Урок математики в 4 классе по теме: «Измерение углов» Л.Г Петерсон
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тарлыкова Светлана Павловна

Данный урок является пятым в разделе «Углы» курса математики в 4 классе по программе «Школа 2100». Всего на данную тему выделяется 9 часов. На первых четырёх уроках дети узнали новые понятия «угол», «градус»; формировали умение сравнивать и измерять углы; уточняли представление о прямом, остром и тупом углах; формировали представление о развёрнутом угле, смежных; вырабатывали умение их распознавать. Данный урок посвящён измерению углов с помощью транспортира. На уроке учащиеся знакомятся с этим измерительным прибором и выводят соответствующий алгоритм. Тема урока: «Измерение углов». Тип урока: «Урок открытия новых знаний». Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные. Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная работа, работа в парах и групповая работа. Цели урока: Создание условий для овладения обучающимися знаниями об устройстве транспортира и умениями применять этот прибор для измерения углов Задачи: • Создать условия для формирования представления о том, что транспортир – это измерительный прибор; упражнять в измерении углов при помощи транспортира; • Обеспечить условия для развития умения сравнивать, анализировать, фиксировать знания, строить гипотезы, обобщать полученные данные и делать выводы; • Развивать коммуникативные навыки через умение работать в парах, группах; способствовать формированию познавательного интереса к математике На уроке формируются следующие УУД: Личностные: создание условий для: – формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; – формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности. Метапредметные: создание условий для развития у учащихся умений: – находить необходимую информацию в тексте; – анализировать информацию; – формулировать гипотезы; – устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы; – соотносить свои действия с планируемыми результатами. Предметные: – создание условий для формирования представлений учащихся об измерительном приборе - транспортир и выводят соответствующий алгоритм для измерения величин углов при помощи транспортира; – развитие умений применять полученные знания. Этапы урока. 1 этап. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) Видео -7 Цель Методы, способы, приемы, средства, формы Формирование УУД на данном этапе Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу» Предлагаю ребятам начать урок с эпиграфа (слайды 8, 9) «Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет» Результат Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Личностные УУД: - эмоциональный настрой на урок; - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности; Метапредметные УУД: познавательные - активное слушание; - формулирование собственных ожиданий; коммуникативные - слушание собеседника; - построение понятных для собеседника высказываний; 2 этап. Актуализация опорных знаний и умений Видео -10 Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний», и выяснение затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Актуализация знаний учащихся, необходимых для создания «ситуации успеха». (слайды 11,12,13). На данном этапе вводится «Дневник ученика 4 класса» (приложение №1) для оценки результатов работы, осуществление контроля, внесение корректив (в конце каждого этапа учащиеся проводят рефлексию своей деятельности). Актуализация знаний знаю, могу, умею (предлагаю выполнить 1 задание «Я знаю» - приложение №2, 2 задание «Я умею» - приложение №3) . Далее через подобные задания создаю проблемную ситуацию. (приложение №3). Выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; направляю ребят для самостоятельного формулирования темы и целей урока. Использую парно-групповую работу. Результат 1. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов 2. Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке. Предметные УУД: - иметь представление о понятии «угол»; - знать единицу измерения угла – «градус»; - знать виды углов и их величины; - уметь классифицировать углы по их величине; Личностные УУД: - активизация имевшихся ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение слушать в соот-ветствии с целевой установкой; - принимать и сохранять учебную цель и задачу; - дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен¬ного задания; Метапредметные УУД: познавательные - выдвижение предположений о теме урока; - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - слушают вопросы учителя; - отвечают на вопро¬сы учителя; - осуществляют актуализацию личного жизненного опыта; - формирование умения обобщать и классифицировать по признакам; - формирование умения находить ответы на вопросы; - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; регулятивные - оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив; коммуникативные - взаимодействие с учителем во время опроса; - участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений; - формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; - формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения 3 этап. Постановка учебной задачи, планирование Видео - 14 Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?» Ребята проговаривают цели урока и тему урока. (Интеллектуальный разрыв) (слайды 15, 16, 17) Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока. Результат 1. Возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 2. Определение цели и направления учебной деятельности. Предметные УУД: - иметь представление о понятии «транспортир» - знать общепринятую единицу измерения угла - градус; Личностные УУД: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Метапредметные УУД: коммуникативные - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; - формирование умения ставить цель деятельности; регулятивные - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив; познавательные - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; 4 этап. «Открытие нового знания» (исследование) Видео - 18 Физкультминутка – снятие физического напряжения Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. (Слайды 19, 20). «Хочу всё знать» Методы: организация самостоятельной исследовательской деятельности, через парную и групповую работу. Предлагаю ученикам выполнить задания в парах, когда обе пары готовы, группа в целом делает общий вывод. Сделайте вывод и запишите прямо на этих же листах. Результат подтверждение (доказательство) или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе Предметные УУД: - знать устройство транспортира; Личностные УУД: - умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию; Метапредметные УУД: регулятивные - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив; коммуникативные - формирование умения работать в парах, в группах; познавательные - развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации; - развитие умения строить простые рассуждения; - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; 5 этап. Первичная проверка понимания Видео - 21 Усвоить учащимися новый способ действия, зафиксировать алгоритм выполнения … , организовать усвоение учащимися нового материала Результат каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет Предметные УУД: - знать алгоритм измерения величин углов с помощью транспортира; Личностные УУД: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению ; - применение на практике и последующее повторение нового материала; Метапредметные УУД: познавательные - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; коммуникативные - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 6 этап. Применение новых знаний Видео - 22 Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. Зафиксировать новый способ действий, изученный на уроке; провести анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся; зафиксировать затруднения, которые остались; осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности Предлагаю учащимся вернуться к неизмеренным углам и измерить их, пользуясь алгоритмом. Выступление детей с дополнительным материалом (повышает интерес к предмету) (Слайд 23) критерии отметок за урок Учителю сдаются для итогового контроля Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности Результаты Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Предметные УУД: - уметь производить измерения величин углов при помощи транспортира; Личностные УУД: - проявление готовности к самообразованию; Метапредметные УУД: регулятивные - умение выбирать действия с поставленной задачей; познавательные - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; 7 этап. Рефлексия учебной деятельности Видео - 24 Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий зафиксировать новый способ действий, изученный на уроке; провести анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся; зафиксировать затруднения, которые остались; осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности Личностные УУД: -самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности 8 этап. Домашнее задание Включить новый способ действий в систему знаний учащихся тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации (Слайды 25, 26) Результаты: Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития Я считаю, что на данном уроке ученики овладели представлениями об устройстве транспортира и умением измерять величину углов с помощью транспортира. Способами анализа и обобщения учебного материала. «Ситуация успеха», созданная на всех этапах урока позволила учащимся комфортно чувствовать себя на протяжении всего урока. Позволила раскрыть свои творческие способности. Так же были созданы благоприятные условия для стимулирования и мотивации учения при помощи метода рефлексии учебно-познавательной деятельности. Я считаю, что на уроке был полностью реализован СДП: 1. Отражение в структуре урока; 2. Наличие в целеполагании мотивационного и целевого компонентов; 3. Поддержание высокого уровня мотивации обучающихся на всех этапах; 4. Включенность обучающихся в рефлексивную и контрольно-оценочную деятельность на всех этапах урока; 5. Направленность урока на развитие всех УУД (через ситуации, задания); 6. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности (учитель выступает в роли дирижёра); 7. Учет индивидуальных особенностей учащихся. Характеристика класса В классе 24 человек: 15 девочек и 9 мальчиков. На уроках дети активны, хорошо воспринимают новый материал. Класс дружный, со средним потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. На уроках необходимо развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия до

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину  угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (т. е совместить с 0º).

