольник, круг, прямоугольник.

У.:- Давайте нарисуем в тетради эти фигуры в той последовательности, в которой просит змейка. (Учитель показывает начало ряда, дети самостоятельно продолжают  в тетради.)

Д.: - Мы еще видим отрезок, луч.

У.: - В чём отличия отрезка и луча?

Д.: -  У луча есть начало, нет конца.  У отрезка –  есть начало и конец.

4) Работа над задачами.

Цель: закрепить умения составлять и решать задачи на нахождение остатка.

На доске в столбик расположены карточки со словами «решение», «ответ», «вопрос», «условие».

У.: - Посмотрите на эти слова. Прочитаем их. К какому  понятию они относятся?

Д.:- К задаче. Части задачи.

У.: - Расположите части задачи в правильном порядке. (Дети называют, учитель восстанавливает порядок слов.)

У.: - В какой части формулировки  задачи используется знак …(Учитель показывает на знак вопроса).

Д.: - В вопросе.

У.:- Прочитайте слово, которое записано на змее. Где его можно применить?

Д.:- Осталось. В вопросе, в условии.

У.: - Составьте задачу, чтобы это слово стояло в вопросе: «Сколько осталось?» ( Дети  составляют задачу, учитель опрашивает несколько человек, остальные дети решают эти задачи  устно.)

5) Повторение состава числа 5.

Цель: повторить и обобщить полученные знания по теме «Состав числа 5».

Зазвонил телефон. Учитель берёт трубку телефона.  

У.: - Кто говорит? Крокодил?

У.: - Что случилось? Ваши детки заболели? Приехать  нам в Африку скорей и вылечить  ваших малышей. Ладно, ладно побегу, Вашим детям помогу.

–Ребята, отправитесь со мной в путь? Не боитесь математических трудностей?

Д.: - Нет.

У.:- Что бы нам быстрее добраться, давайте  полетим на самолёте, подниматься на самолет будем по трапу, который подготовит для нас пилот (выбранный ученик).   (слайд №4.)

У.: - У доски лежат карточки с цифрами. Выбери и поставь на лесенки с двух сторон попарно те из них, которые в сумме составят число 5.

(Даны карточки: 3+5, 1+1, 4+1, 6+2, 3+2, 1+1, 1+4, 2+3, 3+3, 2+2.)

Остальные дети работают на индивидуальных карточках.

7         4            2          1

3         6            1          2

1         9            5          4

4         2            0          3

У.: - Обведите на каждой строчке числа, при сложении которых получится 5.

Проверка.

У.: -Какие пары чисел получились у нашего пилота? (Ученик читает по одной паре, учитель обращается к детям)

У.:- Поднимите руки, у кого из вас получились такие же пары чисел?

  1. Физкультминутка.

Руки ставим все вразлёт.

Появился самолёт.

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два.

Опустите руки вниз,

И на место все садись.

  1. Решение задач.

Цели: закрепить  умения  решать задачи на нахождение суммы, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; развивать логическое мышление.

1) Составление задачи по картинке.

У.: - Чтобы дорога в Африку показалась нам недолгой, мы решим  задачи про её жителей.

У.: -Посмотрите внимательно на экран и составьте задачу. (слайд №5)

Д.: - На пальме сидело 4 попугая. К ним  прилетел ещё 1 попугай. Сколько попугаев стало?

Анализ задачи с помощью учителя.

У.:- Сколько попугаев было на пальме?(4)

- Сколько прилетело?(1)

- Теперь их стало больше или меньше?

-Как  узнать, сколько их стало теперь?(4+1=5)

- Почему используем знак сложения?

У.: – Запишите решение в тетрадь.

У.: – Продолжаем работу. На второй пальме сидели обезьяны. (слайд №6) 

(они закрыты, дети их не видят)  Их на 2 меньше, чем попугаев. Сколько обезьян на пальме? (учитель обезьян не показывает)  - Кто знает, как решить задачу? (Ответы детей)

 - Обезьян будет меньше или больше, чем попугаев? Почему? В каком слове спряталась подсказка? Какой знак в выражении будем использовать, чтобы показать уменьшение количества? Запишите решение в тетради самостоятельно. Кто затрудняется – делаем рисунок.

 Проверка (по слайду №6.)

У .: – Будьте ещё внимательнее… Узнайте теперь, сколько всего зверей на двух пальмах. Вспомните, сколько было попугаев? А обезьян сколько? Запишите решение.

У.: -Обменялись тетрадями и проверили друг у друга.

Проверка  (по слайду №7.)

-Кто  записал верно? Молодцы!

У.:  – Наш самолёт совершил посадку. Ой, как неудачно! Перед нами шумит и бушует море.

О, если мы утонем,

Если пойдём мы ко дну,

Что станет с ними, с больными?

