Открытый урок по математике по теме: «Конкретный смысл действия умножения»
план-конспект урока по математике (2 класс)

Лукьянова Татьяна Владимировна

 

Урок математики во 2 классе

УМК «Школа России»

Учебник М.И. Моро «Математика» (часть 2)

Тема: «Конкретный смысл действия умножения»

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний

 

Цели:

 1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; формировать умения решать задачи;  совершенствовать вычислительные навыки;

2) развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;

3) воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

 

Образовательные ресурсы:

 учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс (2 часть),

 проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями

 

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные

научатся: сравнивать числовые выражения  по возможности замены их на новый вид действия; определять способ записи действия умножения; заменять сложение одинаковых слагаемых на умножение.

Метапредметные

Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

Методы и формы обучения:

Объяснительно - иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

 

Ход урока

 

1. - Сегодня у нас необычный урок математики.  У нас гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с  гостями.

- Садитесь. Настроимся на интересные математические открытия, дружную работу на уроке  и с хорошим настроением начнем урок. Он пройдет у нас под девизом «У нас всё получится!» Чтобы получить хорошие результаты, надо повторить пройденный материал.

2. Устный счет

- Назови пропущенные числа. 10  8  6 _ 2  0;        15  11  7 _  (слайды)

На кормушке сидело 4 снегиря, к ним прилетели еще 3 синицы. Сколько птиц стало на кормушке?

- На сколько снегирей меньше, чем синичек?

Положите перед собой 3 палочки.  Какую геометрическую фигуру можно построить? Постройте треугольник. Возьмите еще одну палочку.

- Положите ее так, чтобы получилось 2 треугольника.  (Проверка на слайде, светофор)

Устный счет 2  (работа с цифровым пособием)

Найдите сумму чисел 3 и 4. (7)

Уменьшите 10 на 2. (8)

Увеличьте 4 на 2. (6)

1 слагаемое - 5, 2 слагаемое – такое же. Чему равна сумма? (10)

imageimageimageУ доски 2 ученика. 1)         +        = 6                             10 -       =7

imageimageimage                                               +        = 8                             8 -        = 5

imageimageimage                                               +        =9                               9 -        = 6

Оцените задание с  помощью светофора.

На какие группы можно разделить равенства?  (Равенства на сложение и  равенства на вычитание)

Как называются числа при сложении? (1СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

- Какое свойство сложения вам известно?

 (От перестановки слагаемых значение суммы не меняется)

Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины «слагаемое» и «сумма» Как еще можно прочитать?

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о сложении? (нет)

- Предположите, могут ли быть связаны между собой сумма и слагаемые? (да)

- А мы уже знаем, как именно связаны сумма и слагаемые?

-Мы сделали первый шаг к новому математическому открытию – определили вопрос, на который мы пока не знаем ответ.

- Какова же цель нашего урока? Что будем делать на уроке? (решать равенства, задачи, устно считать)

 

- Наша цель - выяснить, как связаны между собой слагаемые и сумма. Откройте учебник на стр. 26 и прочитайте,  правильно ли мы определили тему урока.

(Узнаем,  как связаны между собой сумма и каждое слагаемое)

- Чтобы узнать, как связаны сумма и слагаемые мы  проведём исследовательскую работу.

3. Практическая работа.                                     
–  Положите  4 зеленых  треугольника, рядом 2 синих. Сколько всего треугольников? Как с помощью цифр и математических знаков записать, сколько всего треугольников вы положили? 4 + 2 = 6

-   Как можно прочитать это равенство, используя термины «слагаемое» и «сумма»?
-  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой  все зеленые треугольники.

-  Что осталось? (синие треугольники)

-  Сколько их? (2)                                                                                                                                                                                 

-   Как получили число 2?  6 – 4 = 2

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

– Что такое 6 в первом примере? 4? 2?
– Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур?  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все синие фигуры. Что осталось? Сколько их? (4) Как получили число 4? 6 – 2 = 4
–  Как называется число  6 в первом примере? 4? 2?
– Рассмотрите все три примера. Что заметили?