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду

Проверить, соответствует ли полученная мера   угла его виду



Предварительный просмотр:

                                                                                                                              Приложение 2

                                                                                                                              Приложение 2



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                Приложение 3

Известно, что угол А = 48 градусов, угол В = 90 градусов,

угол С = 163 градуса, угол D = 83 градуса, угол Е = 180 градусов,

угол К = 117 градусов, угол F = 2 градуса, угол М = 156 градусов,

угол N = 74 градуса.

Какие из этих углов прямые, острые, развёрнутые, тупые?

прямые

острые

развёрнутые

тупые

                                                                                                                              Приложение 3

Известно, что угол А = 48 градусов, угол В = 90 градусов,

угол С = 163 градуса, угол D = 83 градуса, угол Е = 180 градусов,

угол К = 117 градусов, угол F = 2 градуса, угол М = 156 градусов,

угол N = 74 градуса.

Какие из этих углов прямые, острые, развёрнутые, тупые?

прямые

острые

развёрнутые

тупые



Предварительный просмотр:

                                                                                                                               Приложение 4

Инструкционная карта

(Рассмотрите шкалу транспортира)

  1. Что собой представляет шкала транспортира? ______________________________
  2. На сколько равных частей она разделена?

      ______________________________

  1. Сколько шкал у транспортира?
  2. Как они называются?

      ______________________________

  1. Где расположено начало каждой из шкал?

     _______________________________

Слова для справок: внутренняя и внешняя, полуокружность, 180, 2, с разных сторон

Инструкционная карта

(Рассмотрите шкалу транспортира)

  1. Что собой представляет шкала транспортира? ______________________________
  2. На сколько равных частей она разделена?

      ______________________________

  1. Сколько шкал у транспортира?
  2. Как они называются?

      ______________________________

  1. Где расположено начало каждой из шкал?

     _______________________________

Слова для справок: внутренняя и внешняя, полуокружность, 180, 2, с разных сторон

                                                                                                                                Приложение 4

Инструкционная карта

(Рассмотрите шкалу транспортира)

  1. Что собой представляет шкала транспортира? ______________________________
  2. На сколько равных частей она разделена?

      ______________________________

  1. Сколько шкал у транспортира?
  2. Как они называются?

      ______________________________

  1. Где расположено начало каждой из шкал?

     _______________________________

Слова для справок: внутренняя и внешняя, полуокружность, 180, 2, с разных сторон

Инструкционная карта

(Рассмотрите шкалу транспортира)

  1. Что собой представляет шкала транспортира? ______________________________
  2. На сколько равных частей она разделена?

      ______________________________

  1. Сколько шкал у транспортира?
  2. Как они называются?

      ______________________________

  1. Где расположено начало каждой из шкал?

     _______________________________

Слова для справок: внутренняя и внешняя, полуокружность, 180, 2, с разных сторон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)

Урок математики в 4 классе по теме «Измерение углов транспортиром» ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон).Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром....

Конспект урока математики 3 класс по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов "

Конспект урока по математике для 3 класса по теме:"Транспортир-прибор для измерения углов" с презентацией: "Из истории геометрических предметов"...

Конспект урока математики 3 класс по теме:" Транспортир- прибор для измерения углов"

Урок математики с презентацией для 3 класса  по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов" Система Л.В. Занкова...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Урок математики 1 класс по теме "Число и цифра 7" УМК "Перспектива" автор учебника Л.Г. Петерсон

Урок разработан в технологии системно-деятельностного подхода,ориентирован на формирование умения учиться, а также готовности к саморазвитию и самовоспитанию. На уроке открытия нового знания особое вн...

Урок математики 3 класс по теме: «Измерение времени», УМК «Планета знаний»

Разработка  урока  по  математике  в 3 классе по УМК «Планета знаний»ТЕМА «Измерение времени» Цели:- закрепление знания учащихся о единицах времени и их соотношении;- развитие...