Рабочая программа ( Математический кружок "Юный Пифагор")
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Ульяник Мария Андреевна

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

"Юный Пифагор"

Содержание программы «Юный Пифагор» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Рабочая программа  по внеурочной деятельности

  2. "Юный Пифагор"

  1.  Направление: общеинтеллектуальное

  2. 4 класс

malchik-pishet-uchenik

Кол-во часов в год: 34 часа

В неделю: 1 час

2020-2021 уч. г.

 

Пояснительная записка.

        Рабочая программа  «Юный Пифагор» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе

  • авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

   

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

            Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Юный Пифагор» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
  • решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  •  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  •  формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

  •  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты изучения курса «Юный Пифагор»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса

являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
  • Коллективизм;
  • Креативность (творчество);
  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  
  • Научность;
  • Сознательность и активность учащихся;
  • Наглядность.

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;
  •  Игра.

Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 40-45 минут

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Требования к результатам освоения:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Универсальные учебные действия

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

 

   Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

№ п/п

Тема

К-во часов

1

Царство математики

7

2

Мир задач

4

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической  газеты

1

7

     Математическая олимпиада.

5

8

Итоговое занятие

1

Итого

34

Содержание программы

  1. Царство математики ( 7 часов)

О математике с улыбкой. ( 2 часа)

Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,

Решение интересных задач. Веселая викторина.

Из истории чисел. (2 часа)

Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

Математические игры. ( 1 час)

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

Четные и нечетные числа. (2 часа)

Свойства  четных и нечетных чисел

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

  1. Мир задач ( 4 часа)

Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа) 

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

Задачи, решаемые с конца. (1 час)

 Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

Задачи на взвешивания( 1 час)

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

  1. Логические задачи. (10 часов)

Истинностные задачи. (1 час)

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

Несерьезные задачи.  (1 час)

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

Логика и рассуждения(1 ч.)

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

Задачи с подвохом.(1 час)

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

Математические ребусы (2 часа)

  1. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

Вычисли наиболее удобным способом.

Умножение на 9 и на 11.

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Использование изменения порядка счета.

  1. Переливания.(2 часа)

  1. Выпуск математических газет ( 1 час)

  1. Математическая олимпиада. (5 часов)

Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

  1. Итоговое занятие

Календарно -тематическое планирование

занятий кружка «Юный Пифагор»

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата

Факт

Царство математики ( 7 часов)

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

1

2

Решение интересных задач. Веселая викторина.

1

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

1

4

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

1

5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

1

6

Четные и нечетные числа.

Свойства  четных и нечетных чисел

1

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

1

Мир задач ( 4 часа)

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Таинственные задачи.

1

9

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Задачи на определение возраста.

1

10

Задачи, решаемые с конца. 

 Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

1

11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

1

Логические задачи. (10 часов)

12

Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

1

13

Несерьезные задачи. 

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

1

14

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

1

15

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

1

16

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»

1

17-18

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

2

19

Задачи на разрезания и складывание

фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

1

20-21

Математические ребусы

2

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

22

Вычисли наиболее удобным способом.

23

Умножение на 9 и на 11.

24

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

25

Использование изменения порядка счета.

Переливания.(2 часа  )

26

Задачи на переливание

1

27

Задачи на переливание

1

28

Выпуск математической газеты

1

Математические олимпиады. (5 часов)

29

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

30

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

31

Подготовка и участие в математических олимпиадах

1

32

Конкурс «Лучший математик»

1

33

Конкурс «Знатоки математики»

1

34

Итоговое занятие

1

Всего

34

  1. В результате работы по рабочей программе «Юный Пифагор»  учащиеся 4 классов

 должны знать:

  • инварианты;
  • правила решения ребусов;
  • правила математического соревнования;
  • алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.

              должны уметь:

  • решать ребусы;
  • решать задачи на инварианты;
  •  задачи  на взвешивания;
  • решать задачи на логику;
  • решать арифметические задачи;
  • решать задачи на переливания.

  1.  Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
  • решать задачи на разрезания и складывание фигур.
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • работать в группах;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
  • уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;

Литература:

  1. Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
  3. Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.:        Наука,        Главная редакция физико-

математической литературы, 2006г.

  1. Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
  2. Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
  3. Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
  4. Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
  5. В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Коррекция предмета математика...

Рабочая программа "Математические ступеньки"

Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...

Рабочая программа. Математический кружок "Мир цифр"

Рабочая программа. Пояснительная записка. КТП....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию....

Рабочая программа ВНД. "Юный Пифагор", 3-4 классы

Рабочая программа по ВНД "Юный Пифагор" для 3-4 классов...

Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс

   Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4

Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому.  Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...