4+2=6

6-4=2

6-2=4

 (6 - это 4 и 2. Из первого равенства получили второе и третье равенства: из суммы 6 вычли  первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 2; из суммы 6 вычли второе слагаемое 2 и  получили первое слагаемое 4)

- Какой можно сделать вывод?  Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

Да. Сумма и слагаемые связаны между собой.

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

4. Учебник,  стр. 26 №1.

– Рассмотрите  первую полку. Как получили первое равенство? Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего? 3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова «1 слагаемое»,  «2 слагаемое»,  «сумма»
– Рассмотрите второй рисунок. Как получили второе равенство?  Было 5 чашек. Какие чашки  и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили? 5 – 3 = 2 – Прочитайте равенство, используя слова «1 слагаемое»,  «2 слагаемое»,  «сумма»
– Рассмотрите третий рисунок. Как получили третье равенство?  Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3

– Прочитайте равенство, используя слова «1 слагаемое»,  «2 слагаемое»,  «сумма»
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

5.Открыть тетради. Записать число.

Чистописание. 7   2  9 (на доске) Перечислите числа. Дайте характеристику каждому числу. Назовите соседей числа 7, 2, 9. Прописать числа до конца строки по заданному образцу.

Какое выражение можно составить с этими числами?

Выражение: 7+2=9 (записать его)

Проблемный вопрос.

Можно ли не считая, а используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание?

-  Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению (9 - 7=2 и 9 - 2=7)

-  Как мы их получили? Что такое число 9? Значит: из суммы 9 вычли 1 слагаемое 7, получили 2 слагаемое 2.

Из суммы 9 вычли 2 слагаемое 2, получили  1слагаемое 7.

-  Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение (2)? Запишите их.

Проверка работы (хожу по рядам, посадка)

– Как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?                                                                       

Физминутка.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Встали, сели, встали, сели,

И друг друга не задели. (Приседания.)

Мы немножко отдохнем и опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

6. № 3 в учебнике.

- Закончите предложения. Работаем в парах. Один ученик  читает начало предложения, другой заканчивает, затем наоборот. Не забывайте о том,  что надо помогать друг другу, и тогда у вас всё  получится.

Проверяем, как вы поработали в парах. (1-2 пары: ответы)

Оцените своего соседа по парте:

Молодец, ты все ответил правильно;

Ты еще  немного ошибаешься,  нужна помощь учителя.

Вывод: Мы поняли, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение.
–  Давайте попробуем рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то… получится 2 слагаемое.
Чтобы найти 1 слагаемое, надо…из суммы вычесть 2  слагаемое.

7. Самостоятельная работа на  листочках.  Стр. 14 (№2)

-Положите перед собой распечатанные листочки. Выполнить  задание самостоятельно по рядам. Проверка

8.Физминутка для глаз.

Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз,
И с него свалилась вниз.

9. Работа по учебнику. №4 (1) (с. 26).

Вспомним составные части задачи

 (условие, вопрос, схема, решение, ответ)

Прочитайте задачу. О чем она?  (о ложках)

Сколько ложек было сначала? (10)

Сколько ложек взяли? (4)

Прочитайте вопрос. Каким действием  мы найдем,  сколько ложек стало? (вычитанием) Почему? (Взяли, стало меньше) Какое решение запишем?

Запишите решение задачи. Напишите ответ задачи.

 (Учащиеся, справившиеся с решением задач быстрее остальных, дополнительно выполняют задание на полях.)

-  Какое математическое открытие мы сегодня сделали  на уроке? (слагаемые и сумма связаны между собой сложением и вычитанием) Как этот закон нам может помочь? Можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение.

9. Рефлексия.

А теперь оцените свои достижения при помощи светофора.

- Кто доволен своей работой и все было понятно, поднимите зелёный смайлик.

- Кому было трудно работать на уроке,  нужна помощь, поднимите красный смайлик.

На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.  Молодцы!                                         

 

                                                                                                                                         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_vo_2_klasse.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе

УМК «Школа России»

Учебник М.И. Моро «Математика» (часть 2)

Тема: «Конкретный смысл действия умножения»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели:

 1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; формировать умения решать задачи;  совершенствовать вычислительные навыки;

2) развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;

3) воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

Образовательные ресурсы:

 учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс (2 часть),

 проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями

Планируемые образовательные результаты:

Предметные 

научатся: сравнивать числовые выражения  по возможности замены их на новый вид действия; определять способ записи действия умножения; заменять сложение одинаковых слагаемых на умножение.

