Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики
статья по математике

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики.

 

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личностные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Проявления интереса к предмету можно добиться путём применения современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личностные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. Проявления интереса к предмету можно добиться путём применения современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Cоздание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся;
  2. Формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных, организационных действий учащихся;
  3. Создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;
  4. Способствовать выработке  умений планирования, целеполагания, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;
  5. Формирование у обучающихся способности владения различными методами познания.

Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:

  1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
  2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны:
  • Четко формулировать и аргументировать свое мнение;
  • задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  • рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать советы;
  • делиться своими знаниями с другими;
  • помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
  1. Побуждение учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно;
  2. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы);
  3. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость;
  4. Составление карточек заданий друг для друга;
  5. Взаимоопрос – работа в парах;

      8.   Использование сюжетных игр.

  1. . Использование простой и емкой наглядности.

     10. Применение игр-соревнований.

11. Использование нестандартных занятий.

     12.. Применение задач в стихах.

13.Соблюдение данных условий поз

14 Поощрение любой познавательной деятельности учащихся;

Высокий темп организации урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, чтобы у него не было возможности отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).

Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

Система уроков предусматривает решение занимательных заданий, я использую занимательное содержание материала, игровой материал, составление кроссвордов, провожу  конкурсы, соревнования.

Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности учащихся, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе. В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу, как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем над усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности учащихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. По характеру учебной самостоятельной деятельности можно выделить 4 уровня.

Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Этот уровень проявляется при выполнении простого воспроизведения имеющихся знаний.

Второй уровень проявляется в умении из нескольких правил выбрать одно и использовать в решении. На данном уровне учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие как сравнение, анализ.

Третий уровень – частично – поисковый. На этом уровне проявляется умение из имеющихся правил формировать обобщённые способы для решения более широкого класса задач. В деятельности ученика на этом уровне значительное место занимает контроль результатов.

Четвёртый уровень – творческая самостоятельность. Этот вид самостоятельности проявляется во время дополнительных занятий.

В своей работе для проверки знаний использую тест. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на определенную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Путь к этому лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса, занимательность, а также через творческие работы учащихся.

Для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них  самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения  я использую фронтально-индивидуальную и обучающую самостоятельные работы.

Фронтально-индивидуальная: образец решения задания записывается на доске и разбирается его пошаговое выполнение. После чего учащимся предлагается выполнить задание по образцу, при этом затрудняющимся оказывается помощь. Такая работа носит воспроизводящий характер, но она незаменима при формировании новых умений и навыков, при отработке алгоритмических действий.

Обучающая: в решении задания пропущены объяснения или (и) вычисления. Учащийся должен восстановить решения задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний учащихся, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике.

Умение заинтересовать математикой — дело не простое. Как сформировать интерес к предмету? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, использование разнообразных методов обучения.

Самое приятное в учебно-воспитательном процессе – это видеть улыбки на лицах учеников, приходить в класс, зная, что тебя там ждут и рады тебе.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида....

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"...

Мастер – класс "Контроль и оценка деятельности учащихся через применение каскадных тестов на уроках математики"

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачёты, ЕГЭ), но и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой. Формирование у учащихся умения р...

Активизация познавательной деятельности учащихся по средствам применения ИКТ на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативнос...