Математика 1 класс.
методическая разработка по математике (1 класс)

Тараканова Александа Анатольевна

Математика                           1 класс  

Тема урока: «Волшебные цифры». 

Цели урока: систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах, познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, закреплять навыки счета в пределах 9, вовремя проводить минутки отдыха, учить детей заботиться о своём здоровье, развивать интерес к математике, творческие способности, речь детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.1_klass._kons._volsh.tsifry.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Математика                           1 класс  

Тема урока: «Волшебные цифры». 

Цели урока: систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах, познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, закреплять навыки счета в пределах 9, вовремя проводить минутки отдыха, учить детей заботиться о своём здоровье, развивать интерес к математике, творческие способности, речь детей. 

Ход урока. 

I  Организационный момент. 

Долгожданный дан звонок,  

Начинается урок. 

- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас всё получится! 

II   Работа по теме. 

1. Пальчиковая гимнастика. 

- Прежде чем приступить к письму, выполним пальчиковую гимнастику. 

Мы наши пальчики сплели 

И вытянули ручки. 

Ну, а теперь мы от Земли 

Отталкиваем тучки. 

2. Минутка чистописания. 

- Какие цифры мы будем сегодня писать? (2 8 7) 

- Вспомним, как пишутся эти цифры. (Показ правильного написания на доске) 

Дети пишут в тетрадях. (Тот, кто напишет, встаёт из-за парты для отдыха.) 

         Сяду прямо, не согнусь, 

         За работу я возьмусь!  

3. Устный счёт. 

На уроке интересном,  

Дети всё решают вместе.  

Чтобы нам умнее стать,  

Мы готовы посчитать. 

 

- Назовите и покажите цифры в порядке возрастания от 1 до 9. 

- Чему равна сумма 2 и 3? (буква – с) 

- Найти разность 6 и 2. (-о)  

  (далее открывают буквы дети) 

- Какое число меньше 5 на 2? (-и) 

- Увеличить 3 на 4. (- л) 

- Из суммы чисел 4 и 5 вычесть 7. (-ч) 

а) Понятие «число». 

- Какое же слово мы открыли? (число) 

- А что такое число? 

(Это количественная характеристика совокупности предметов, число помогает узнать, много или мало предметов) 

- В словаре Ожегова можно найти такое объяснение: 

Число - это основное понятие математики - величина, при помощи которой производится счёт. 

- Первым о числах начал рассуждать древнегреческий учёный Пифагор: « Числа правят миром» - провозглашал он. 

б) Понятие «цифра». 

- А что же такое цифра? 

(это знак для обозначения числа, то же самое, что буква для звука) 

- О цифрах расскажет ... (ученик) 

в) Сообщение ученицы. 

- Цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы сразу. Это результат длительного развития человечества. В древности люди по-разному записывали числа, используя различные символы. (Показывает символы, которыми пользовались люди раньше.) 

4. Сообщение темы. 

- Итак: 

Поработали мы дружно, 

Отдохнуть теперь нам нужно. 

Тише, тише, тишина 

В нашу комнату пришла! 

(Дети закрывают глаза) 

 

Новый год, приходи поскорее,  

В сказку добрую нас пригласи,  

Прокати по межзвездным аллеям  

И обратно домой принеси! 

- Новый год - яркий радостный праздник и чудеса уже начинаются!  

- На уроке мы будем работать с необычными цифрами - цифрами из волшебной страны.  

Тема урока так и называется - «Волшебные цифры». 

5. Работа по учебнику. 

а) Ответы на вопросы по числовому отрезку. 

- Посмотрите, какими знаками обозначено число 0? 3? 7? 9? 

- Какое число обозначено флажком? 

- Какое число следует за грибком? 

б) Выполнение №1, стр. 40. 

- Ребята, без кого не приходит Новый год? (без Деда Мороза и Снегурочки) 

-Дед Мороз ещё на севере, а вот Снегурочка с братом Снеговиком уже появились и приготовили вам задания. 

- Поможем Снегурочке решить волшебные числовые выражения. 

 

в) Выполнение №2, стр. 40. 

- А теперь Снеговик приготовил задание посложнее, но я думаю, что мы с ним справимся! 

- Посмотрите, что мы должны выполнить в №2, как вы думаете? 

