Технологическая карта к открытому уроку математики в 3 классе. Тема."Деление с остатком" ФГОС
план-конспект урока по математике (3 класс)

Пиденко Елена Никифоровна

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики, проведённый в 3 А классе МБУ «Школа№21» г.о. Тольятти Самарской области

 г. Тольятти

         Дата:15. 02. 2017 год

          Учитель: Пиденко Елена Никифоровна

Тема урока: Деление с остатком

Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

1.0бразовательные:

•        познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

•        формировать практические навыки деления числа с остатком;

•        продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

•        формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.        Развивающие:

•        развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

•        развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

•        развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.        Воспитательные:

•        в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

        наблюдательности и любознательности;

•        развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

•        Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;

•        Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;

•        Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать, решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

•        Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;        

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Структура урока:

1.        Организационный момент.

2.    Актуализация опорных знаний.

3.        Целеполагание и мотивация.

4.        Первичное усвоение новых знаний.

5.        Осознание и осмысление учебного материала.

6.        Первичное закрепление.

7.        Контроль и самопроверка.

8.    Подведение итогов, рефлексия.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, диск «Академия младшего школьника» - математический экзамен (таблица умножения и деления), аудиозапись с музыкальным сопровождением к физминутке, электронное приложение к уроку, плакатики с названием темы, девизом, наглядный материал, примерами, раздаточный материал, плакат к рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный момент

Сегодня нас ждет путешествие в страну, которой нет на карте. В этой стране мы проведем исследование одной очень важной темы. Это страна - математика. Математика приглашает к себе тех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится вычислений и цифр. Нашим девизом будут слова: «В математику тропинки одолеем без запинки». В пути мы будем помогать друг другу, если появятся трудности

 Я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”.

-        Чем в математике является X ?  

-        Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного. Вам нужно будет выполнять роли:

Экспертов - должны хорошо считать. Инспекторов - проверять, доказывать свою правоту. В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою работу и проставлять на полях вашей тетради знаки самооценки.

Слушают

Отвечают:

-Неизвестным числом, которое надо найти.

Слушают

Личностные:

широкая мотивационная основа

учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности

2. Актуализация опорных знаний.

Повторим правила работы в группах и инструкцию.

Ребята, работаем по группам:

1. Счёт наперегонки. Игра с диска «Академия младшего школьника».      3 группы учащихся решают по- очереди примеры на деление и умножение. Компьютер выставляет оценки и выдаёт дипломы. Фиксируется время.

2. Весёлый арифметический диктант. Вам необходимо быстро решить примеры и проверить представителей команд и себя по доске.

•        Князь Святослав правил Русью 18 лет. Его мать княгиня Ольга правила в 2 раза меньше. Сколько лет правила Русью княгиня Ольга?          (18 : 2 = 9)

•        Птица-портниха шьёт своё гнездо из 9 листиков. Сколько листиков потребуется для трёх гнёзд?

 (9 *3 = 27)

•В Северном Ледовитом океане 10 морей, а в Индийском океане в 2 раза меньше. Сколько морей в Индийском океане?   (10:2 = 5)

•Количество месяцев в году увеличить в 3 раза. Сколько всего месяцев? (12*3=36)

-А теперь найдите ваши ответы на доске и проверьте себя.

-Молодцы. с заданием справились. Самооценка.

3. -Продолжаем работать в парах. На каждой парте карточка с заданием

-Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка.

10,11,12,13,14,15- задание для 1 ряда

Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка

20, 21, 22, 23, 24, 25- задание для 2 ряда

Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка

40, 41, 42, 43, 44, 45 -        задание для 3 ряда

Учитель выслушивает ответы детей

Повторяют правила работы в группе

Работают на электронной доске в группах, ставят в примерах правильные ответы.

Ребята устно решают, записывая в тетрадях только ответы.

1 ученик решает за доской.

Дети проверяют свои ответы, оценивают себя

9,27,5,36

Работают в парах, обводят числа, которые делятся без остатка

Представители групп   озвучивают свои результаты.

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.

3. Целеполагание и мотивация.

Физминутка. Математическая музыкальная гимнастика.

Постановка проблемы.

Выполняя последнее задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока?

Найдете значения этих частных:

15:5     20:5     19:5

-Вы смогли полностью выполнить задание?  

Почему? В чём было затруднение? Чем похожи примеры и чем отличаются?

-Какой возник вопрос?

-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Эксперимент 1:

-Предлагаю такую ситуацию - у меня коробка с 19 карандашами, я её отдаю Кате и предлагаю разделить поровну между пятью учениками.

-Попробуем.

-Разделили?

-Делаем вывод.

- Сколько получит каждый? (по 5)

-Все ли карандаши разделили? (нет)

-Почему оставшиеся карандаши никому не достались? (потому что делили поровну)

-Сколько осталось? (4) Так что такое 4? (остаток)

Давайте запишем это выражение.

-Как вы думаете, а куда записать оставшиеся тетради?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 19: 5 =3 (ост. 4) (уч-ль проговаривает)

-Сколько разделили без остатка? (15) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу умножения)

-Так сколько раз по 5 содержится в 19? (5 ост. 4)

Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

- Так какая тема урока?

На доске вывешивается тема урока:

Деление с остатком

- Умеем ли мы с вами делить?

 -А делить с остатком? (нет)

 -Определите цель:

Вопросы:

-Как разделить число с остатком        ?

-Как найти остаток ?

12:2, 36:6, 24:6, 42:6, 12:3, 20:4, 54:9, 40:4 Упражнения выполняются столько раз, сколько получается в примерах.

Учитель указывает на пример и показывает движение

Дети частично называют тему урока «Деление»

Отвечают на вопросы учителя

-Нет

-19:5

-В примере 19:5 нет такого числа, при умножении которого на делитель

можно получить делимое

-Надо познакомиться с каким-то новым приёмом деления.

