Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (3 класс)

Мельникова Ольга Владимировна

Конспект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3b_klass_matematika.docx205.31 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_matem.pptx524.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 3 б классе

по математике по теме:

«Случаи деления вида 87:29, 66: 22»

Тема урока: «Приём деления для случаев вида: 87: 29, 66 : 22»

Цели урока:

- закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи на кратное сравнение; составлять взаимообратные задачи, определять вид этих задач;

- формирование умения делить двузначное число на двузначное способом подбора;

- воспитание умения слушать своих товарищей и учителя;

- развитие мышления, памяти, внимания.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и учителем;

-проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебных и практических задач.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- овладеть приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

- работать по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности усвоения математических понятий;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- умение решать проблемы или задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД:

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение);

- формирование математической компетенции

- умение слушать и вступать в диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: конверты, вложения (1- жёлтый лист-таблица «Верю-не верю», 2-оранжевый лист с задачами, 3 – зелёный лист «Лесенка успеха», 4 –белый лист «Смекалка», 4 бабочки для физминутки, блокнотики и дощечка для математического диктанта, слова для памятки:  1.Подбираем.  2.Умножаем. 3.Проверяем.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок. А это, значит начинается урок математики.

Мы рады приветствовать гостей в нашем классе.

Пусть всем нам сегодня здесь будет светло: Гостям - уютно, а нам - легко.

Разминка.

Какой вчера был день недели?

Первый ряд садится

- Какой месяц на дворе? (февраль)

Второй ряд садится

- Какое сегодня число? (7)

- Что вы можете рассказать про это число? (однозначное число, в нём содержится 7 единиц, оно нечётное)

Третий ряд садится

 

                     Психологический настрой.     (Слайд видео)

Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая- я ее умертвлю, скажет мёртвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Вам понравились слова мудреца?

Давайте возьмем эти слова девизом нашего урока.

«Все в твоих руках».

-Ваши знания тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем своей работой на уроке математики.

Устный счёт. (слайд)

А с чего вы любите начинать урок?

Предлагаю проверить своё внимание и выполнить пару занимательных заданий:

 1. Даны ряды чисел:

1        2       3          4      5

6        7       8          9      10

11      12     13        14    15

16      17      18       19     20

21       22      23      24     25

Сумма первого вертикального ряда равна 55. Быстро найдите суммы остальных 4 - х вертикальных рядов.

Математический диктант.

Для чего арифметический диктант? (вспоминаем таблицу умножения и деления, названия компонентов)

Открываем тетради. Посмотрите на мою отметку и сравните с той, которую поставили вы. У кого совпали отметки?

Ребята, это означает, что почти все научились себя правильно оценивать. Молодцы.

Кто на доске?

  1. На сколько надо умножить 9, чтобы получилось 54.
  2. Делимое 49, делитель 7. Найди частное.
  3. Я задумала число, разделила его на 3 и получилось 8. Какое число я задумала?
  4. Найди частное чисел 24 и 6
  5. Сколько раз по 9 содержится в числе 36?
  6. Какое число нужно разделить на 6, чтобы получилось 6?
  7. Делитель 25, частное 1, найти делимое.
  8. На первой полке стоит 45 книг. На второй 34 книги. На сколько на первой полке меньше, чем на второй?

Положили ручки. Поменяйтесь тетрадями. Вызывает ученика, который писал ответы на дощечке.

Ответы: 6, 7,  24,  4,  4,  36,  25,   на 11

Проверяет учитель.

  Ошибок нет. Можно считать за эталон? Оцени свою работу? А у нас взаимопроверка. Зелёной ручкой. Сдали тетради. Я проверю объективность вашего оценивания.

Раз – закрыли

Два – сложили

Три – передали.

Запишите число. Классная работа.

Актуализации знаний

Дидактическая игра «Верю не верю»

Работа в парах

На каждой парте есть конвертик. Найдите в нём листик с табличкой «Верю-не верю». Читаете высказывание и если верите, ставите плюс, не верите - минус, сомневаетесь – «?»

Результат умножения это произведение

Первый компонент вычитания – это делимое.

Компоненты при делении называются делимое. Делитель, значение частного.

Деление — это такая операция, в результатекоторой получается число (частное)

При делении двузначного числа на двузначное, в частном всегда будет однозначное число. 

Подняли руки, кто ещё верит.

Есть ли высказывания в которых сомневаетесь?

А почему? (не изучали)

Какая тема урока?

Какую цель поставим перед собой?

Сегодня я хочу рассказать вам, как можно делить двузначное число на двузначное.

Давайте сначала найдём значение нескольких числовых выражений с действием умножения.

