Письменные приемы сложения двухзначных чисел без перехода через десяток
план-конспект урока по математике (2 класс)

Татьяна Николаевна Каретникова

Конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx36.9 КБ
Файл matematika.pptx522.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка- проект урока по теме:

« Письменные приемы  сложение двухзначных чисел без перехода через десяток »                  

По предмету : математика

2 класс

     

Разработала:  Каретникова Татьяна Николаевна

Учитель МБОУ ООШ№25 им.Е.Н.Сисева пос.Северного

МО Курганинский район

Краснодарский край, Курганинский район, поселок  Северный

УМК/система: «Школа России».

Тема:  «Письменные приёмы сложения двузначных чисел без  перехода через десяток».

Цель урока:

  • создать условия для формирования у учащихся навыка письменного приёма сложения двузначных чисел без  перехода через десяток.

Задачи:

  • обучающая:
  • формировать навыки письменного приёма сложения двузначных чисел без перехода через десяток;
  • развивающая:
  • развивать навыки устного и письменного счёта;
  • развивать логическое мышление, математическую речь, умение объяснять и доказывать;
  • воспитательная:
  • воспитывать любознательность, стремление познавать новое, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового

Планируемые результаты образования:

  • предметные:
  • имеют представление об алгоритме сложения двузначных чисел без перехода через разряд;
  • умеют выполнять сложение двузначных чисел без перехода через десяток согласно    алгоритму; решать уравнения; решать составные задачи на нахождение остатка;
  • знают, как выполнять проверку при решении уравнений.
  • личностные УУД:
  • оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; применяют правила делового сотрудничества; сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
  • Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов УУД):
  • регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; оценивают собственные успехи в вычислительной деятельности;
  • познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи;
  • коммуникативные: слушают и понимают речь одноклассников, учителя; согласовывают действия с партнёром; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Оборудование:

  • интерактивная доска.

Технологическая карта урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организации
совзаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая

подготовка

к уроку

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

Наблюдение

II. Каллиграфическая минутка

Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа

Прописывает образец на доске:

47 47 47 47 47…

58 58 58 58 58…

– Что вы заметили?

– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, записывают число в тетради

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать

и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Уст-

ные ответы, наблюдение

III.  Уст-

ный счет

Развитие навыков устного счета

1. «Цепочка».

– Проверьте, все ли в цепочке верно?

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклас-

Уст-

ные ответы

2. Какой знак пропущен?

6 * 2 = 5 * 3              8 * 2 = 18 * 8

8 * 3 = 11 * 0            7 * 4 = 6 * 5

и вычитания; анализируют, обосновывают свою точку зрения; составляют равенства

сников.

Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы

и целей

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

Предлагает найти значение суммы 45 + 23

(с подробным объяснением).

Объяснение: представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три.

45 + 23 = 45 + (20 + 3) = (45 + 20) + 3 =

= 65 + 3 = 68.

– До сих пор мы с вами пользовались различными устными приемами сложения двузначных чисел. Сегодня вы узнаете один из письменных приемов сложения двузначных чисел, научитесь складывать числа, используя данный прием

Познавательная: слушают учителя.

Коммуникативная: вступают

в диалог с учителем и одноклассниками.

Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить

Фронтальная

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Уст-

ные ответы

V. От-

крытие новых знаний

Знакомство

с новым приемом сложения

Предлагает рассмотреть запись на доске:

                             45

                          + 23

                             68

Наблюдают, логически рассуждают, обобщают, делают выводы

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: анализируют

Уст-

ные ответы

 

– Рассмотрите внимательно запись.

– Вы заметили, что в ней тоже записана сумма чисел 45 и 23?

– Расскажите, как это сделано.

– Как расположены единицы слагаемых? (Единицы расположены под единицами.) 

– Как расположены десятки? (Десятки расположены под десятками.)

Где стоит знак действия? (Слева от слагаемых.)

Что в записи заменяет знак равенства? (Черта.)

Как располагается значение суммы? (Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками.)

Далее поясняет, что при сложении в столбик вычисления начинают делать с единиц

и сравнивают объекты, делают вы-

воды.

Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

VI. Первичное закрепление знаний

Отработка

изученного

приема сложения.

Задание 1 

(с. 4 учебника, ч. 2).

С целью отработки приема сложения двузначных чисел в столбик предлагает выполнить задание 1.

Приглашает одного ученика выполнить работу на доске (с подробным объяснением).

Слушают учителя, выполняют необходимые действия, логически рассуждают.

Фронтальная.

Познавательные: создают алгоритм деятельности; структурируют знания.

Коммуникативные: слушают, слышат и понимают партнеров по речевому общению; уважают всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают важность приобретаемых знаний и умений.

Уст-

ные ответы.

Наблюдение.

Самостоятельная работа:

задание «Проверь себя» 

(с. 4 учебника, ч. 2).

Предлагает обучающимся самостоятельно

с последующей взаимопроверкой выполнить задание «Проверь себя».

Работают самостоятельно, осуществляют взаимоконтроль.