- Смотрите, впереди корабли…(слайд №8)

У.:  – Найдите отличия. Кто сколько нашёл?

Д.:  – Я нашел 6 отличий.  – А я 10.

У.:  – Покажите эти отличия. (Работа у доски). - Молодцы, вы справились.

 Мы поплывём к тому кораблю, который направляется вправо. Почему так страшно? Кто это впереди? (слайд №9)

2) Работа  по учебнику над  логической задачей.

Д.: - Бармалей.

Бармалей:  

Я – разбойник,

Я – злодей,

Я – ужасный Бар-ма-лей! (голос записан на магнитофонной ленте)

Не пущу я вас к больным, пока не решите мою задачу.

«Масса моего попугая, стоящего на двух ногах, 3 кг. Какова будет масса попугая, если он встанет на одну ногу?»

Д.:  – Масса не  изменится, всё равно на двух ногах стоишь или одной.         

Б.: -Да, справились, молодцы. Но мы с вами ещё встретимся.

  1. Арифметический диктант.

Цель: совершенствование навыка сложения.

У.: - А вот и больной! (лежит игрушка – крокодил, у которого раскрывается пасть)

- Да у вас ангина! Мы поможем больному, если выполним арифметический диктант. Записывайте только ответы в тетрадь, один человек пойдет к доске и за закрытой доской запишет полностью выражение с ответом, чтобы мы могли сравнить и проверить.

(Звучит с магнитофонной ленты).

« К 5 прибавить 1, минус 2, плюс 2, без 6, увеличить на 5, без 1»

У.: –Проверим. (6, 4, 6, 0, 5, 4). У кого не так? Разберемся. (пошаговая проверка каждого действия)

- Молодцы! А теперь вспомним, как прибавить число 1? 2? Если мы прибавим 1, то какое число получится?

Д.: - Следующее.

У.: - Как можно прибавить 2 другим способом? (1+1).

  1. Рефлексия.

У.: -  Посмотрите, наши звери все бегают, резвятся. Вот и вылечили мы наших  больных! Звери благодарят вас и посылают вам эти фрукты (бананы), вы получите их в конце путешествия (урока). Но где же Айболит?  Его злой Бармалей заточил  в замок. (слайд №10). Давайте выручать.

У.: - Измените ударение  в слове «замок» и определите в чём затруднение? (замо′к).

Как выйти из ситуации?

 Д.: – Открыть замок.

У.: - А замки у всех разные.  Перед нами кодовый замок. (слайд №11) Чтобы его открыть, необходимо узнать код. А узнаем его, вспомнив, как получить число 5 с помощью сложения двух чисел. Я начинаю, а вы продолжаете. (Учитель называет первое число из пары на состав числа 5,дети называют второе)

У.: - Айболит спасен. Он поблагодарил нас и пожелал, чтобы каждый из ребят был… (на слайде открывается слово «здоров»)

  1. Итог урока.

У.:  - О других приключениях  Айболита вы сможете узнать из книги (показываю), которую можете взять в библиотеке. Интересного вам чтения. А сейчас вспомним, что мы закрепляли на уроке? Где в жизни можете использовать свои знания?

Покажите ваше настроение после урока. Поднимите вверх карточку со смайликом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

3 5 7

Слайд 4

5

Слайд 12

2 2 2 2 2 2 1 4 5 0 3 2 З Д О Р О В Айболит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Закрепление пройденного. Экскурсия по Кремлю". 3 класс, "Школа 2100".

Урок математики в 3 классе  по теме "Закрепление пройденного. Экскурсия по Кремлю". "Школа 2100"....

Урок математики 1 класс по теме "Закрепление изученного. Решение текстовых задач, примеров на сложение и вычитание в пределах 10, сравнение чисел в пределах 10"

Учащиеся учатся решать задачи изученных видов; решать примеры на сложение и вычитание чисел 1,2,3; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить средства и способы её осуществлени...

Технологическая карта к уроку математики по теме "Закрепление пройденного" 1 класс ФГОС

Технологическая карта к уроку математики  по теме   "Закрепление пройденного   "1 класс   ФГОС...

Урок закрепления пройденного. Решение текстовых задач.

Цель: повторить и обобщить полученные знания....

«Закрепление пройденного. Решение текстовых задач.»

Конспект урока в 1 классе по математике...

Закрепление пройденного. Решение текстовых задач.

Уметь выполнять сложение и вычитание чисел 1,2,3, находить в тексте задачи условие, вопрос, решать простые задачи на сложение и вычитаниеРегулятивные УУД Проявлять познавательную инициативу в уче...

Урок по математике 1 класс "Закрепление пройденного. Решение текстовых задач".

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков в 1 классе по теме "Закрепление пройденного. Решение задач"....