Урок по математике в 3-м классе "Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.

Задачи:

учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;

развивающая - развивать вычислительные навыки; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать математическую речь;

воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность по отношению к детям с ООП;

здоровьесберегающая - создать на уроке условия для сохранения здоровья детей (динамическая пауза, смена деятельности);

коррекционная - организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока к детям с ООП.

Методические условия:

предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел;

систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.64 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике в 3-м классе "Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные"


Цель: научить выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное.

Задачи:

учебная - формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;

развивающая - развивать вычислительные навыки; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать математическую речь;

воспитательная - воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, доброжелательность по отношению к детям с ООП;

здоровьесберегающая - создать на уроке условия для сохранения здоровья детей (динамическая пауза, смена деятельности);

коррекционная - организовать дифференцированный подход на определённых этапах урока к детям с ООП.

Методические условия: 

предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел;

систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.

Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, карточки - помощники, пирамидка, индивидуальные планшеты

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

-Сегодня у нас очередной предметный день. Тема дня: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги! ».

-Как вы понимаете тему?

-Урок математики проведу у вас я и начнём мы с девиза:

«Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
-Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (
Слайд 3).
Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (
Слайд 4, 5).
-Вы готовы к работе? Тогда в путь.
-Пожелайте друг- другу удачи!

3. Актуализация знаний.

-Напишем в тетрадях: число, классная работа

-Перед вами листы самооценивания. В них за каждый этап урока вы будете ставить себе +/-. Всего 10 этапов. Познакомьтесь с ними. Кому что непонятно?

-Листики эти вложите в свои тетради

1)- Клетку пропускаем вниз.

 - Запишите цифрой сегодняшнее число. (28)

- В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (3)

- Какое число у вас получилось? (283). Что вы о нем можете сказать?

(283 - 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры; в нем 2 сотни 8 десятков 3 единицы).

2) Самостоятельно (по вариантам)

-Пропустим клетку вниз

- Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.

1 в.

В порядке возрастания

2 в.

В порядке убывания

Самопроверка: (на доске)

(слайд 6)

- У кого по-другому?

- Если задание выполнили верно, поставьте  "+" в листках.

Коллективная работа:

-Составьте из данных цифр наибольшее пятизначное и наименьшее пятизначное числа (88832, 22238 )

- Сколько в них сотен? Всего десятков?
- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.
- На  сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 88832-22238)
- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением)

-Выполните сложение рядом
- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )
- Покажите, как это? Умножим наименьшее пятизначное число на 4 (Ребята в столбик записывают пример 22238* 4)

-К доске с обратной стороны 1 ученик, а остальные в тетрадях

-Проверяем. Кто справился, ставьте плюс
- Молодцы, хорошо.
- Так какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?

(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) "+" и "-" 3-значные числа;)

3) Работа по вариантам:

- Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:

I - в. – наименьшее пятизначное число

II - в. –наибольшее пятизначное число

Взаимопроверка:

- Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях "+".

- Кто выполнил работу правильно?

- У кого были ошибки? В чём?

Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания?

(Раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых.)

- Где нам могут пригодиться эти умения?

-Мы знаем, что деление - это действие обратное …умножению.  Поэтому легко будет дальше работать тем детям, которые основательно выучили таблицу умножения.

-Сейчас небольшая работа в группах, которая и покажет знание таблицы умножения и деления.

Работа по группам (взаимопроверка)

Работа с «пирамидками»

А 4 человека поработают индивидуально на карточках.  (Выдать карточки)

1 вариант:

Решите выражения:

140* 5      15*8      900* 4    

27* 3        22*4     47*3

2 вариант:

Решите выражения:

34* 2     300*6     42* 3

56*3      16*5       28* 7      

-Как ребята справились?

-Поставьте + на полях

-Молодцы!

-Задания усложняются!

4) Постановка цели урока.

(слайд 7)

На доске:

800 x 3

200 x 4

234 x 2

468 : 2

600 : 2

693 : 3

- На какие группы можно разбить данные выражения? ("x" и ":" круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).

- Рассмотрите записанные примеры.  Примеры  какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?

(1-го, умеем "x" и ":" круглые 3-значные числа.)

- Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – положите ручки на стол.

(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)

- У кого такие же ответы? Объясните способ решения. Оцените свою работу, если с заданием справились без ошибок.

- Кто выполнил работу правильно?

- У кого были ошибки? В чём?

(слайд 8)

- Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:

(слайд 9)

234 x 2; 468 : 2; 693 : 3

- Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?

1) мы такие не учились решать;

2) "x·" и ":" 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).

- Кто хочет научиться решать такие примеры?

- Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)

(слайд 10)

- Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)

(слайд 11- 12)

4. Операционный этап.

(слайд 13)

-А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно

Работа по рядам

(слайд 9)

1 пример- 1 ряд

2 пример- 2 ряд

3 пример- 3 ряд

Коллективная проверка:

- Проверим, как вы выполнили задание?

- Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):

234 x 2 = (200 + 30 + 4 ) x 2 = 200 x 2 + 30 x 2 + 4 x 2 = 468.

- Кто рассуждал так же?

- Кто по-другому?

- Какая группа объяснит решение 2-го выражения?

(1 ученик от группы у доски):

468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.

- Кто рассуждал так же?

- Кто по-другому?

Итог: - Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:

1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

–Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?
- Нарисуем графическую модель числа 536. (
слайд 14)

- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни.)
- Сколько сотен разделим на 4? (4 сотни.)
- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки.)
- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)
- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? ( Остается один десяток, его добавляем к единицам, получаем 16 единиц. Они все делятся на 4.)
- А как записать то, что мы сделали на рисунке ?
536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134
- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…
- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком)

(слайд14)

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.
- Какой способ самый рациональный?
б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий.
(Слайд 15).