(<, >, =) 

- Как же сравнить два волшебных числа?  

1 столбик: 

 

(если знак - цифра левее на числовом отрезке, то число меньше, правее — больше) 

2 столбик: 

 

(если к одинаковому числу + другое число, то получится > число и наоборот} 

г) Самостоятельная работа. 

- А вот №3 вы, ребята, выполните самостоятельно. Нарисуйте в пустые окошки волшебные цифры так, чтобы неравенства получились верными. (Индивидуальная работа с детьми) 

Проверка с/р. 

- Что же у вас получилось? (спросить несколько учащихся) 

6. Гимнастика для глаз. 

Вы внимательно считали,  

Ваши глазки не устали? 

- К нам в гости заглянул Колобок. Он будет от вас убегать, а вы догоняйте его глазками. 

7. Знакомство с римской нумерацией. 

- Кроме арабских цифр, которыми мы с вами привыкли пользоваться, есть и другие цифры. 

- Вспомните, как они называются? (римские) 

- Римская нумерация возникла более 25 веков назад. 

- Что используется здесь для записи числа? (палочки) 

- На уроке информатики мы с вами уже познакомились с некоторыми цифрами. Покажите с помощью счетных палочек цифру 1, 2, 3. 

а) Запись в таблицу. 

- Запишите в таблицу цифры I, II, III в пустые клетки. 

- На что похожа цифра 5? (раскрытая ладонь) 

- Запишите. 

- Чем отличаются цифры IV и VI? (запись) 

- А как же записать цифру VII и VIII? (запись) 

- На что похожа цифра X? 

- Как записать цифру IX? (запись) 

б) Выполнение №5, стр. 40. (с комментированием) 

- Снеговик не может справиться с заданием в №5. Давайте ему поможем. 

                 

                I + II = III     V + II = VII 

                III –II =I                 VIII – I = VII 

 

8. Дыхательная гимнастика. 

- В благодарность за верно выполненное задание Снеговик приготовил вам сюрприз. (Музыка) 

- Возьмите тучки со снежинками. (К тучкам, вырезанным из картона пришиты на длинной нитке красивые снежинки. Снежинки лежат на тучках и дети должны на них дуть.) 

- Подуйте на снежинки еле - еле. Вдыхаем через нос! 

- Теперь посильнее, но так, чтобы снежинки не улетели! 

- А теперь набрали воздух и с силой выдохнули. 

С неба падали пушинки 

На замерзшие поля. 

Ель закутали косынкой 

Жаркой шубой - тополя!  

III. Закрепление. 

1. Работа по учебнику. 

- Посмотрите, что мы должны выполнить в №7.  

(Соединить картинки с одинаковым количеством предметов и обозначить их цифрой по образцу: слева — арабской, справа - римской) 

- Найдите картинки, которые можно обозначить цифрой 1, 2, 5.  

(Пока дети пишут кладу каждому на парту снежинки.) 

IV.  Итог урока. 

- Снегурочка и Снеговик на память о нашем уроке приготовили вам сувениры. 

- Что это у вас? (снежинки) 

- А что общего у слов Снегурочка, Снеговик, снежинка? 

-Да, это родственные слова. Мы с вами тоже, как родственники в одной семье, должны быть дружными. Ведь недаром говорится: «Дружба в делах помощница». 

- И нам сегодня тоже помогала ваша дружба! 

- А был ли для вас этот урок интересным, познавательным? 

- Над какой темой работали? 

- Какие вопросы показались самыми трудными? 

- О чём расскажете дома своим родителям? 

- А что бы хотели повторить на следующем уроке? 

Рефлексия. 

- А сейчас вы должны выбрать ёлочную игрушку, которая есть у вас на парте. Если вы остались чем-то недовольны, то возьмите белую игрушку, а если у вас хорошее настроение, то возьмите красивую игрушку и прикрепите на ёлку.  (В это время звучит новогодняя песенка про ёлочку.) 

Зачитываю строчки стихотворения: 

Ёлка наряжается, 

Праздник приближается. 

Новый год у ворот, 

Ребятишек ёлка ждёт.  

 

Лучше вы, умнее стали,  

На уроке не устали?  

Есть желание учиться? 

И, конечно, не лениться! 

Вот так чудо из чудес! 

- На этом наш урок закончен. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...