Конспект урока "Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Клоченко Руфия Ергалиевна
Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-1_chast_3_urok_11.docx440.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 11 (ПСЗ)

Тема: «Уравнение. Решение уравнений вида х + а = б».

Основные цели

Метапредметные

Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.

Предметные

1) Сформировать представление о понятии «уравнение», «корень уравнения», умение решать уравнения указанного вида на основе правила нахождения части.

2) Тренировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9, умение решать составные задачи на нахождение целого.

  • Вариант проведения урока
  • Оборудование

1) Эталоны с уроков курса «Мир деятельности»

2) Демонстрационные материалы

Д−11.1 Эталон «Отрезок и его части».

Д−11.2 Карточка с изображением отрезка для задания на этапе актуализации.

Д−11.3 Примеры с «окошками» для задания на этапе актуализации знаний.

Д−11.4 Образец выполнения задания в парах.

Д−11.5 Образец выполнения самостоятельной работы.

3) Раздаточные материалы:

Р−11.1 Карточка с заданием на пробное действие.

Р−11.2 Карточка для групповой работы.

4) Презентация к уроку 11: слайды 1−11.

5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 3).

6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 3).

  • Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • На доске (Слайд 2) вывешены картинки с изображением шагов учебной деятельности.

         

− Ребята, что вы видите на доске? (На доске расположены шаги первого этапа учебной деятельности.)

− Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Будем открывать что-то новое.)

− Какое главное умение вы развиваете на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.)

− Сегодня вы продолжите работать с числами. Как вы думаете, зачем на доске зафиксированы эти шаги? (Мы должны постараться сами открыть новое знание.)

− Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • На доске все эталоны, которые будут использоваться при выполнении заданий на актуализации знаний.
  • На доске карточка с изображением отрезка (Д−11.2 или Слайд 3).

 Перед вами отрезок. Необходимо составить все возможные равенства.

  • Учащиеся работают самостоятельно на планшетках.

 Покажите свои результаты.

  • Учитель проверяет выполнения задания, если кто-то из учащихся допустил ошибки, то необходимо попросить этих учащихся объяснить, как они получили свой вариант и, каким эталоном пользовались при выполнении задания.

 Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)

 А сейчас, я вам предлагаю потренироваться в умение считать.

  • Учитель открывает на доске задание (Д−11.5 или Слайд 4).

 Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов не известен.)

 Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».)

 Вставьте числа в «окошки».

  • Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводиться фронтально. Пример комментирования:

 Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2.

  • Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров.

 Чем вы пользовались, когда подбирали число? (Составом чисел 1-9.)

  • Учитель убирает с доски все решенные примеры, кроме первого.

 Ребята, как вы думаете, удобно ли всегда на месте отсутствующего компонента рисовать «окошко». (Нет.)

 В математике принято вместо «окошка» писать буквы латинского алфавита.

  • Учитель стирает в примере «окошко», а на его месте записывает букву х.

 Это буква «икс». Произнесите все вместе хором.

 Какое равенство у вас получилось? Кто может прочитать?

  • Несколько учащихся вслух читают получившееся равенство.

 Это равенство получило специальное название – «уравнение».

 Уточним, что же такое «уравнение». (Это равенство, в котором один компонент не известен, он обозначен буквой латинского алфавита.)

 Как вы думаете, что, значит, решить уравнение? (Найти неизвестный компонент.)

 Верно, это число еще называют «корень уравнения».

 Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению уравнений.)

  • Учитель открывает тему урока.
  • Macintosh HD:Users:ag:Desktop:Manual Yuventa:Android:Screenshot_2015-01-17-13-32-04.pngМожно дать прослушать аудио файл на стр. 48 ЭФУ.

 Давайте потренируемся решать уравнения, находить корень уравнения.

 Откройте учебники на стр. 22, найдите № 1.

  • Задание решается фронтально у доски способом подбора.

 Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, узнали, что называют уравнением, потренировались решать уравнения.)

 Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)

 Сейчас я вам предложу новое задание, как вы его называете? (Пробное задание.)

 Почему оно так называется?

Задание на пробное действие.

 Достаньте карточку для пробного действия.

  • Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия (Р−11.1 или Слайд 5).

 Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)

 Что нового в этом задании? (Пока не знаем, так как похожие мы решали.)

 Решите это уравнение за 10 секунд.

  • Для выполнения этого задания учитель ограничивает время. Это делается для того, чтобы учащиеся не смогли правильно подобрать ответ.

 У кого нет ответа?

 О чём говорит ваш результат? (Мы не смогли решить уравнение.)

 Покажите ответы, у кого они есть. Каким эталоном вы пользовались при решении уравнений?

 В чем у вас затруднения? (Мы не можем назвать, каким эталоном пользовались, не можем обосновать свой результат.)

3. Выявление места и причины затруднения.

 Что надо сделать? (Остановиться и подумать.)