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д.
1.Найти первое неполное делимое.
2.Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.

Алгоритм (слайд 15)

5. Физминутка

6. Контролирующий этап.

- А сейчас вы примените полученные знания на практике.

(слайд 16)

-Работаем в парах, объясняя деление по алгоритму (каждый ученик прокомментирует другому в паре, проговаривая алгоритм).

Самостоятельная работа  (по вариантам)

-Проверьте себя

(слайд 17)

- Кто уже самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?

Чему учились сегодня на уроке? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)

- Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?

1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

7. Решение задачи.

- Прочитайте текст на доске.

(слайд 18)

 -Задача ли это?

"К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?"

- Докажите, что это задача.

- Выделите условие, вопрос.

- Определите тип задачи. (На нахождение частного.)

- Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)

- Назовите числовые данные, что они обозначают?

- Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)

В парах: - Составьте графическую модель решения задачи.

Проверка: (у доски 2 ученика: анализ - синтез)

- Какую схему вы составили?

- У кого другая схема?

http://festival.1september.ru/articles/528299/img1.gif

- Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.

(слайд 19)

Проверкa: - Сколько шаров получилось?

(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))

- Кто решил другим способом?

(321:3+318:3=213(ш)).

- Какой способ рациональный

- Кто решил задачу верно?

- У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?

Вывод: - Какие знания и умения использовали?

1) умения решать текстовые задачи;

2) внетабличное умножение и деление;

3) умение составлять и решать выражения;

4) знание порядка действий в выражениях.

8. Рефлексия.

(слайд 20)

- Какое открытие сделали для себя на уроке?

- Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?

- Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?

1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

- А кто считает, что ему ещё нужна помощь?

9. Оценочный этап.

-Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
-Вспомните, с каких слов мы начали урок?
-Чему научились?
-Довольны ли вы своей работой?
-Откроем учебник на с. 11. Найдём алгоритм деления углом. Давайте проведем проверку:
•Научились находить первое неполное делимое?
•Научились определять количество цифр в частном?
•Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
(Слайд 21).
-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.


10. Домашнее задание. (Слайд 22). 

- Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Варианты д/з:

с. 12 № 5 (3- 4 ст.)

с. 12 № 6

с. 21 № 11

-Запишите по выбору 1 задание.

-Вы поняли, что нужно потренировать дома?
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу!
(Слайд 23).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное» 1

Слайд 2

« Где есть желание, найдётся путь!» 2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

Проверь себя: 1 вариант 238, 283, 328, 382, 823, 832 2 вариант 832, 823, 382, 328, 283, 238 6

Слайд 7

Разбейте выражения на группы: 800* 3 200*4 234* 2 468: 2 600: 2 693:3 7

Слайд 8

800* 3 200* 4 600: 2 8

Слайд 9

234* 2 468: 3 693: 3 9

Слайд 10

Тема: «Деление многозначного числа на однозначное» 10

Слайд 11

Деление многозначного числа на однозначное Цель: Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ -Давайте подумаем, как 536 : 4 11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

∆∆∆∆∆ ∆∆∆ 14 536 536:4= (400+120+16):4= 400:4+ 120:4+ 16:4=134 536:4

Слайд 15

15 1.Начинаю деление со старшего разряда. Определю количество цифр в частном. 2.Первое неполное делимое…, значит в частном будет… цифры. 3.Делю сотни…. Делаю проверку… 4. Делю десятки…. Делаю проверку… 5. Делю единицы…. Делаю проверку…. 6.Читаю ответ: … вычисляю остаток. вычисляю остаток. вычисляю остаток. 536 4 . . .

Слайд 16

Алгоритм действий 1. Найти первое неполное делимое. 2. Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного. 16

Слайд 17

Выполни деление в столбик: 1 вариант: 558: 3 2 вариант: 985: 5 17

Слайд 18

18 _ 558 3 3 186 25 24 18 18 0 _ 985 5 5 197 48 45 35 35 0 Проверь себя!

Слайд 19

19 К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад ?

Слайд 20

1 способ: (321+ 318) :3=213 ( ш .) 2 способ: 321:3+318:3= 213 ( ш .) Решение: 20

Слайд 21

Рефлексия. Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать? Что удалось… - Научились находить первое неполное делимое? - Научились определять количество цифр в частном? - Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном? Надо ещё поработать … 21

Слайд 22

Самооценка учебной деятельности. 22

Слайд 23

Домашнее задание: с . 12 № 5 (3- 4 ст.) с . 12 № 6 с . 21 № 11 23

Слайд 24

Молодцы ! Спасибо за хорошую работу! 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе: «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное в случаях 242 ∙ 4; 968 : 4»

Данный урок формирует умение умножать и делить трехзначные числа на однозначные, находить неизвестный компонент в уравнении путем нахождения частного, отрабатывать умение решать задачи на приведение к...

Урок по математики в 4 классе "Закрепление пройденного.Умножение и деление многозначных чисел на однозначное"

Урок нацелен на закрепление знаний. Программа "Школа России" по учебнику Моро....

Конспект урока математики" Устные приемы умножения и деления трехзначных чисел на однозначные"

Конспект урока математики " Устные приемы умножения и деления трёхзначных чисел на однозначные"...

Карточки по математике "Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное" с ответами

Карточки предназначены для формирования у учащихся навыков письменного умножения и деления трехзначных чисел на однозначное. Применяются как дополнительный материал....

Примеры на умножение и деление трехзначных чисел на однозначное (3–4 класс)

Формирование вычислительных навыков происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений.  Данные примеры нацелены на прочное усвоение порядка действий, сложения и вычитания мн...