Конспект урока по математике на тему "Приемы письменного сложения и вычитания" УМК "Школа России"
презентация к уроку по математике (3 класс)

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы письменного сложения и вычитания Выполнила : Якушова Г.Ю. учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №45 г.Челябинска » 2020г.

Слайд 2

Актуализация знаний и мотивация 34+45 = 76-56 = 67+22= 340+450= 760-560= 670+220= 345+457 = 761-543 = 678+225 =

Слайд 3

Целеполагание, постановка проблемы Тема: «Приёмы письменного сложения и вычитания» Цель: научиться письменным приемам сложения и вычитания .

Слайд 4

Поиск путей решения проблемы 678 225 + 903 218 - 761 543

Слайд 5

Алгоритмы письменных приёмов сложения и вычитания трехзначных чисел Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами. Складываю единицы Складываю десятки Складываю сотни Читаю ответ начиная с сотен. Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами. Вычитаю единицы Вычитаю десятки Вычитаю сотни Читаю ответ начиная с сотен.

Слайд 6

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний 208 629 + 837 837 208 - 629 356 238 - 118 118 238 + 356 846 37 - 809 809 37 + 846

Слайд 7

Систематизация знаний 1. С какими письменными приемами познакомились? 2. Назовите алгоритм письменных приёмов сложения. 3. Назовите алгоритм письменных приёмов вычитания.

Слайд 8

Рефлексия учебной деятельности Знаю… Понимаю… Умею…



Предварительный просмотр:

Дата: 08.06.2020        ФИО учителя: Якушова Г.Ю.

Школа: МБОУ СОШ №45        

Класс: 3 « Г »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Приёмы письменного сложения и вычитания».

Цели деятельности учителя:

- создание условий для закрепления знаний приемов письменных вычислений;

- развитие вычислительных навыков, умений решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты:

- Предметные:

- знать приемы письменных вычислений;

- уметь выполнять проверку арифметических действий, решать задачи изученных видов, анализировать и делать выводы.

- Личностные: 

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- положительное отношение к урокам математики;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России. «Просвещение» 2014.

Этап урока

Метод и прием

Хронометраж

Содержание

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: речь

учителя

30 с.

Здравствуйте, ребята.

                           Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять.

Будем правильно считать.

Приветствуют учителя.

Р.: способность к организации своей деятельности

II. Актуализация знаний и

мотивация

Словесный:

беседа

5 мин.

Открыли тетради, записали число.

Математический диктант
Найди произведение чисел 9 и 8.

72 уменьши в 8 раз.

Какое число надо увеличить в 4 раза, чтобы получить 36?

Чему равно частное чисел 81 и 9?

Во сколько раз 56 больше 7?

Делимое 48, частное 8 чему равен делитель?

На сколько 9 меньше 26?

Сумму чисел 26 и 6 увеличь на 7.

От дома до школы 18 м, а от дома до магазина – в 3 раза меньше. Каково расстояние от дома до магазина?

На первом этаже живёт 6 человек, а на втором 24. Во сколько раз на первом этаже жильцов меньше, чем на втором?

(Выполняют взаимопроверку)

Рассмотрите выражения.

34+45=   340+450=   345+457=

76-56=    760-560=    761-543=

67+22=   670+220=   678+225=

Чем отличаются?

Выполните вычисления в первом столбике устно.

Как вычисляли?

Попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике.

Как вы вычисляли?

Попробуйте устно выполнить вычисления в третьем столбике.

Что вы предлагаете?

Записывают число

72

9

9

9

8

6

17

39

6 м

4 раза

В первом столбике примеры на сложение и вычитание двузначных чисел, во втором — трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, в третьем — трехзначных чисел, не оканчивающихся нулями.

Называют ответы:

34+45=79

76-56=20

67+22=89

Единицы складывали с единицами, десятки — с десятками.

Называют ответы:

340+450=790

760-560=200

670+220=890

Десятки складывали с десятками, сотни — с сотнями.

Учащиеся пробуют и приходят к выводу, что выполнить такие вычисления устно трудно.

Такие примеры нужно решать письменно, в столбик.

Р.: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий); умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений).

 П.: умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям).

III.Постановка

учебной задачи

Словесный:

беседа

1 мин.

Кто догадался, какая тема урока?