Индивидуальная,

парная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль, корректировку и оценивание своей деятельности и деятельности партнера.

Наблюдение.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора

Выполняют

элементарные физические

упражнения

(в соответствии в текстом стихотворе-

ния), повторяя их за учителем

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

Наблюдение

II. Ра-бота над задачами

Решение задач изученных видов.

Задача 2 (с. 4 учебника, ч. 2)

– Прочитайте текст задачи 2.

– Что в задаче известно?

– О чем спрашивается?

– Какая это задача: простая или составная?

– Назовите данные и искомое числа.

– Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач).

– Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче?

– Запишите задачу кратко.

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, доказывают, почему данный текст является задачей; соотносят текст задачи со схемой; выполняют краткую запись;

Фронтальная

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников; способны к саморегуляции.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи,

Уст-

ные ответы,

наблюдение

– Решите задачу по действиям, с пояснениями.

Решение:

1) 4 – 3 = 1 (м) – на передник;

2) 4 + 1 = 5 (м) – всего.

– Запишите решение задачи выражением.

4 + (4 – 3) = 5.

– Сформулируйте и запишите ответ задачи

объясняют, каким образом следует выполнить решение, обосновывают выбор арифметических действий для решения задачи; записывают решение, дают ответ на поставленный вопрос

строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности; осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений

VIII. Ра-

бота

с геометрическим материалом

Распознавание и изображение геометрических фигур

– Начертите в тетрадях прямоугольник

со сторонами 4 и 2 сантиметра.

– Как найти периметр прямоугольника?

– Найдем периметр данного прямоугольника.

– Начертите треугольник, имеющий такой же периметр.

– Каковы стороны вашего треугольника?

Под руководством учителя учащиеся записывают данную геометрическую задачу; чертят заданную фигуру; повторяют понятие периметра, самостоятельно находят периметр многоугольника

Фронтальная.

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера; при необходимости корректируют деятельность, выделяют то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить.

Познавательные: анализируют объекты, выделяя их существенные признаки; моделируют.

Коммуникативные: владеют диалогической речью; уважают в сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов.

Наблюдение

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать самостоятельность, внимание, наблюдательность

IX. Ре-

шение

выражений

Развитие навыков счета.

Работа в парах:

задание 3 

(с. 4 учебника, ч. 2)

Предлагает обучающимся работать в парах. На данном этапе урока можно предложить выполнить задание 3, которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания

Решают числовые выражения

в парах; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку

Групповая (пар-

ная)

Регулятивные: прогнозируют результаты собственной деятельности, контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе

Наблюдение

X. Ре-флексия учебной деятельности

Обобщение полученных

на уроке сведений, оценивание

– Чему научил вас сегодняшний урок?

– Все ли вам было понятно?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднения?

– Как вы сегодня работали?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Уст-

ные ответы

Литература:

  1. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях. Часть 2. / М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 2класс. : Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. - М.: Вита-Пресс, 2002.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воло дарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2016.

    4.  Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под.ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2018г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики во 2 классе Тема: Письменные приемы сложение двухзначных чисел без перехода через десяток УМК/система: «Школа России». Подготовила учитель начальных классов МБОУ ООШ №25 им.Е.Н.Сисева пос.Северного Курганинского района

Слайд 2

Тема: «Письменные приёмы сложения двузначных чисел без перехода через десяток ». Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыка письменного приёма сложения двузначных чисел без перехода через десяток.

Слайд 3

47 47 47 47 47… 58 58 58 58 58…

Слайд 5

Какой знак пропущен? 6 * 2 = 5 * 3 8 * 2 = 18 * 8 8 * 3 = 11 * 0 7 * 4 = 6 * 5

Слайд 6

45 + 23 = ?

Слайд 7

45 + 23 68 Алгоритм решения : 1 .Пишу десятки по десятками, а единицы под единицами. 2 .Складываю единицы. 3. Складываю десятки. 4. Записываю ответ

Слайд 8

Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо Клонятся цветы и травы. А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора ФИЗМИНУТКА

Слайд 10

4 см 2 см

Слайд 11

– Чему научил вас сегодняшний урок? – Все ли вам было понятно? – Что особенно понравилось? – Что вызвало затруднения? – Как вы сегодня работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Письменные приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток».

УМК/система: «Школа России».Цель урока:создать условия для формирования у учащихся навыка письменного приёма сложения двузначных чисел с переходом через десяток....

Письменные приемы вычитания двузначных чисел с переходом через десяток в пределах 100.

Технологическая карта для 2 класса по математике по теме "Письменные приемы вычитания двузначных чисел с переходом через десяток"...

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание двухзначных чисел без перехода через десяток"

Урок-путешествие по математике по программе "Школа 2100" во 2 классе.  Урок проведён в форме групповой работы....

Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток. " 2 класс

Письменный прием сложения двузначных чисел без перехода через десяток. Закрепление...

Конспект открытого урока математики "Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом через десяток. Закрепление"

Конспект открытого урока математики "Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом через десяток. Закрепление"...