24 × 3                     22 × 4                     14 × 6

Как мы решаем такие примеры? Представляем двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и каждое из них умножаем на второй множитель. В 1 примере ответ 72. Во 2 - 88. В 3 - 84.

А теперь составим числовые выражения, обратные этим. Разделим произведения на первые множители.

72 : 24         88 : 22         84 : 14

Так как мы записали примеры, обратные примерам на умножение, то и ответы можем записать сразу. В первом ответ три, во втором – четыре. В третьем – шесть.

Вывод: Во втором столбике мы делили двузначное число на двузначное. Какую закономерность вы заметили?

Объяснение нового материала

Конечно, в записанных примерах узнать ответы не составило труда – посмотрел на умножение и записывай ответ. Эти примеры попарно взаимообратные. А как же разделить двузначное число на двузначное, если рядом нет обратного примера на умножение?

И вот здесь придётся воспользоваться таким способом, как подбор числа.

Что же это за подбор такой?

Попробуем найти частное чисел 87 и 29

Что значит разделить 87 на 29? Это значит сколько раз по 29 содержится в 87. И вот это-то число придётся подбирать. Начнём с самого маленького – единицы. Ну конечно же понятно, что, если 29 умножить на 1, получится29.

Попробуем 29 умножить на 2… получается 58.  Это нас тоже не устраивает. Попробуем 29 умножить на3...87. Прекрасно! Это именно то, что нам нужно. Значит, частное чисел 87 и 29 равно 3.

Работаем по плану.

1.Подбираем.

2.Умножаем.

3.Проверяем

А теперь       66:22

Подбираем однозначное число, умножив на которое 22 мы должны получить 66. Понятно, что это не один.

 Если 22 Умножаем на 2, получится 44.

 А если 22 умножить на 3–66. Стоп.

А теперь давайте попробуем найти частное чисел 98 и 14.

Пробуем подобрать ответ. 14 на два – 28.

 14 умножаем на 3 –42.

На 4– 56.

 На 5–70.

На 6–84.

 На7... уфф…98. То, что надо!

Так что, частное чисел 98 и 14 равно7.  Да, долгий подбор получается. Но. Есть, правда, один маленький секретик. Он поможет тем ребятам, кто уверенно знает таблицу умножения.

Этот способ тоже основан на связи деления и умножения.

 

Посмотрите, число 98 заканчивается цифрой 8. А 14– цифрой4. На какое число надо умножить 4, единицы делителя, чтобы в ответе в разряде единиц получить 8, как в нашем делимом?

Это может быть 2 или 7. Число 2 нам не подходит (14 × 2 = 28), а вот 7 – как раз то, что надо (14 × 7 = 98).

Значит, частное чисел 98 и 14 равно 7

Видите, вместо семи пробных чисел нам понадобилось только два. А в некоторых случаях может оказаться достаточно и одного пробного числа. Таким образом, мы можем сэкономить время, а особо нетерпеливые ещё и нервы сберегут.

 Не забудьте про наш секретЧтобы не перебирать много пробных чисел при подборе ответа, подумайте, на какое число надо умножить единицы делителя, чтобы в полученном произведении количество единиц было таким же, как в делимом. Будьте внимательны.

Физкультминутка

Глаз – путешественник” По углам доски крепятся разноцветные бабочки.  Не поворачивая головы, найти глазами бабочку определённого цвета.

Для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через

правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Дыхательная гимнастика

«Задувание свечи».  представьте, что перед вами зажженная свеча. Сделать глубокий вдох ртом, остановить дыхание п медленно дуть «свечу», пока не закончится воздух в легких. надо «задуть» свечу по команде
Первичное закрепление

- Давайте закрепим наши знания! Воспользуемся знаниями, полученными в ходе урока

Работа по учебнику

  • Стр.18, № 2 (1,2 столбик)
  • (1пример комментируем) памятка
  • - Кто понял, как решать такие примеры?
  • -Кому еще трудно? Почему? Продолжим эту работу на последующих уроках.

Решение задач.

Достаньте из конверта оранжевый листок.

Прочитайте задачи.

 1. Во время боя под городом Орёл нашими войсками было захвачено 75 танков и 25 бронемашин. Во сколько раз больше захватили танков, чем бронемашин?

   2. Во время боя под городом Орёл нашими войсками было захвачено 75 танков и 25 бронемашин. На сколько больше захватили танков, чем бронемашин?

Что у них общего?

В чём различие? (на разностное и кратное сравнение)

Кто запомнил условие задачи на кратное сравнение?

Какое правило используем при решении задач на кратное сравнение?

-Запишите решение и ответ.

75 *25

75:25=3(р.)

-Чтобы решить этот пример, каким способом воспользуемся? (Подбором частного)

- Ребята, составим обратную задачу? (какое действие взаимообратно делению?) Выходить будете парами, один записывает решение, второй формулирует составленную задачу.