Метапредметные 

Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения:

Объяснительно - иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

Ход урока

1. - Сегодня у нас необычный урок математики.  У нас гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с  гостями.

- Садитесь. Настроимся на интересные математические открытия, дружную работу на уроке  и с хорошим настроением начнем урок. Он пройдет у нас под девизом «У нас всё получится!» Чтобы получить хорошие результаты, надо повторить пройденный материал.

2. Устный счет

- Назови пропущенные числа. 10  8  6 _ 2  0;        15  11  7 _  (слайды)

На кормушке сидело 4 снегиря, к ним прилетели еще 3 синицы. Сколько птиц стало на кормушке?

- На сколько снегирей меньше, чем синичек?

Положите перед собой 3 палочки.  Какую геометрическую фигуру можно построить? Постройте треугольник. Возьмите еще одну палочку.

- Положите ее так, чтобы получилось 2 треугольника.  (Проверка на слайде, светофор)

Устный счет 2  (работа с цифровым пособием)

Найдите сумму чисел 3 и 4. (7)

Уменьшите 10 на 2. (8)

Увеличьте 4 на 2. (6)

1 слагаемое - 5, 2 слагаемое – такое же. Чему равна сумма? (10)

У доски 2 ученика. 1)         +        = 6                             10 -       =7

                                               +        = 8                             8 -        = 5

                                               +        =9                               9 -        = 6

Оцените задание с  помощью светофора.

На какие группы можно разделить равенства?  (Равенства на сложение и  равенства на вычитание)

Как называются числа при сложении? (1СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)

- Какое свойство сложения вам известно?

 (От перестановки слагаемых значение суммы не меняется)

Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины «слагаемое» и «сумма» Как еще можно прочитать?

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о сложении? (нет)

- Предположите, могут ли быть связаны между собой сумма и слагаемые? (да)

- А мы уже знаем, как именно связаны сумма и слагаемые?

-Мы сделали первый шаг к новому математическому открытию – определили вопрос, на который мы пока не знаем ответ.

- Какова же цель нашего урока? Что будем делать на уроке? (решать равенства, задачи, устно считать)

- Наша цель - выяснить, как связаны между собой слагаемые и сумма. Откройте учебник на стр. 26 и прочитайте,  правильно ли мы определили тему урока.

(Узнаем,  как связаны между собой сумма и каждое слагаемое)

- Чтобы узнать, как связаны сумма и слагаемые мы  проведём исследовательскую работу.

3. Практическая работа.                                     
–  Положите  4 зеленых  треугольника, рядом 2 синих. Сколько всего треугольников? Как с помощью цифр и математических знаков записать, сколько всего треугольников вы положили? 4 + 2 = 6

-   Как можно прочитать это равенство, используя термины «слагаемое» и «сумма»?
-  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой  все зеленые треугольники.

-  Что осталось? (синие треугольники)

-  Сколько их? (2)                                                                                                                                                                                  

-   Как получили число 2?  6 – 4 = 2

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

– Что такое 6 в первом примере? 4? 2?
– Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур?  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все синие фигуры. Что осталось? Сколько их? (4) Как получили число 4? 6 – 2 = 4
–  Как называется число  6 в первом примере? 4? 2?
– Рассмотрите все три примера. Что заметили?

4+2=6

6-4=2

6-2=4

 (6 - это 4 и 2. Из первого равенства получили второе и третье равенства: из суммы 6 вычли  первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 2; из суммы 6 вычли второе слагаемое 2 и  получили первое слагаемое 4)

- Какой можно сделать вывод?  Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

Да. Сумма и слагаемые связаны между собой.

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

4. Учебник,  стр. 26 №1.