Сформулируйте цели.

Тема: «Приёмы письменных вычислений»

Цели:

- Научиться письменным приемам сложения.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

IV. Включение

в систему

знаний

5 мин.

Фронтальная работа

Прочитайте объяснение на странице 70 (вслух 1 ученик)

Что сказано?

Кто попробует решить первый пример у доски с объяснением?

-Кто готов прокомментировать следующий пример?

-Верно! Кто желает разъяснить следующий пример?

- Молодцы! Вы отлично поработали!

Читают объяснение

Что сложение трехзначных чисел нужно выполнять столбиком и выполнять действия поразрядно, то есть начинаем складывать с первого разряда (единиц)

345

+ 457

   802

Сначала складываю ед.

5 ед.+7 ед. будет 12 ед., 2 ед. пишу под ед., 1 запоминаю

Теперь складываю десятки.

4 дес.+5 дес. Будет 9 дес., т.к. есть 1 дес. , то прибавляю его к 9 дес.+ 1 дес.=10 дес. Пишу 0 под дес., 1 запоминаю

Складываю сотни.

3 сот.+4 сот. будет 7 сот., у нас есть еще 1 сот., поэтому складываю 7сот.+1 сот.= 8 сот. 8 пишу под сотнями.

Ответ: 802

 761

-543

 218

Начинаю вычитать с ед. Из 1ед. мы не можем вычесть 3ед., занимаем у дес.

11ед.-3ед.=8ед. пишу 8 под ед.

Вычитаю дес. Так как мы заняли у 6 дес. 1 дес. И отдали его ед., то теперь у нас 5 дес. Поэтому вычитаю из 5 дес.-4 дес.=1 дес. Пишу 1 под дес.

Вычитаю сотни.

7 сот.-5 сот=2 сот. Пишу 2 под сот.

Ответ:218

  678

+225

  903

Сначала складываю ед.

8 ед.+5 ед. будет 13 ед., 3 ед. пишу под ед., 1 запоминаю

Теперь складываю десятки.

7 дес.+2 дес. Будет 9 дес., т.к. есть 1 дес. , то прибавляю его к 9 дес.+ 1 дес.=10 дес. Пишу 0 под дес., 1 запоминаю

Складываю сотни.

6 сот.+2 сот. будет 8 сот., у нас есть еще 1 сот., поэтому складываю 8сот.+1 сот.= 9 сот. 9 пишу под сотнями.

Ответ: 903

Л.: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы; самоопределение и смыслообразование.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Р.: способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий); умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений).

 П.: умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действия

Словесный:

вопрос- ответ

10 мин.

Фронтальная работа

Найдите номер 1 на странице 70.

Давайте решим его у доски с объяснением. Можете воспользоваться своими памятками.

Кто объяснит первый пример?

-Кто прокомментирует следующий пример?

-Верно! Оставшиеся примеры решаем самостоятельно в тетрадях, если есть желающие поработать у доски - выходим.

-Молодцы!

Решают упражнение из учебника.

  34

+27

  61

4ед.+7ед.=11ед, 1 пишу под ед., 1 запоминаю. 3дес.+2дес.=5дес., есть еще 1дес., прибавляю его 5дес.+1дес.=6дес.

Ответ:61

  534

+  27

  561

4ед.+7ед.=11ед, 1 пишу под ед., 1 запоминаю. 3дес.+2дес.=5дес., есть еще 1дес., прибавляю его 5дес.+1дес.=6дес.

5 сот. опускаю

Ответ:561

Выполняют оставшиеся примеры, ученики у доски комментируют свои действия.

  534         83       487

+427       -67      -  67

  961        16        420

  483

- 167

  316

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; работа по алгоритму.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

П.: знаково- символическое моделирование; поиск и выделение необходимой информации; применять базовые знания для решения конкретной проблемы; строить логическую цепь рассуждений.

Динамическая пауза

1 мин.

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стана, а там окно,

Это знаем мы давно.

Головой теперь вращаем

Вправо-влево. А потом-

Три-четыре приседаем,

Мы размяться всем успели

И на место снова сели.

Повторяют движения

Р.: мобилизция сил, саморегуляция

Практический: решение задачи

 10 мин.

-Найдите №4 настр.70

-Прочитайте задачу вслух. Читайте вдумчиво и внимательно.