Во время боя под городом Орёл нашими войсками было захвачено 75 танков, а бронемашин в 3 раза меньше. Сколько бронемашин захвачено в бою за Орёл?

Во время боя под городом Орёл нашими войсками было захвачено 25 бронемашин, а танков в 3 раза больше. Сколько танков захвачено в бою за Орёл?

Задачи какого вида получились?

Все три эти задачи называются взаимообратными.

 Подведение итогов урока.

Какая была цель на уроке? (научиться делить двузначное на двузначное)

- Кому было трудно?

- В чем заключались трудности?

-Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы этих трудностей не было?

Поднимите руку кто понял, как делить двузначное на двузначное?

В качестве самопроверки предлагаю тест по теме сегодняшнего урока.

Рефлексия 

Урок мы начали с пословицы: «Все в моих руках», а закончить урок я хочу другой пословицей: «Что трудно даётся, то дорого ценится». 

Сейчас возьмите из конверта зелёный листик «лесенку успеха».

Если вам не удалось сегодня усвоить как делить двузначное на двузначное, то нарисуйте смайлик на самой нижней ступеньке. На самой высокой ступеньке нарисуют смайлики, те ребята, которым все было понятно, есть ещё промежуточные ступени, прочитайте что они означают. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте смайлик там, куда вы себя относите».

Резерв урока

Задача на смекалку.

Итак, взгляните на страницу из 6-го номера "Советской смекалки". Мы видим, как фашисты распределились по полю и готовятся пойти в атаку на советские позиции, которые остался защищать всего 1 красноармеец, притаившейся в дзоте (отмечены на рисунке треугольниками).

У красноармейца всего 6 патронов, поэтому ему надо воспользоваться тем, что атака не началась и противник находится в статичном положении. Обязательным для этого условием будет молниеносность и точность, поэтому следует сразу выбрать 1 из дзотов, с которого лучше вести прицельную стрельбу.

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС: Какое укрытие выберет наш снайпер?

Любое дерево, куст или дом будут помехой для стрельбы, поэтому снайперу выбрал дзот №11 - единственное укрытие из которого можно вести прицельный огонь без помех по каждому из противников.

Домашнее задание 

- Как вы думаете от чего зависит продолжительность жизни птиц?

- Там есть таблица с данными о продолжительности жизни птиц. Прочитаете о жизни птиц в неволе и в природе и, используя данные, составите задачи. Кто уже догадался, какого вида могут быть задачи?

Урок окончен. Встали все

Сколько лет живут птицы в неволе?

Достаточно сильно различается продолжительность жизни птиц в естественной среде обитания и в неволе. Ведь в неволе все неблагоприятные условия (плохая погода, нападения хищников, отсутствие корма, болезни) сведены к минимуму. Например, воробьи в искусственной среде обитания доживают до 10 лет, тогда как в природе - максимум 2 года. Известно, что вороны на воле живут 10-12 лет и это достаточно неплохой показатель, но в неволе некоторые особи доживают до 75 лет. Даже домашние куры в исключительных случаях живут 18-20 лет.

По данным мировых зоопарков у различных видов птиц отмечена следующая продолжительность жизни в неволе:

  • беркут - 45 лет,
  • сип белоголовый - 40 лет,
  • журавль серый - 46 лет,
  • лебедь - 23 года,
  • пеликан - 50 лет,
  • цапля - 25 лет,
  • казарка канадская - 32 года,
  • голубь - 28 лет,
  • страус нанду - 38 лет,
  • филин - 53 года,
  • жаворонок - 16 лет,
  • дрозд черный - 20 лет.

Однако в природе птичий век гораздо короче. Согласно данным, полученным путем кольцевания, крупные пернатые потенциально живут дольше мелких.

Самые старые птицы.

 Сибирский белый журавль по кличке Вулф, содержавшийся в Международном фонде охраны журавлей, расположенном в США, дожил, до 82 лет. Птица погибла в конце 1988 г. после того, как, отгоняя посетителя, сломала клюв. 

Кроме страусов, которые иногда доживают до 75 лет, на протяжении 50 лет приносящих потомство, долгожителем среди домашних птиц является гусь, доживающий обычно до 25 лет. В 1976 г. умер гусак по кличке Джордж, доживший до 49 лет и 8 мес. 

 Свыше 80 лет прожил самец большого желтохохлого какаду по кличке Коки, умерший в Лондонском зоопарке в 1982 г. Это максимальный возраст среди птиц.

                    Самый старый пингвин 

Это пингвин Гинкиши из Японии, который умер от старости в возрасте почти 40 лет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Сумма первого вертикального ряда равна 55. Быстро найдите суммы остальных 4 - х вертикальных рядов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...