Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна волшебной математики"
рабочая программа по математике

Хоткевич Ольга Петровна

Для работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Страна волшебной математики37.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА

  СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____     _______________

подпись                               Ф.И.О. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Страна волшебной математики»

по _____________________________________________________

                    2  г                   

Класс   ____________________________________________________________

                     Хоткевич  Ольга Петровна

Учитель _______________________________________________________________

                      первая

Категория______________________________________________________________

2019– 2020  учебный  год

Пояснительная записка.

         Программа  « Страна волшебной математики»  относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

          Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы являетсяи стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 
            Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развиваяучебную мотивацию.

Содержание занятий   представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии         и         т.д.
          Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы к , должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.   Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. 
            Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружкажелательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

         Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов   организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной группы

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
  • Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).

На изучение курса отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.

   Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

   Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников   разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок.

             Характер материала определяет назначение « Страна волшебной математики»

            Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать.

           Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной   умственной   деятельности, основанной на непосредственном интересе.

         Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в   вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображений.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он   не трудился. В конце полугодий проводятся викторины и КВН. Это помогает детям оценить свои успехи и достижения.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

     Предметными результатами изучения курса « Страна волшебной математики»во 2 классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

  • Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
  • измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

Содержание курса« Страна волшебной математики»

  • Из истории математики - 1 ч

Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.

  • Занимательные задачи – 9ч
  •             Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
  •  Страна геометрических фигур – 7ч

Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.

Логические задания (10 ч).

          Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

  • Проектная деятельность, математические праздники, КВН

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

Календарно-тематическое планирование

 

                         Тема

Кол-во часов

Дата проведения по

        плану        факту

1

Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. Как люди научились записывать числа?

1ч.

 

 

2

Занимательные задачи в стихах

3

Задачи-шутки. Нестандартные задачи

1ч.

4

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

1ч.      

5

Решение логических   цепочек

1ч.

6

Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала

1ч.      

7

Магические квадраты

1ч.      

8

Игры с математическими заданиями

1ч.      

9

Подвижные игры с математическими заданиями.

1ч.

10

Путешествие в страну геометрических фигур

1ч.     

11

Точка. Разновидности линий.

1ч.      

12

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания.

1ч.

13

Многоугольник.

1ч.      

14

Длина отрезка. Сантиметр.

1ч  

15

Длина отрезка. Сантиметр.

1 ч.

16

Практикум «Подумай и реши»

1ч.  

17

Занимательные вопросы и задачи. Ребусы.

1ч.      

18

Математические загадки.

1ч.      

19

Решение нестандартных задач

1ч.

20

Решение задач

1 ч.

21

Решение ребусов и логических задач

1ч.

22

Математические игры и  квадраты 3х3

1ч.  

23

Задачи в стихах. Шарады.

1ч.    

24

КВН математический.

1ч.

25

Логические вопросы. Математические лабиринты.

1ч. 

26

Математическая олимпиада

1ч.

27

Прятки с фигурами.

1 ч

28

Занимательные задачи.

29

Подготовка к празднику.

1 ч.

30

Математический КВН

1 ч.

31, 32

Творческие задания.

2ч.

33,

34

Подведение итогов работы

2 ч

Материально-техническое обеспечение:

  • «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
  • «Дидактические карточки – задания по математике» 1кл., Истомина Н.Б., - М., 2004.
  • «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
  • «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Михалкова З.А., М., 1985.
  • «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В., М.,2002.
  • «Математические задания», Волков С.И., Столярова Н.Н., М.,»Просвещение»1994.
  • «Наглядная геометрия» тетрадь по математике для 2 кл., истоминан.Б.,М.,2004.
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
  • Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
  • Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
  • Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;
  • Журналы «Начальная школа».
  • Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
  • Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
  • Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 1998;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2 класс

Пояснительная записка              Рабочая   программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....