– Рассмотрите  первую полку. Как получили первое равенство? Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего? 3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова «1 слагаемое»,  «2 слагаемое»,  «сумма»
– Рассмотрите второй рисунок. Как получили второе равенство?  Было 5 чашек. Какие чашки  и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили? 5 – 3 = 2 – Прочитайте равенство, используя слова «1 слагаемое»,  «2 слагаемое»,  «сумма»
– Рассмотрите третий рисунок. Как получили третье равенство?  Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3

– Прочитайте равенство, используя слова «1 слагаемое»,  «2 слагаемое»,  «сумма»
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

5.Открыть тетради. Записать число.

Чистописание. 7   2  9 (на доске) Перечислите числа. Дайте характеристику каждому числу. Назовите соседей числа 7, 2, 9. Прописать числа до конца строки по заданному образцу.

Какое выражение можно составить с этими числами?

Выражение: 7+2=9 (записать его)

Проблемный вопрос.

Можно ли не считая, а используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание?

-  Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению (9 - 7=2 и 9 - 2=7)

-  Как мы их получили? Что такое число 9? Значит: из суммы 9 вычли 1 слагаемое 7, получили 2 слагаемое 2.

Из суммы 9 вычли 2 слагаемое 2, получили  1слагаемое 7.

-  Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение (2)? Запишите их.

Проверка работы (хожу по рядам, посадка)

– Как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?                                                                        

Физминутка.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Встали, сели, встали, сели,

И друг друга не задели. (Приседания.)

Мы немножко отдохнем и опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

6. № 3 в учебнике.

- Закончите предложения. Работаем в парах. Один ученик  читает начало предложения, другой заканчивает, затем наоборот. Не забывайте о том,  что надо помогать друг другу, и тогда у вас всё  получится.

Проверяем, как вы поработали в парах. (1-2 пары: ответы)

Оцените своего соседа по парте:

Молодец, ты все ответил правильно;

Ты еще  немного ошибаешься,  нужна помощь учителя.

Вывод: Мы поняли, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение.
–  Давайте попробуем рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то… получится 2 слагаемое.
Чтобы найти 1 слагаемое, надо…из суммы вычесть 2  слагаемое.

7. Самостоятельная работа на  листочках.  Стр. 14 (№2) 

-Положите перед собой распечатанные листочки. Выполнить  задание самостоятельно по рядам. Проверка

8.Физминутка для глаз.

 Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз.
Чуть присела на карниз,
И с него свалилась вниз.

9. Работа по учебнику. №4 (1) (с. 26).

Вспомним составные части задачи

 (условие, вопрос, схема, решение, ответ)

Прочитайте задачу. О чем она?  (о ложках)

Сколько ложек было сначала? (10)

Сколько ложек взяли? (4)

Прочитайте вопрос. Каким действием  мы найдем,  сколько ложек стало? (вычитанием) Почему? (Взяли, стало меньше) Какое решение запишем?

Запишите решение задачи. Напишите ответ задачи.

 (Учащиеся, справившиеся с решением задач быстрее остальных, дополнительно выполняют задание на полях.)

-  Какое математическое открытие мы сегодня сделали  на уроке? (слагаемые и сумма связаны между собой сложением и вычитанием) Как этот закон нам может помочь? Можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение.

9. Рефлексия.

А теперь оцените свои достижения при помощи светофора.

- Кто доволен своей работой и все было понятно, поднимите зелёный смайлик.

- Кому было трудно работать на уроке,  нужна помощь, поднимите красный смайлик.

На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.  Молодцы!                                          

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цель урока: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; разви...

Конспект урока по математике на тему: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление» 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление»Цель урока: продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения; совершенство...

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" (2 класс, УМК "Школа России")

Цель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых.Планируемые результаты:Личностные: работать самостоятельно, фронтально, в парах;формулировать и аргументирова...

Урок математики во 2 классе УМК «Школа России» Учебник М.И. Моро «Математика» (часть2) Тема: «Конкретный смысл действия умножения» + презентация

Тип урока: Урок открытия новых знаний Цели: 1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; формировать...

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения".

Подробный конспект и презентация к уроку по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения"....

Технологическая карта урока по математике по теме "Конкретный смысл действия умножения"

Сформировать представление о новом арифметическом действии -умножении, раскрыть его смысл,как сложение одинаковых слагаемых....