 А как вы будете это делать? (Мы разберёмся, почему возникло затруднение.)

 Какое задание вы выполняли? (Решали уравнение.)

 Каким способом вы пытались найти решение? (Способом подбора.)

 Чем же это уравнение отличается от предыдущих? (Неудобно подбирать неизвестный компонент.)

 Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)

 Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)

4. Проблемное изложение нового знания.

 Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ решения уравнений.)

 Какой компонент неизвестен в этом уравнении? (Неизвестно слагаемое, часть.)

 Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».)

 Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)

 Составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.)

 Какой будет следующий шаг? (Решим уравнение.)

 Какой будет третий шаг? (Проанализируем наши действия, сформулируем способ.)

 Я предлагаю поработать вам в группах.

 Выполните в группах первый и второй пункты плана.

  • Ответственные от каждой группы получают листы (Р−11.2), на которых будет выполняться указанные пункты плана.

  • При применении правила, учащиеся могут воспользоваться волшебными нитями.

 Какие результаты у вас получились?

  • На доске выставляются результаты работы групп.

 Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать часть, нужно из целого вычесть известную часть.)

 Чему равна неизвестная часть?

 В какой группе были допущены ошибки?

  • Проводиться рефлексия результатов.

 Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.)

 Какое уравнение вы решали? (Уравнение, в котором неизвестна часть.)

 Что необходимо выполнить сначала? (Определить, какой компонент неизвестен.)

 Чтобы было удобно, я предлагаю прямо в уравнении выделять «части» и «целое».

  • Учитель на доске записывает уравнение в общем виде, выделяет на нем «части» и «целое».

 Что в данном виде уравнения неизвестно? (Неизвестна «часть».)

 Что необходимо сделать? (Применить правило нахождения части: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть.)

  • Учитель записывает это правило в общем виде. В итоге получается эталон (Слайд 6).

 Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.)

  • Учитель раздает учащимся эталоны к уроку 11.
  • Проводиться сравнение эталона. Учитель обращает внимание детей на определение понятия «уравнение», на предлагаемый эталон решения уравнения вида х + а = б. Обращается внимание детей на наличие отрезка и записи правила в буквенном виде. Необходимо проговорить будет ли меняться правило решения уравнения, если не известна вторая часть (второе слагаемое). При этом на уроке может быть оставлен эталон, составленный совместно с учащимися. Важно обратить внимание на план комментирования решения уравнения.
  • Учитель может подготовить эталон на доску.

 Что вам позволяет «открытый» способ? (Решать уравнения данного вида.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

− Что теперь нам надо сделать? (Научиться пользоваться новым знанием.)

− Откройте в учебнике № 3 (первые уравнения в первом и во втором столбце) на стр. 22|50 (У|ЭФУ) .

  • Уравнения решаются на доске с комментированием, учащиеся работают в своих тетрадях.
  •  Результаты выполнения дополнительного задания учащиеся могут проверить по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания).

 Далее я вам предлагаю остальные уравнения решить в парах.

  •  Результаты выполнения дополнительного задания учащиеся могут проверить по ЭФУ (вызов всплывающего окна с образцом выполнения задания) или по образцу (Д−11.4 или Слайды 8-9).

 Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.)

 Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

 Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем решать уравнения.)

 Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

 Откройте рабочие тетради на стр. 14, № 2 и решите предложенные уравнения.

  • На выполнение задания отводится 5 минут.

 Проверьте.

  • Учитель открывает на доске образец для самопроверки (Д−11.5 или Слайды 11-12).

  • Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.

 У кого есть ошибки? В чем они? (...)

 Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении уравнений, в вычислениях.)

 У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

− Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать.)

− Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить № 3, стр. 14 (РТ).

  • Задание выполняется у доски с комментарием.

− Откройте в рабочей тетради № 5, стр. 15 (РТ). Прочитайте задачу.

− Что вам может помочь решить задачу? (Эталон с прошлого урока.)

  • Учащиеся открывают план комментирования задачи (из эталона к уроку 10). Учитель заранее переносит эту задачу на доску.
  • Важно помнить, что необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу задачи.

− Проанализируйте задачу. (В задаче известен объем первого кувшина – 3 л, а объем второго кувшина на 1 л меньше. Необходимо узнать объем двух кувшинов. Чтобы узнать объем обоих кувшинов надо найти сумму объемы первого и второго кувшина. Сделать это не можем, так как не знаем объем второго кувшина.)

− Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем объем второго кувшина, вторым действием ответим на вопрос задачи.)

  • Один из учеников выходит к доске и записывает решение с наименованием и пояснением.


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог.)

− Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что такое уравнение, корень уравнения и узнали способ решения уравнения с неизвестным слагаемым.)

− Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать способ решения уравнений с неизвестным слагаемым («частью»).)

− Достигли ли цели? Докажите.

− Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

  • Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

− Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?

− Какие же трудности у вас еще встречаются?