Конспект по математике "Устные и письменные приемы вычисления" (УМК "Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по математике

Цели деятельности учителя: повторение основных свойств сложения, алгоритмов сложения и вычитания трехзначных чисел, знакомство с устными и письменными приемами вычислений.
 
Планируемые результаты: 
Предметные: уметь выполнять действия с величинами, знать приемы устных и письменных вычислений многозначных чисел.
Личностные: интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач
 
Тип урока: Открытие нового знания
 
 
Оборудование: УМК Школа России (Учебник), ИКТ (презентация по уроку, ПК, проектор), раздаточный материал.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        5. 11. 2019                                                                                        ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                                ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс: 4                                                                                                ФИО методиста: Дрокина М. В.

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: Устные и письменные приемы вычисления.

Цели деятельности учителя: повторение основных свойств сложения, алгоритмов сложения и вычитания трехзначных чисел, знакомство с устными и письменными приемами вычислений.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выполнять действия с величинами, знать приемы устных и письменных вычислений многозначных чисел.

Личностные: интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: УМК Школа России (Учебник), ИКТ (презентация по уроку, ПК, проектор), раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

Ну – ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтоб передать вам знания,

От вас прошу внимания.

Переключают внимание на учителя. Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Устный счет.

Определите, сколько единиц каждого разряда в каждом числе:

34 265 (5 ед., 6 дес., 2 сот 1 кл, 4 ед., 3 дес 2 кл);

56 070 (единицы 1 кл отсутствуют, 7 дес, сотни 1 кл отсутствуют, 6 ед., 5 дес 2 кл);

604 736 (6 ед., 3 дес, 7 сот 1 кл, 4 ед., дес 2 кл отсутствуют, 6 сотен 2 кл);

32 069 (9 ед., 6 дес, сот 1 кл отсутствуют, 2 ед., 3 дес 2 кл);

8 605 (5 ед., дес 1 кл отсутствуют, 6 сот 1 кл, 8 ед. 2 кл).

Определите, сколько единиц каждого класса в числе:

34 265 (265 ед. 1 кл, 34 ед. 2 кл),

56 070 (70 ед. 1 кл, 56 ед. 2 кл),

604 736 (736 ед. 1 кл, 604 ед. 2 кл),

32 069 (69 ед. 1 кл, 32 ед. 2 кл),

8 605 (605 ед. 1 кл, 8 ед. 2 кл).

- Молодцы, ребята! Отлично справились с устным счетом.

- Вы уже знакомы со свойствами сложения. Кто мне напомнит, какие свойства сложения бывают? (уч. с. 60, под красной чертой)

- Давайте обратимся на с. 104 в учебнике и вспомним свойства сложения.

1. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

6+3=3+6; 320+115=115+320 (425)

2. Два соседних слагаемых можно заменить их суммой.

(80+17) +3=80+(17+3)    2+98+804+96= (2+98) +(804+96)

Примените правила сложения, выполнив задание на с.60 №260

(устно вычисли наиболее легким способом)  

- Как мы выберем легкий способ? (чтобы в сумме получились круглые десятки или сотни).

-Хорошо. Свойства сложения вы помните!

2+96+98+904= (2+98) +(96+904) =100+1000=1100

257+18+12+3= (257+3) +(18+12) =300+30=330

48+530+70+52= (48+52) +(530+70) =100+600=700

33+34+35+36+37= (33+37) +(34+36) +35=70+70+35=140+35=175

- Отлично справились с заданием.

- Молодцы, отличная работа!

Выполняют задания устного счета.

Вспоминают свойства сложения.

Устно выполнять задание

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

- Сейчас мы с вами устно выполняли действия с выражениями удобным способом.

- Всегда ли мы можем вычислять выражения устно?

- Почему?

- Правильно.

-Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел?

- Давайте вспомним алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании столбиком.

- Посмотрите на доску, все ли верно в записи?

        5        3        4

+        4        2        7

        9        6        1

- Давайте вспомним алгоритм письменного сложения трехзначных чисел.

Алгоритм

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы

3. Складываю десятки

4. Складываю сотни

5. Читаю ответ

(аналогично с вычитанием)

        4        8        3

-        1        6        7

        3        1        6

- Молодцы!

- Кто уже может сформулировать тему урока.  О чем мы сегодня будем говорить?

- Какие задачи на урок поставим?

-Нет.

-Есть большие числа, которые посчитать в уме очень сложно.

Отвечают на вопрос учителя

Вспоминают алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании.

- Выполнять устные и письменные приемы вычислений.

-Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, вспоминать алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– подведение под понятие (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

- Откройте уч. на с.60.

- Кто прочитает правило ниже №260?

- А теперь вернемся к моему вопросу, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел?

- Давайте вместе проверим ваши предположения, прокомментировав примеры из учебника, используя уже знакомый нам алгоритм письменного сложения.

- Комментируем 1 выражение.

(Пишу число 3126. Данное число состоит из 4 разрядов. Следующее число 4292 состоит тоже из 4 разрядов. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами. Начинаю складывать единицы 6+2=8 ед., теперь складываю десятки 2+9=11, пишу 1 единицу и 1 десяток в уме (пишу над сотнями. Складываю сотни 1+2=3, да еще мы 1 запоминали, 4. Складываю тысячи 3+4=7. Читаю ответ 7418.

Теперь будем вычитать.

