Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
методическая разработка по математике (2 класс)

Ангаскиева Людмила Борисовна

Настоя программа «Геометрия вокруг нас»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализации в соответствии с моделью внеурочной деятельностью школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_geometriya_vokrug_nas.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Настоящее программа «Геометрия вокруг нас»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализации в соответствии с моделью внеурочной деятельностью школы.

    В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель и задачи курса «Геометрия вокруг нас»

Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

-знакомство детей с основными геометрическими понятиями,

-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

-сформировать умение учиться.

-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,

-обучение различным приемам работы с бумагой,

-применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

-развитие мелкой моторики рук и глазомера,

-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,

-выявить и развить математические и творческие способности.

-воспитание интереса к предмету «Геометрия»,

-расширение коммуникативных способностей детей,

Общая характеристика факультативного курса.

Факультативный курс «Геометрия вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению научно – познавательное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий ,трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут , на 34 часа в год – во 2-4 классах.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

 - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность):

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Предметные результаты:

      Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

      Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

      Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром  конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

      Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

      Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

      Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

      Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия:

      Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

      Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

      Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

      Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

      Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

      Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

      Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения.

      Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

      Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание курса

Числа. Арифметические действия. Величины

      Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

      Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые головоломки. Восстановление примеров, отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов

      Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

      Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

      Форма организации обучения - математические игры:

Мир занимательных задач

      Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

       Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

       Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

       Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

       Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

       Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

        Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

       Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

       Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

       Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

       Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

       Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Календарно - тематическое планирование   курса «Геометрия вокруг нас»

1 класс – 33 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Математика – царица наук

1

2

Как люди научились считать

1

3

Интересные приёмы устного счёта

1

4

Решение занимательных задач в стихах

1

5

Игра «Муха» ( «муха» перемещается по командам на игровом поле)

1

6

Учимся отгадывать ребусы

1

7

Числа – великаны. Коллективный счёт.

1

8-9

Проектная деятельность «Спутники планет»

2

10

Решение ребусов и логических задач.

1

11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

12

Загадки – смекалки

1

13

Игра «Знай свой разряд»

1

14-15

Практикум «Подумай и реши»

2

16

Задачи с изменением вопроса.

1

17-18

Проектная деятельность «Газета любознательных»

2

19-20

Решение нестандартных задач.

2

21-22

Проектная деятельность «солнце – обыкновенный жёлтый шарик»

2

23-24

Математические горки

2

25

Наглядная алгебра

1

26

Решение логических задач

1

27

Игра «У кого какая цифра»

1

28

Знакомьтесь: Архимед!

1

29-30

Задачи с многовариантными решениями

2

31-32

Знакомьтесь: Пифагор!

2

33

Математический КВН.

1

Итого – 33 часа

2 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Геометрические упражнения

1

2-3

Проектная деятельность «Великие математики»

2

4

Упражнения в черчении на нелинованной бумаге

1

5

Игра «Удивительный квадрат»

1

6

Преобразование фигур на плоскости

1

7

Задачи – смекалки

1

8

Симметрия фигур

1

9-10

Соединение и пересечение фигур

2

11

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

12-13

Проектная деятельность «Московский Кремль»

2

14-15

Объём фигур

2

16

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

17

Конструирование предметов из геометрических фигур

1

18

Открытие нуля

1

19-20

Учимся решать задачи на противоречия

2

21

Игра «Гонки за лидером: меры в пословицах»

1

22-23

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»

2

24

Экскурсия в компьютерный класс

1

25-26

Компьютерные математические задачи

2

27-30

Конкурс знатоков

4

31-32

Учимся комбинировать элементы знаковых систем

2

33-34

Задачи с многовариантными решениями

2

Итого – 34 часа

3 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Математика – это интересно. Решение нестандартных задач

2

3

Танграм: древняя китайская головоломка

1

4-5

Проектная деятельность «Природное сообщество - аквариум»

2

6

Игра с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части.

1

7

Волшебная линейка. История возникновения линейки

1

8

Игра «Задумай число»

1

9

Конструирование многоугольников из деталей квадрата

1

10

Игра – соревнование «Весёлый счёт»

1

11-12

Проектная деятельность «Газета умников и умниц»

2

13-15

Весёлая геометрия. Решение задач

3

16

Построение математических пирамид

1

17-18

«Спичечный конструктор». Построение конструкции по заданному образцу.

2

19-20

Задачи - смекалки

2

21

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конструкции

1

22

Математические игры «Построение математических пирамид»

1

23

Числовые головоломки

1

24

Уголки. Составление фигур из 4,5,6,7 уголков по образцу и собственному замыслу

1

25

Игра в магазин. Монеты.

1

26-27

Конструирование фигур из деталей танграма

2

28-29

Секреты задач. Решение задач разными способами

2

30

Числовые головоломки

1

31-33

Создание мини – альбома «Узоры геометрии»

3

34

Проектная деятельность «Великие математики»

1

Итого – 34 часа

4 класс – 34 часа

Наименование разделов и основных тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Любителям математики. Турнир смекалистых

1

2-3

Волшебный круг. Правила сравнения дробей

2

4-5

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

2

6

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами

1

7

Закономерности в числах и фигурах

1

8-10

Проектная деятельность «Трудолюбивые пчёлы»

3

11

Магические квадраты

1

12

Волшебный квадрат

1

13

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

1

14-15

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

2

16

Поиск альтернативных способов действий

1

17-18

Проектная деятельность «Газета эрудитов»

2

19

Задачи – тесты. Блиц - турнир

1

20-22

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров.

3

23

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число

1

24

Математические головоломки

1

25

Задачи – тесты. Блиц - турнир

1

26

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных данным

1

27

Из истории чисел. Применение различных чисел в современной жизни

1

28

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

1

29-30

Проектная деятельность «Волшебный круг»

2

31

Путешествие по числовому лучу.

1

32

Игра «Морской бой»

1

33

Графы на плоскости

1

34

Смотр знаний

1

Итого – 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков

В рабочей программе представлены:  календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...

рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Данная программа разработана для занятий с детьми младшего школьного возраста с целью изучения флоры и фауны Саратовской области, развития творческой личности, воспитания  гуманного отношения к п...

Рабочая программа по предмету "Мир вокруг нас" 3 класс по учебнику А. А. Плешакова

Рабочая программа составлена по программе "Школа России" к учебнику А. А. Плешакова....

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" для 3- 4 классов...