Участвуют в эксперименте.

Дети выходят к доске. Один из них раздает тетради товарищам

Отвечают на вопросы

Дети формулируют название темы:

 «Деление с остатком»

Отвечают учителю:

-да

-нет

Определяют цель:

- Научиться выполнять действие деления с остатком.

Отвечают на вопросы

-Найти ближайшее наибольшее число. которое разделится без остатка.

- Из числа вычесть разделившееся

Считают, выполняют соответствующее количество движений.

Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;

Личностные: учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

 Коммуникативные: владение диалогической формой

речи.

Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Эксперимент 2:

-        Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.

Работа в парах: (полоски = 15 см).

Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 4 см содержится в 15?

-        Какое решение запишем? 15:4 = 3 (ост 3)

-        Что в записи означает 15? (делимое), 4? (делитель), 3? (частное),3? (остаток).

-        Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).

Работают в парах, измеряют длину полоски, выполняют деление, отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

5. Осознание и осмысление учебного материала

Практическая работа. №1 –у доски, №2 –у доски с.26

- а сейчас поработаем практически.

 №1-с объяснением. Запись в столбик. Проверка.

Решение задач №2, опираясь на счётный материал.

1. Угостите детей клубникой. Всего 10 ягод. Каждому по 4 ягодки. Сколько детей получат ягоды? Сколько останется?

2. Сорвали 7 цветов. Приготовьте букеты по 3 цветка. Сколько букетов получится? Сколько останется?

3.10 ёлочных игрушек раздали 6 детям. Сколько игрушек получит каждый? Сколько останется?

2 примера дано решить самостоятельно.

Каждый раз заставляет учеников наблюдать над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.

-А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

-Как вы думаете, что нам поможет?

(Алгоритм)        

Памятка

Как разделить число с остатком.

  1. (карточки с алгоритмом розданы детям) Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.
  4. Остаток всегда меньше делителя.
  5. Для проверки правильности выполнения деления с остатком, нужно делитель умножить на частное и к полученному произведению прибавить остаток.

У доски решают примеры, задачу.

Решают. Проверяют. Ставят самооценку.

Наблюдают над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.

Отвечают на вопросы

Читают памятку

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод

6. Первичное закрепле

ние

Физминутка. Релаксация под музыку.

-Какая тема нашего урока?

-Какое открытие вы для себя сделали?

Включает музыку.

 Самостоятельная работа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

27:9=        17:8=        26:13 =

40 : 5 =        22:10=        26 : 5 =

- Сейчас проверим ,как, вы справились с работой.

Отвечают учителю

Дети отдыхают

Решают.

Проверяют товарищей, себя, ставят самооценку.

Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

7. Контроль и самопроверка.

- Радуга. Это капельки дождя, которые отражают солнечный свет. И сейчас мы попробуем установить связь между множеством натуральных чисел и цветами радуги. В этом нам поможет счастливое число 7.

(В таблице каждому числу соответствует цвет радуги)

1

2

3

4

5

6

7

8

к

о

ж

з

г

с

ф

к

Рисунок радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

- А, начиная с числа 8, все цвета повторяются.

https://docviewer.yandex.by/view/0/htmlimage?id=kg00-fyvw9esstbvxnsnkbbjmngiy9oejj3ap22drqfbjjyp1cyehwfs3eudgdyh8rj5t7n1wgj1f5ae7bp6u0gup0y5pnduh7usw0oe&name=s293.PNG

- Давайте, определим, какого цвета дата вашего рождения. Учащиеся выполняют деление даты своего рождения и по таблице определяют цвет после приведенного примера.

15:7 = 2 (ост. 1) - цвет- красный

Если частное получится без остатка, то это число и будет соответствовать цвету вашего дня рождения.

(Учитель заранее делает табличку с вычислениями для самопроверки детей и если в классе есть даты рождения меньше числа 7, взять дату рождения близких родственников)

Проверяет ответы детей по табличке.

Слушают учителя

Дети решают, определяют цвет даты своего рождения.

Докладывают учителю о цвете даты рождения

Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.

Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Домашнее задание.

-Какое открытие помогло нам совершить “ИКС-педицию»?

-Необходимо ли вам это новое открытие? Для чего?

-Достигли мы поставленной цели?

-Поставьте себе самооценку за урок на полях. Покажите своё настроение.

- Давайте, выставим отметки.

Возле доски плакат со словами (4 пункта)

Учитель просит показать детям свое настроение к концу урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Дома придумать и решить 4 примера с остатком.

Отвечают на вопросы

Дети подходят и ставят знак у того выражения, которое выражает их настроение.

Слушают учителя

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку  (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.

Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 3 класс. тема: " Прием деления для случаев вида 78:2;69:3

Цели: 1.Познакомить учащихся с внетабличным  приемом   деления;2.Развивать  навыки решения задач и примеров, логическое мышление.Совершенствовать  табличные случаи деления и у...

Технологическая карта к открытому уроку математики в 3 классе. Тема."Деление с остатком" ФГОС

Цели данного урока: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике....

Методическая разработка. Технологическая карта урока математики. 4 класс. Тема: Деление на числа, оканчивающиеся нулям

Технологическая карта урока математики 4 классаТема: Деление на числа, оканчивающиеся нулями.Цель: Отработка вычислительных приемов деления на числа, оканчивающиеся нулями....

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: Деление на 2. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: составление таблицы деления с числом 2; решение простых задач на деление; развитие навыков устного счета.Планируемые результаты:Предметные:знать: как решаются текстовые зада...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: "Деление на 2". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения.Задачи урокаДидактические:формирование знаний о таблич...

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: "Деление с остатком". УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексия                                                  ...