О чём эта задача?

Что известно?

Посмотрите чего не хватает?

Кто может составить вопрос?

Давайте составим краткую запись.

Какие ключевые слова будем использовать?

Открытый- 36

Искус. Льдом-?, в 9 раз меньше

Мы можем сразу ответить на этот вопрос? Почему?

Что нужно сделать?

Записываем ответ.

№ 8 стр.70

Прочитайте задачу.

Что сказано?

Что нужно найти?

Как нужно решить эту задачу?

Составим краткую запись:

Юра- 10 лет

Мама-?, на 26 лет старше

Папа-?, на 7 лет старше

Кто сможет записать решить задачу одним действием?

-Отлично!

Читают задачу

О катках

Что зимой в городе было 36 открытых катков, а катков с искусственных льдом в 9 раз меньше.

Вопроса задачи

На сколько больше в городе было открытых катков, чем катков с искусственным льдом?

Открытый и искусственным льдом

Нет, потому что мы не знаем сколько катков с искусственным льдом.

1)36:9=4(к.)- катков с искусственным льдом.

2)36-4=32 (к.)- открытых катков больше, чем катков с искусственным льдом.

Ответ: на 32 больше.

Читают задачу

Юре 10 лет, мама старше Юры на 26 лет, папа старше мамы на 7 лет.

На сколько лет папа старше Юры?

Одним действием

(10+26+7)-10=33(года)- отец старше Юры

Ответ: на 33 года

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; работа по алгоритму.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.

П.: знаково- символическое моделирование; поиск и выделение необходимой информации; применять базовые знания для решения конкретной проблемы; строить логическую цепь рассуждений.

 Практический: письменное задание

5 мин.

Самостоятельно выполняем №2. Трое у доски.

Кто закончил руку на локоток

Кто нашел ошибку?

Молоды, садитесь.

Выполняют самостоятельно упражнение.

 208              837

+629            -208

  837              629

  356              118

-238            +238

 118              356

  846             809

-  37            +37

 809             846

Р.: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений); умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

Практический: письменное задание

3 мин.

Решите в тетрадях ребус, который дан на полях учебника.

Решают ребус

  253       296

+ 76       -278

  329         18

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

Домашнее задание

Откройте дневники, отметьте у себя, что домашнее задания у вас в карточках, которые я сейчас вам раздам. Работать будете прямо в самих карточках, их не забудьте подписать, на следующий урок я соберу их и проверю.

Записывают домашнее задание.

VIII.Рефлексия

Деятельности

Словесный: вопрос- ответ

1 мин.

Давайте с вами вспомним, что мы сегодня отрабатывалина уроке?

Достигли ли мы цели, которые поставили?

Оцените свою работу и работу товарища.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность и деятельность товарища на уроке.

Р.: анализировать собственную работу.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике «Устные и письменные приемы сложения и вычитания , нумерация чисел»

Конспект урока по математике «Устные и письменные приемы сложения и вычитания , нумерация чисел»...

Конспект урока по математики на тему "Письменные приемы сложения и вычитания" 2 класс

Конспект урока по математики на тему  "Письменные приемы сложения и вычитания" 2 класс...

Конспект урока по математике на тему «Письменные приёмы сложения и вычитания » (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся навыка сложения и вычитания пределах 1000, формировать навык работы по алгоритму «письменное сложение и вычитание»;Пл...

Конспект урока по математике на тему «Письменные приёмы сложения и вычитания» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся навыка сложения и вычитания пределах 1000 переходом через десяток,  формировать навык работы по алгоритму «письменное ...

Конспект урока по МАТЕМАТИКЕ на тему: «Табличное сложение». (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по МАТЕМАТИКЕ на тему: «Табличное сложение». (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по математике. Тема: "Алгоритм письменного сложения в пределах 1000" (3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование навыка сложений чисел в пределах 1000Планируемые результаты:Предметные:знатьалгоритмписьменного сложения в пределах 1000;уметь выполнять сложения в пределах 1000...

Конспект урока по математике Тема: «Алгоритм письменного сложения в приделах 1000»

Цель деятельности учителя: -знакомство с алгоритмом сложения трехзначных чисел;-закрепление устных вычислительных навыков, умений решать задачи;Планируемые результаты:...