В числе 25346 –  25 тысяч: 2дес класса тысяч, 5 ед. класса тысяч. 3 сотни, 4 дес, 6 ед. Пишу число 25346. Из него буду вычитать 3407. В этом числе 3 тысячи, 4 сот, 0 дес и 7ед. Пишу ед. под ед., дес под дес, сот под сот., тыс. под тыс. Обратите внимание, что в уменьшаемом в классе тысяч есть и десятки, и единицы, а в вычитаемом только единицы, поэтому единицы тысяч пишу под единицами тысяч. Вычитаю из ед. –ед. Из 6 вычесть 7 не могу, поэтому у десятков занимаю 1 ед. Ставлю точку над десятками, чтобы не забыть, что я занимала. Тогда из 16-7=9, пишу под ед. Вычитаю десятки из 4-0=4, да мы занимали из 4 десяток, поэтому осталось 3. Дес пишу под дес. Вычитаю сотни из сотен 3-4. Из 3 вычесть не могу, поэтому занимаю у большего соседнего разряда 1, чтобы не забыть ставлю точку. Из 13-4=9. Сотни пишу под сотнями. Вычитаю тысячи. Из 5-3=2, да я занимала у 5, поэтому, 4-3=1. Осталось 2 тысячи, из нее ничего не вычитаю, поэтому ее так и переписываю. Читаю ответ 21939.

- Ребята, а посмотрите на поля на с.60.

- Кто может объяснить, что означает 1 запись: (в+0=в)

-Верно. Что обозначает 2 запись? (0+с=с)

-Верно. Объясните, что означает 3 рамочка. (а-0=а)

-Верно. Последняя: (к-к=0)

- Молодцы!

-Да

Читают правило в учебнике

2 ученика комментируют примеры выражений по алгоритму

-Если к числу прибавить 0, то получится то же самое число.

-Если 0 прибавить к числу, то получится то же самое число.

-Если из числа вычесть0, то получится то же самое число.

-Если из числа вычесть это же самое число, то получится 0.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

- Теперь давайте попробуем письменно решать выражения на сложение и вычитание с многозначными числами.

-Откройте тетради. Отступите 4 кл от предыдущей записи. Запишите число, классная работа. №262.

- Найдите в уч. №262. Кто прочитает задание?

- Есть желающие пойти решать у доски?

Запишите 1 выражение в столбик, проговаривая, как делала это я.

- Молодцы! Все, кто работал у доски, получают отметки.

Физкультминутка.

Выполняют задание из учебника

4 ученика по очереди выходят к доске, остальные решают в своей тетради

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– познавательная инициатива (Р);

 – построение логической цепи рассуждений (П);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Запишите в тетради № 264.

- Кто прочитает задачу?

- Что нам здесь нужно сделать?

- Есть желающие пойти к доске?

- Остальные записывают у себя в тетради.

- О чем говориться в задаче? (о книгах)

- Что известно? (сколько было выдано, сколько осталось)

-Что нужно найти? (сколько всего книг в библиотеке)

- Как запишем это в краткой записи?

Выдано         327 кн.

Осталось        ? на 246 кн. <

Всего           ?

- Какой главный вопрос задачи?

 (сколько всего книг в библиотеке)

- Можем ли мы сразу ответить на 1 вопрос задачи? (нет)

- Почему?

- Что на сначала нужно узнать? (нужно узнать, сколько осталось книг после выдачи)

- Каким действием мы это узнаем? (вычитанием)

- Каким выражением запишем?

1) 327-246= 81 (кн.) – осталось

- Зная, сколько книг было выдано и сколько осталось, можем узнать, сколько всего книг?

- Каким действием мы это узнаем? (сложением)

- Каким выражением запишем?

2) 327+81= 408 (кн.) –всего.

- Запишите ответ.

О т в е т: в библиотеке 408 книг.

- Хорошая работа! Умники и умницы!

- Итак, сегодня мы вспоминали устные и письменные приемы сложения и вычитания. Сейчас мы с вами выполним небольшую работу.

Работают над задачей

Составляют краткую запись

Выполнять решение задачи

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

У каждого на парте лежат карточки. На них 2 задания. Работа по вариантам. В обоих вариантах 2 задания.

1 вариант.

1)        Вычислите удобным способом

           75+13+425+37= (75+225) +(13+37) =300+50=350

2)        Вычисли, записывая решение столбиком.

+4235           _36798          

  1943             19467            

  6178             17331

2        вариант.

1)        Вычислите удобным способом

374+126+273+27=500+300=800

2)        Вычисли, записывая решение столбиком.

  18506        _14238

+32993            2387

  51499              11851

- Молодцы! Передайте ваши карточки с последней парты на первую. Каждый получит отметку за эту работу.

Самостоятельно выполняют задание.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

- Напомните, какие задачи мы ставили на урок?

- Достигли мы их?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Кому было что – то не понятно? Поднимите руку

- Что было самым трудным?

- Встаньте те, кто хорошо понял тему и может объяснить своему другу / однокласснику.

Спасибо за урок!

Оценивают свою работу.

Беседуют с учителем

Проводят самооценку, рефлексию.

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Письменные приемы умножения в пределах 1000. Закрепление."

Данный урок в игровой форме поможет закрепить навыки умножения в пределах 1000....

Конспект урока по математике на тему:"Закрепление письменного приема сложения и вычитания"(урок-путешествие)во 2 классе УМК "Школа России"

Используется текст задачи, который позволяет воспитывать сознательное стремление к ведению здорового образа жизни....

Конспект урока по математике «Письменные приемы умножения на однозначное число» (УМК "Школа России", 3 класс) Закрепление

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока: «Письменные приемы умножения на однозначное число»  Цель деятельности учителя: закрепление письменных приемов умножения на однозначное число ...

Конспект урока математики. Тема: "Письменное деление двузначных чисел", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Повторительно-обобщающий урок: письменное деление двузначных чисел»...